Главная:
Рефераты
На главную
Генетика
Государственно-правовые
Экономика туризма
Военное дело
Психология
Компьютерные сети интернет
Музыка
Москвоведение краеведение
История
Зоология
Геология
Ботаника и сельское хоз-во
Биржевое дело
Безопасность жизнедеятельности
Астрономия
Архитектура
Педагогика
Кулинария и продукты питания
История и исторические личности
Геология гидрология и геодезия
География и экономическая география
Биология и естествознание
Банковское биржевое дело и страхование
Карта сайта
Генетика
Государственно-правовые
Экономика туризма
Военное дело
Психология
Компьютерные сети интернет
Музыка
Москвоведение краеведение
История
Зоология
Геология
Ботаника и сельское хоз-во
Биржевое дело
Безопасность жизнедеятельности
Астрономия
Архитектура
Педагогика
Кулинария и продукты питания
История и исторические личности
Геология гидрология и геодезия
География и экономическая география
Биология и естествознание
Банковское биржевое дело и страхование
Карта сайта
Рефераты. Работа воспитателей по основам безопасности жизнедеятельности с детьми в ГУ Социальный приют "Ховрино"
Работа воспитателей по основам безопасности жизнедеятельности с детьми в ГУ Социальный приют "Ховрино"
24
Оглавление
Введение
Глава 1 Условия формирования культуры безопасной жизнедеятельности детей в условиях социального приюта
1.1 Социально-культурные и педагогические возможности социальных приютов
1.2 Культура безопасности как основа профессионализма педагога
Глава 2 Работа воспитателей по основам БДЖ с детьми в ГУ Социальный приют «Ховрино»
2.1 Характеристика социального приюта «Ховрино»
2.2 Профессионализм воспитателя в работе по основам БДЖ в социальном приюте «Ховрино»
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность. Безопасность жизни и деятельности - насущная потребность человека. Сохранение здоровья детей и подростков, будущих матерей и отцов, обеспечение достойных условий жизнедеятельности является общегосударственной задачей, имеющей межведомственный характер и требующей комплексного стратегического решения.В содержании общеобразовательных программ многих стран мира есть разделы, касающиеся здоровья и безопасности. Они предназначаются для подготовки молодежи к жизни в условиях возросших в последнее время опасностей техногенного и социального характера. Как известно, процесс подготовки к обеспечению безопасной жизнедеятельности не может сводиться к формированию у человека простой совокупности знаний и умений - необходимо создавать новую парадигму образования и воспитания в духе рационального взаимодействия с окружающей средой, развивать новое мировоззрение, позволяющее ориентироваться в самой разнообразной обстановке, анализировать опасные объекты, явления во всех связях и отношениях, оценивать риски, прогнозировать ближайшие и отдаленные последствия реализации опасных ситуаций.Решить эту глобальную проблему можно только путем формирования культуры безопасности жизнедеятельности т.е. развития сущностных характеристик личности, направленных на обеспечение собственной безопасности, формирование умений и навыков культуры поведения в социоопасных экстремальных условиях, чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни здоровью человека. Особую значимость данная проблема приобретает для детей-сирот, лишенных родительской поддержки, имеющих негативный социальный опыт, ослабленное физическое и психическое здоровье, низкую нравственную устойчивость. В последнее десятилетие в силу сложившихся неблагоприятных социально-экономических условий и кризисного состояния общества катастрофически выросли масштабы детской беспризорности, безнадзорности и социального сиротства, что становится проблемой национальной безопасности не только настоящего времени, но и будущего.В условиях социально-экономической и политической нестабильности ответственность за организацию жизнедеятельности детей-сирот ложится на образовательную систему, которая, уделяя этому вопросу особое внимание, должна сделать педагогический процесс в школах-интернатах, социальных приютах безопасным. Контингент данных учреждений является наиболее уязвимым, представлен в большинстве своем лицами с девиантным поведением. Поэтому реализация стратегии организации безопасного геопространства для таких детей невозможна без выработки единого подхода всех учреждений системы образования и других социальных институтов, обеспечивающих социализацию и адаптацию личности ребенка-сироты к построению данного процесса.В связи с этим актуальным является поиск новых подходов, выявление педагогических условий успешного формирования культуры безопасной жизнедеятельности детей-сирот в условиях школы-интерната.Отечественная педагогика всегда уделяла большое внимание изучению и разработке путей рационального и безопасного использования учебного и внеучебного времени школьников (А.С. Макаренко, Б.Т. Лихачев, Т.Н. Таранова, Д.И. Фельдштейн, Е.Н. Шиянов и др.).Проблемы физического воспитания подрастающего поколения и его роль в организации здорового образа жизни, как одной из составляющих безопасности жизнедеятельности, отражены в работах О.А. Ахвердовой, И.А. Ахвердовой, И.В. Боева, М.Я Виленского, Д. Вильямса, Л.И. Губаревой, Н.И. Кузнецовой, В.Н. Муравьевой, И.А. Малашихиной, В.И. Панковой, Г.М. Соловьева, В. В. Филанковского и др.Проблема воспитания детей-сирот в условиях депривации сложна и многогранна. Многие дети, попадающие в интернатные учреждения, пережили многочисленные психические травмы, сопряженные со стрессом, деформирующем личность ребенка. Кроме того, условия подобных учреждений в ряде случаев рассматриваются как условия депривации, что усложняет процесс приспособления их обитателей к новой жизненной ситуации.Решение этой проблемы составляет цель нашего исследования.Объект исследования - социальная работа с детьми группы риска.Предмет исследования - формирование основ безопасности жизнедеятельности детей в социальном приюте.В соответствии с проблемой, объектом и предметом исследования были выделены следующие задачи:· Изучить социально-культурные и педагогические возможности социальных приютов;· Рассмотреть культуру безопасности как основа профессионализма педагога;· Выявить особенности социального приюта «Ховрино»;· Обобщить знания о профессионализме воспитателя в работе по основам БДЖ в социальном приюте «Ховрино».Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: Альжев Д.В., Никулина О.М., Смотрова Л.Н. и других.Методы исследования: анализ литературы, наблюдение.Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1 Условия формирования культуры безопасной жизнедеятельности детей в условиях социального приюта
1.1 Социально-культурные и педагогические возможности социал
ь
ных приютов
Социальный приют представляет собой стационарное учреждение социального обслуживания, где детям и подросткам оказывается помощь по разрешению их жизненных проблем. Специфика работы приюта состоит в том, что это учреждение временного пребывания детей, оставшихся без попечения родителей. В приюты поступают дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, там им оказывается помощь по преодолению социально-опасного положения, в каком они оказались. Основная цель деятельности социального приюта - социальная защита и поддержка нуждающихся детей, их реабилитация и помощь в жизненном самоопределении. Социальными приютами проводится значительная работа по жизнеустройству подростков: оформление опеки (попечительства), осуществляется процесс усыновления, передачи в государственные интернатные учреждения и т.д. Успешность осуществления социально-педагогического сопровождения закладывает основы ресоциализации, обусловливает социально-культурные и педагогические возможности приютов. Эффективность ресоциализации диктует необходимость социально-педагогического сопровождения каждого воспитанника с учетом его своеобразия и проблем, которые необходимо решить в процессе дальнейшего жизнеустройства Штинова Г.Н., Галагузова М.А., Галагузова Ю.Н. Социальная педагогика. - М.: Владос, 2009. - с. 64..Социально-педагогическое сопровождение представляет собой организованный социально-психолого-педагогический процесс, обеспечивающий создание условий для принятия подростком оптимальных решений по восстановлению социального статуса, несформированных социальных навыков, переориентация его социальных установок и референтных ориентаций за счет включения в новые позитивно ориентированные отношения в различных ситуациях жизненного выбора. Комплекс социально-педагогических условий, обеспечивающий эффективность социально-педагогического сопровождения по ресоциализации подростков в условиях социального приюта: формирование у подростков социально-значимых ценностных ориентаций, адекватного образа «Я» (создание благоприятного психологического климата; включение подростков в различные виды социально-значимой деятельности; стимулирование выхода в рефлексивную позицию); повышение теоретического и методического уровней готовности сотрудников приюта к приобщению подростков к несформированным социальным ценностям, опыту общения, поведения и жизнедеятельности; информационно-диагностическое обеспечение данного процесса; повышение культуры родителей и профессиональной компетентности педагогов-воспитателей; оказание комплексного социально - педагогического сопровождения в преодолении подростком различных социальных ситуаций, социального взаимодействия и внутриличностного характера (установление контакта взаимодействия с подростком; последовательная реализация этапов педагогического сопровождения; соответствие методов и приемов решаемой ситуации, этапам социально-педагогического сопровождения и индивидуальным особенностям подростка); осуществлении индивидуального и дифференцированного подхода к воспитанникам в процессе их поэтапной ресоциализации; создание высокого нравственного, социально-психологического климата в воспитательном (образовательном) учреждении, способствующего закреплению ответственного отношения к социальным ценностям и опыту общения, поведению и жизнедеятельности. Критериями оценки ресоциализации подростков в процессе их социально-педагогического сопровождения в условиях социального приюта, показателями, позволяющими отслеживать динамику уровней и результативность процесса ресоциализации, являются:а)когнитивный критерий, отражающий знания об общечеловеческих, социальных ценностях (показатели: глубокие, неполные, поверхностные);б)эмоциональный критерий, отражающий отношение к общечеловеческим и социальным ценностям, опыту общения, поведения и жизнедеятельности (показатели: положительное, нейтральное, негативное отношение);в)поведенческий, отражающий опыт социально-ориентированного поведения, способность подростка производить самооценку, самоконтроль с позиции социальных ценностей (показатели: устойчивое, неустойчивое, отрицательное поведение) Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. - М.: Илекса, 2006. - с. 18..Модель процесса социально-педагогического сопровождения ресоциализации подростков в условиях социального приюта включает:цель - социально-педагогическое сопровождение ресоциализации подростков в условиях социального приюта направлено на социальное обучение; создание условий для социального самоопределения, преодоление трудностей социализации (создать условия подросткам для предупреждения и преодоления «Я-препятствий» и «Они - препятствий» в процессе социализации);Реализация цели осуществляется через решение следующих задач, формирующих у подростков качества:1) субъекта общения;2) субъекта самопознания;3) субъекта деятельности.Выбор именно этих задач связан с тем, что в процессе организации социально-педагогического сопровождения ресоциализации подростков в условиях социального приюта наибольший эффект представляет комплексное воздействие (с трех сторон) на личность воспитанника:1) субъекта общения (часто подростки - девианты - делинквенты отличаются неразвитостью социально-коммуникативных качеств, слабой социальной рефлексией, недостатком знаний социально-этического характера; низкий социальный статус);2) свойства субъекта самосознания (подростки - девианты, - делинквенты имеют нарушение образа «Я», неадекватную самооценку, неадекватный уровень притязаний, неудовлетворенную потребность в признании и принятии);3) субъекта деятельности (у таких подростков наблюдается дисгармоничная мотивация; низкая познавательная активность; тревожность; неуспешность в деятельности).Компонентный состав модели, обеспечивающий достижение поставленной цели, задается структурно-функциональным инвариантом педагогической системы и морфологически представлен нами следующими компонентами: субъектный, содержательный, организационный, результативный.Субъектный компонент. При разработке данного компонента мы опирались на комплексный подход, учитывая, что успешность процесса социально-педагогического сопровождения ресоциализации личности подростка (девианта, делинквента) в условиях социального приюта во многом зависит от комплексного взаимодействия разных специалистов, работающих в образовательном учреждении: социальных педагогов, педагогов-воспитателей, психологов и т.п. Минимальный уровень требований к ним - готовность к реализации предложенной модели социально - педагогического сопровождения ресоциализации подростка в условиях социального приюта: знание педагогами своих воспитанников, их возрастных, индивидуальных особенностей, уровня взаимоотношений со сверстниками и семьей (опекунами). С другой стороны, каждый подросток, нуждающийся в предупреждении, устранении или ослаблении причин, выступающих для него фактором риска, должен быть способен относительно самостоятельно найти способы поведения в трудной жизненной ситуации Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. - М.: Академия, 2009. - с. 24..
Страницы: 1,
2
,
3
,
4
Апрель (48)
Март (20)
Февраль (988)
Январь (720)
Январь (21)
2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная
ссылка на источник
обязательна.