99
МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Дипломная работа
Ранняя коррекционная помощь в домах ребенка
Содержание
Первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного развития, когда потенциальные возможности ребенка чрезвычайно велики, когда закладывается фундамент физического и психического здоровья. От того, в каких условиях будет протекать раннее развитие ребенка, во многом зависит его будущее.
Ребенок раннего возраста, находящийся в депривационных условиях, несмотря на свою способность к развитию, с течением времени все больше удаляется от возрастной нормы.
Психическая депривация ребенка раннего возраста, воспитывающегося в условиях закрытого детского учреждения, приводит к широкому спектру различных нарушений психического развития. По статистике, уже к трем - четырем годам практически у 100% воспитанников Домов ребенка формируется та или иная степень задержки нервно-психического развития (42).
В отечественной и зарубежной специальной педагогике в последние годы значительно возрос интерес к возможно более ранней коррекции отклонений в развитии детей. Раннее начало коррекционно-педагогической работы имеет особое значение в учреждениях интернатного типа, где с первых месяцев жизни воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей, развитие которых обусловлено сочетанием биологических факторов риска с неблагоприятными социально-психологическими факторами.
Изучением особенностей развития детей-сирот раннего возраста занимались: Л.Ф. Мейер (1914); Н.М. Щелованов (1938); R.A. Spitz (1945); Т.М. Землянухина, М.И. Лисина (1982); С.Ю. Мещерякова (1982); Л.М. Царегородцева (1987); Л.Н. Галигузова (1990), М.В. Лещенко (1999); Ю.А. Разенкова (1997, 1998, 1999); Р.Ж. Мухамедрахимов, (2001) и др. Разработаны различные гипотезы, объясняющие причины своеобразия психического развития воспитанников детских закрытых учреждений.
Однако, несмотря на значительное количество теоретических работ и экспериментальных исследований, коррекционно-педагогическое направление изучено недостаточно, что обуславливает актуальность изучения этого направления на сегодняшний день.
Цель исследования - изучение особенностей психомоторного развития детей второго года жизни, воспитывающихся в условиях Дома ребенка; определение условий и разработка содержания коррекционно-педагогической помощи.
Объект исследования - особенности психомоторного развития детей второго года жизни, воспитывающихся в условиях Дома ребенка.
Предмет исследования - коррекционно-педагогические условия, способствующие компенсации нарушений психомоторного развития детей второго года жизни, воспитывающихся в условиях Дома ребенка.
В основу работы положена следующая гипотеза: реализация индивидуальной психокоррекционной программы с ребенком, воспитывающимся в условиях закрытого детского учреждения, позволит сгладить и частично преодолеть негативное влияние различных депривациогенных факторов.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по проблеме влияния депривациогенного фактора на психомоторное развитие детей, воспитывающихся в условиях Дома ребенка.
2. Определить содержание методики констатирующего эксперимента.
3. Изучить особенности психомоторного развития детей второго года жизни, воспитывающихся в условиях Дома ребенка.
4. Определить содержание коррекционной помощи воспитанникам Дома ребенка.
5. Апробировать предложенный комплекс мероприятий по преодолению нарушений психомоторного развития детей и определить его эффективность.
Методы исследования
Анализ специальной литературы по проблеме исследования;
Изучение медико-педагогической документации;
Наблюдение за детьми;
Констатирующий эксперимент;
Формирующий эксперимент;
Контрольный эксперимент;
Количественный и качественный анализ экспериментальных данных.
Практическая значимость исследования.
Предложенная программа по преодолению нарушений психомоторного развития детей второго года жизни может быть использована в процессе коррекционно-педагогической работы в Домах ребенка.
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы исследования
1.1 Особенности психомоторного развития детей раннего возраста (от рождения до трех лет)
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8