При использовании материала из каких-либо источников (учебники, справочники и т.д.) в конце по тексту работы надо сделать ссылку на них в виде проставления в квадратных скобках порядкового номера источника по списку литературы. В таблицах, графиках и другом иллюстративном материале это делается в конце заголовка, например: 18.
При использовании в работе цитат, они должны браться в кавычки, а внизу листа должна быть ссылка на источник (фамилия и инициалы автора, точное наименование источника, место издания и издательство, год и страница).
Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц. Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. На все таблицы должны быть ссылки в тексте работы. Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерации в пределах раздела. Номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделённых точкой, например, таблица 2.1 - первая таблица второго раздела. Таблица должна иметь название, которое помещают над таблицей (см. приложение А). Название должно быть кратким и отражать ее содержание.
Иллюстративный материал (картосхемы, графики, диаграммы, рисунки) следует располагать по тексту и нумеровать так же, как и таблицы. На все иллюстрации должны быть даны ссылки в работе. При необходимости под иллюстрацией помещают поясняющие данные (подрисуночный текст). Иллюстрация обозначается словом “Рисунок ___________”, которые вместе с названием помещают после поясняющих данных, например, "Рисунок 3.1 - Схема территориально-производственного комплекса Донецкого района 3 ".
Курсовая работа должна иметь картосхему - минимум одну. Основой для их составления могут служить контурные карты. Выполнять картосхему можно пастой или цветными карандашами. Все элементы необходимо наносить ясно и географически грамотно. При заполнении картосхемы карту не следует перегружать и не наносить показатели, не имеющие прямого отношения к теме.
Картографический и другой иллюстративный материал большого формата даются в виде приложений, которые помещаются в конце работы. Располагают приложение в порядке появления ссылок на них в тексте. Каждое приложение начинается с новой страницы. Приложение должно иметь заголовок, напечатанный вверху строчными буквами с первой прописной симметрично относительно страницы. Посередине строки над заголовком строчными буквами с первой прописной должно быть напечатано слово “Приложение” и прописная буква, обозначающая приложение: “Приложение А”. Иллюстрации желательно размещать так, чтобы их можно было рассматривать, не поворачивая работу. Если же это необходимо, то иллюстрации следует ориентировать так, чтобы для их рассмотрения надо было повернуть работу по часовой стрелке.
Курсовую работу необходимо тщательно проверить во избежание стилистических и грамматических ошибок.
Материалы полностью оформленной курсовой работы следует располагать в следующей очередности: титульный лист, задание, реферат, содержание, введение, 1-й, 2-й и последующие разделы, заключение, список использованной литературы и приложения (картосхемы, графики, диаграммы и т.д., если они расположены не по тексту).
Обложка и титульный лист содержат служебный штамп, название и вид работы, а также должность (ученое звание, степень), фамилию и инициалы руководителя, номер группы, фамилию и инициалы студента-исполнителя, место выполнения работы ( см. приложение А и Б) . Они должны быть оформлены четко и аккуратно черной тушью или фломастером, разноцветность надписей не допускается. При этом рекомендуется использовать шрифты ГОСТ.
Работа на проверку должна быть представлена в сброшюрованном виде и иметь твердую или другую обложку (без металлических деталей).
В конце работы (заключение) проставляется дата представления ее на кафедру для проверки и личная подпись студента.
2. МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
2.1 Этапы выполнения работы и ее защита
Прежде чем приступить к работе над темой, надо понять суть задания (темы), изучить и осмыслить требования и рекомендации кафедры. С этих позиций необходимо, в первую очередь, ознакомиться с материалом (содержанием) темы по учебнику и в полном объеме изучить рекомендации кафедры. Это позволит избежать многих ошибок, правильно и качественно выполнить работу.
Рекомендуется следующий поэтапный порядок выполнения курсовой работы:
1-й этап - подбор материала и составление списка литературы, которую предполагается использовать при написании работы;
- разработка обоснованного и подробного плана работы с установлением примерного постраничного объема каждого раздела. При этом надо помнить, что от его содержания будет зависеть качество работы;
- составление перечня иллюстративного материала (картосхем, схем, графиков, диаграмм и т.д.).
План работы, список литературы и перечень иллюстративного материала студент обязан в установленный срок представить на рассмотрение преподавателя.
2-й этап - изучение литературных, статистических, картографических и других источников с одновременным отбором нужного материала и его конспектированием. При этом необходимо выписывать фамилию и инициалы автора, место издания, название издательства и год выпуска, а также общее количество страниц литературы, откуда взят тот или иной материал. Для цитат обязательна ссылка на конкретные страницы;
- подбор данных и составление черновых набросков иллюстративного материала (картосхем, диаграмм, графиков и т.д.). При этом также необходима фиксация источников, по которым они разработаны (взяты целиком);
- уточнение (корректировка) плана работы в соответствии с особенностями темы и с учетом имеющихся материалов.
3-й этап - написание работы по срокам графика в черновом варианте в соответствии с планом;
дальнейшая обработка иллюстративного материала.
4-й этап - написание к установленному заданием сроку работы в чистовом виде в соответствии с требованиями к ее оформлению (редактирование, литературная обработка, проверка грамматических ошибок);
- окончательное оформление картосхем и других иллюстративных материалов, проверка их привязки к тексту работы.
5-й этап - представление работы на кафедру для проверки и рецензирования.
После выполнения курсовой работы студенты сдают ее на кафедру для регистрации и рецензирования в установленные графиком сроки. Преподаватель (как правило, консультант) в своей рецензии анализирует курсовую работу, выявляет ее достоинства, недостатки, делает письменное заключение о том, допускается или не допускается работа к защите.
Если работа не отвечает университетским требованиям, она возвращается студенту на полную или частичную переработку в соответствии с замечаниями рецензента. После повторного представления на кафедру она снова рецензируется тем же преподавателем.
Допущенная к защите курсовая работа должна быть защищена студентом в установленные графиком сроки. Во время защиты студенту необходимо за 10-15 минут раскрыть содержание темы и ответить на замечания, отмеченные в рецензии. При этом выявляются знание карты, понимание существа изложенного материала, умение использовать и анализировать статистические и графические данные. Оценка (по двенадцатибалльной системе для студентов дневного отделения и пятибалльной - для заочного) выставляется в ведомость и зачетную книжку. Студенты, не выполнившие работу или не защитившие ее, к экзамену по дисциплине “Размещение производительных сил” не допускаются. Лучшие курсовые работы рекомендуются в качестве научных студенческих работ на университетскую или межвузовскую студенческие научные конференции.
2.2 Источники литературы
Важным этапом выполнения курсовой работы является ознакомление с литературой, которая рекомендована в целом программой курса “Размещение производительных сил”, а также кафедрой в качестве обязательной.
Многие студенты забывают важнейшее требование - о необходимости глубокого изучения и использования в курсовой работе материалов сессий Верховного Совета Украины, постановлений Кабинета Министров, указов Президента, без чего работа не может быть признана положительной.
Обязательным условием при написании курсовой работы на любую тему является изучение таких разделов и глав учебников по размещению производительных сил, как “Закономерности, принципы и факторы размещения”, “Методологические основы науки”, “Основы экономического районирования”, “ Задачи науки на современном этапе”.
Использование учебников является обязательным, так как они позволяют в целом выдержать стиль (канву) изложения материала. Но при этом следует помнить, что отдельные их положения устаревают, а статистический материал нуждается в обновлении.
Помимо учебников следует изучить соответствующие теме учебные пособия, монографии, материалы научных конференций, статьи и материалы, опубликованные в журналах и газетах.
Следует помнить, что качественное написание курсовой работы обеспечивается использованием (изучением) не одного источника, а нескольких, как рекомендованных, так и выбранных самостоятельно.
Важным источником получения данных по разрабатываемой теме являются статистические ежегодники, справочники и сборники, использование которых обязательно при выполнении работы. Очень важно использовать в работе периодические издания - журналы и газеты. Здесь можно найти обильный и новейший социально-экономический, статистический и экологический материал.
Необходимо использовать также географические и специальные атласы, которые содержат экономико-географические сведения.
С перечнем по избранной тематике литературы можно ознакомиться на кафедре.
При работе с литературой следует учесть, что ее наличие по тематике в библиотеке университета ограничено. В должном объеме она имеется в городской библиотеке им. А.М. Горького, где вам помогут ее подобрать в библиографическом отделе. Необходимо использовать и другие библиотеки города, в первую очередь, Национального педагогического университета, Дома природы.
Студенты-заочники могут заказать необходимую литературу из областной библиотеки по междугородному абонементу в библиотеке своего города.
При работе с литературными источниками следует соблюдать следующие правила:
- необходимый материал из них должен конспектироваться своими словами. При дословном заимствовании текста (цитата) необходимо точно выписать фамилию и инициалы автора, название источника, место издания и издательство, год;
- постановления правительства по рассматриваемому вопросу следует прежде осмыслить как директиву и с этой точки зрения использовать в дальнейшей работе;
- из статистических ежегодников и справочников следует заимствовать те показатели, которые характеризуют, например, специализацию народного хозяйства района, особенности размещения данного производства, масштаб выпуска продукции и другие данные, свидетельствующие об уровне развития и размещения отраслей народного хозяйства.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8