Рефераты. Разработка частной методики изложения темы "Компьютерная сеть Интернет"

p align="left">3) подведение итогов - 15-20 мин.

4) обобщающее закрепление темы - 3-5 мин.

5) выдача домашнего задания - 2 мин.

5.Методы и приемы обучения на каждом этапе урока:

сообщение знаний: учащиеся самостоятельно готовятся к занятию, ищут информацию, на конкретные задания, заранее данные преподавателем. На занятии рассказывают ее одногруппникам - объяснительно-иллюстративный метод обучения (словесный метод) + одновременное выполнение задание на компьютере в процессе рассказа. В конце использование наглядных пособий - слайдов «Поисковые системы» (см. Приложение А)

закрепление знаний: решение заданий, работа на компьютере.

6.Содержание материала:

План:

1) Доклад учащегося «Как можно искать информацию в Интернете»;

2) Выступления команд учащихся. Рассказ о поисковых системах (Яndex, Rambler, Google, Aport);

3) Самостоятельная работа с поисковыми системами.

7.ТСО: компьютеры, подключенные к Интернет.

8.Конспект урока:

Содержание материала

Методические рекомендации

1.Организационная часть

Приветствие

Проверка присутствующих

Готовность аудитории к уроку.

2.Сообщение новых знаний:

Сообщение темы

1) Начальная мотивация учебной деятельности учащихся:

Ставится цель изучения данной темы, ее значение.

2) Сообщение новых знаний:

Сегодня у нас довольно необычное занятие. Новую тему занятия «Поисковые системы Интернет» вы будете рассказывать друг другу сами. Для этого мы заранее (за две недели) разделились с вами на четыре команды, каждой из команд дано было определенное задание, которое вы должны были подготовить к сегодняшнему дню, я надеюсь все готовы, а также готов наш докладчик, который расскажет нам сначала немного интересного из истории Интернет. Надеюсь, что для себя я узнаю что-нибудь новое и интересное.

Сегодняшнее наше занятие пройдет в форме диспута. Каждой из команд было дано задание охарактеризовать определенную поисковую систему (Яndex, Rambler, Google, Aport), найти какие есть в ней особенности и чем она отличается от других поисковиков, почему именно ее лучше использовать при поиске информации. Я тоже не ленился и составил для вас презентацию поисковых систем, которую вы получите на дом, и которая поможет вам при подготовке к контрольному опросу, а может быть даже даст вам какую-то новую информацию.

Та команда, которая представит свою поисковую систему лучше, интереснее и оригинальнее других получит положительную оценку. Судьями будем все мы, я надеюсь вы будете компетентны.

Давайте приступим, но не забывайте заносить в тетради наиболее интересные и полезные факты.

Рассказ преподавателя

Сначала мы послушаем доклад о том, как еще можно искать информацию в Интернет, не прибегая к помощи поисковых систем, а также о том, что из себя предоставляет Интернет.

Как известно, Интернет называют Глобальной Информационной Системой. Однако куда чаще со страниц компьютерной прессы слышится куда менее почетное определение - Глобальная

Учащийся рассказывает доклад (при подготовке я даю ему конкретную литературу + он ищет сам интересные факты, то есть я его ни в чем не ограничиваю)

Информационная Свалка.

И в чем-то скептики правы.

Ведь собрать информацию, накопить ее - это даже не полдела. Скорее - десятая часть. А главная задача - структурировать ее, обеспечить быстрые возможности поиска и доступа к любым нужным сведениям. Этот принцип лежит в основе любой базы данных, любого собрания информации.

Но только не в основе Интернет.

…Много лет назад один великий слепец (нет, не Гомер, а Хорхе Луис Борхес) в одном из своих рассказов описал немыслимый кошмар: безграничную Вавилонскую библиотеку, которая хранит в себе все книги, которые когда-либо были и будут написаны на всех языках мира. Все возможные сочетания букв алфавитов.

Среди бесконечного множества томов можно найти все что угодно. Но в том-то все и дело, что найти нельзя ничего - каталог библиотеки, конечно, существует, но он затерян в бесконечной книжной массе…

Борхес и не подозревал, что его рассказ столь точно предугадает судьбу тогда еще не существовавшей сети Интернет…

Свобода Сети, доступность и простота размещения информации и полная независимость серверов друг от друга помогла Интернет стать явлением всемирного масштаба. Но она же и превратила Сеть в хаос…

Конечно, существует некая структура - серверы, странички… Но на одном и том же сервере вы можете найти собрание порнографических картинок, методику вычисления сопротивления стали марки Зю-159 и каноническое жизнеописание какого-нибудь Темы Лебедева… И еще миллион других вещей, о которых часто не осведомлен даже хозяин этого сервера.

Может быть, существует нечто адресной книги, которая раз и навсегда загнала бы в жесткие рамки буйную анархию сетевой информации?

Существует, конечно же, и даже не один, а целое семейство подобных справочников под общим названием «Желтые страницы Интернет». Самые известные «Страницы», посвященные западным ресурсам Сети, принадлежат перу Харли Хана и неоднократно переиздавались на русском языке. Помимо международных «Страниц», в каждой стране существуют еще и свои, местные справочники, например, «Желтые страницы Интернет Русские ресурсы».

«Желтые страницы» доступны не только в виде книги. Книга Харли Хана, переведенная на русский язык, и сигаловские «Русские ресурсы» уже выдержали несколько переизданий на компакт-дисках, причем стоимость электронной версии намного дешевле книжной. И куда удобнее - ведь перейти от статьи книги к нужному сайту Интернет невозможно. А с компакт-диска, пожалуйста, одним щелчком мыши.

И, конечно же, существуют еще и WWW-версии «Желтых страниц», доступные непосредственно в Интернет. Пользоваться такими «онлайновыми справочниками» удобнее всего, платить за них не надо. К тому же их содержание обычно регулярно обновляется. Книгу же или компакт-диск вам уже через год придется отправить в мусорное ведро…

Хороши «Желтые страницы», но и в них можно найти и недостатки.

Первый и самый главный - полнота материала. Книга Харли Хана, например, содержит сведения всего о нескольких десятках тысяч сайтов и страничек - в то время как на деле их число измеряется миллионами. Причем в «Желтые страницы» редко попадают сведения о небольших «домашних страничках», в основном там представлены крупные и солидные сайты.

Второй недостаток - давность материала. Ведь WWW-страницы - это не нечто новое, устоявшееся, они появляются и исчезают каждый день. А «Желтые страницы» доносят до нас информацию как минимум годичной давности…

И последнее - детализация материала. С помощью «Желтых страниц» вы можете найти громадную коллекцию фотографий, но вы не узнаете, есть ли среди них до зарезу необходимое вам фото Билла Гейтса образца 1980 г.

Конечно, «Желтые страницы» помогут нам в изучении Сети, но путешествие по Интернет в их компании можно сравнить разве что с краткой обзорной экскурсией. Между тем обычно нам нужно совсем другое - найти на WWW-просторах конкретную, детальную и, главное, свежую информацию по интересующей нас тематике.

Учащиеся слушают и полезное для себя записывают в тетрадь

Мы прослушали доклад, довольно интересный, но перед нами встал вопрос: Как быть?

Слава богу, что помимо «Желтых страниц» в Сети существуют более совершенные инструменты поиска - «следопыты», поисковые роботы. С их помощью вы можете, обшарив за несколько секунд сотни тысяч и миллионы страниц, найти те, на которых содержится нужная вам информация.

Вот мы и подобрались к самой интересной части нашего сегодняшнего занятия. Теперь мы будем обсуждать самые популярные поисковые системы и, я надеюсь, выберем лучшие.

Слово преподавателя

Какие поисковые системы вы знаете? Какими пользовались? Почему вы предпочитаете именно этот поисковик?

Я вижу, что большинство из вас предпочитает Яndex. Давайте выслушаем первую команду, которая готовила информацию об этом поисковике.

Учащиеся отвечают на вопросы

Не забывайте записывать в тетради наиболее важные моменты.

Мы выслушали первую команду. Молодцы ребята. Теперь мы многое узнали об этом поисковике и сейчас попытаемся самостоятельно найти в нем интересующую вас информацию.

Выступает первая команда. Все слушают, потом все вместе обсуждаем и пытаемся найти что-то конкретное при помощи этого поисковика

У всех получилось? Возникли ли какие-нибудь трудности? Все ли получилось?

Ответы на вопросы

Теперь выслушаем следующую команду. Послушаем о Rambler.

Какие-нибудь отличия вы заметили? Кому понравился больше этот поисковик? (дальше слушаем следующие две команды).

Все команды хорошо подготовились. А теперь давайте подискутируем и попытаемся найти положительные и отрицательные стороны в каждой поисковой системе.

Слушаем следующие команды

А теперь вынесем вердикт! Какой же поисковик лучший? Может быть вы знаете другие поисковики, которые вам нравятся больше?

Лучший поисковик ……….!

В конце общий диспут, учащиеся спорят, отстаивают свои мнения, пытаются доказать собственную позицию. Выслушиваются все, кто рассказывает и о других поисковых системах

А теперь, давайте просмотрим мою презентацию. Откройте Power Point. Я попытался в презентации отразить наиболее существенные моменты каждой поисковой системой. Вы получите дискеты с этой презентацией и дома поподробнее рассмотрите ее.

Учитывая все мнения, выносится итог

3. Заключительная часть.

Дома на компьютерах или в компьютерном центре попытайтесь найти в каждом поисковике информацию на тему «Новый год, особенности поведения этого праздника в разных странах».

Пока есть время попытайтесь найти любую интересующую вас информацию в любой поисковой системе.

Оценивается деятельность учащихся на занятии, выяснение непонятных вопросов, подведение итогов, выставление оценок

Работа на компьютере (если останется время)

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УРОКУ

Я выбрал для своего урока такой метод обучения, потому что при изучении данной темы урока учащиеся лучше ее усвоят, если они самостоятельно будут искать материал данной темы, так как у них уже есть определенный запас знаний, многие из них уже пользовались некоторыми поисковыми системами. То есть многие из них, даже без изучения определенной литературы, могут многое рассказать о некоторых особенностях поисковиков, у них уже сложилось определенное собственное мнение о поисковых системах. Моя задача заключается в том, чтобы учащиеся еще больше узнали об индивидуальных особенностях, отличиях и дополнительных функциях поисковых систем.

Учащиеся практически самостоятельно готовятся по данной теме, ищут литературу, используют собственный положительный и отрицательный опыт. При изучении Интернет лучше всего строить так занятия, чтобы больше времени отводить на самостоятельное изучение, так как в процессе работы информация усваивается намного быстрее, единожды допущенная ошибка впредь практически никогда не будет повторена.

Если бы изучение данной темы урока я провел в форме лекции, то большая часть информации была бы прослушана, понята, но в процессе работы многие существующие функции никогда бы не были применены. А так в процессе самостоятельной работы, последующего диспута, споров самое важное хорошо отложилось в головах учеников. А также на примере многих поисковиков каждый учащийся смог выбрать наиболее для себя удобный и интересный.

Так как после каждого выступления, мы вместе пытались с помощью предложенной поисковой системы найти материал по конкретному вопросу, то мы смогли оценить и качество предложенной информации, ее объем, и скорость поиска. Учащиеся сами заинтересованы в итогах проделанной работы.

Деятельность педагога заключается в том, чтобы ученики не останавливались на одной, рассматриваемой ими поисковой системе, а пытались находить что-то полезное и особенное и в других. Цель ставилась не только убедить одногруппников в том, что предложенная ими поисковая система лучше, быстрее других, а в том, чтобы рассмотреть все, наиболее популярные поисковые системы, и вместе, учитывая все плюсы и минусы выбрать лучшую, наиболее мобильную и простую.

Педагог также должен постоянно следить за дисциплиной на уроке, за поведением учащихся, контролировать время, особенно во время споров и диспутов. А также заострять внимание на особенно важных моментах, которые лучше записать в тетрадь и сразу же попытаться проверить на практике. Он должен дать понять ученикам, что данная тема очень важна для них, чтобы в дальнейшем быстро и качественно работать в Интернете, стать настоящими специалистами.

При подготовке к уроку я решил сделать наглядное пособие - Презентацию «Поисковые системы», в которой отражены наиболее существенные моменты, и которая поможет учащимся дома в более спокойной обстановке еще раз проанализировать собственную деятельность, вспомнить все, что было на уроке, даже узнать что-нибудь новое. И в итоге, окончательно решить, чем он будет пользоваться в будущем, какими поисковыми системами, и какие дополнительные возможности они предоставляют.

Педагог не должен забывать в конце урока подвести итог, как бы структурировать полученные знания, обобщить всю услышанную информацию и обязательно заострить внимание на том, чтобы дома каждый еще раз просмотрел Презентацию, так как это очень важный элемент изучения данной темы. Не забыть на следующем уроке дать дискету с Презентацией тем, кто не был на уроке и порекомендовать некоторую литературу или обратиться за помощью к одногруппникам.

Я считаю, что такие занятия нравятся учащимся больше, чем просто слушать лекцию и по ней потом работать. Данный метод обучения развивает у учеников самостоятельность, ответственность. От их подготовки зависит какие знания получат их одногруппники. Также метод позволяет развивать инициативу у учащихся, умение отстаивать свое мнение и в то же время, умение слушать и слышать других.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эволюция Интернет еще не закончена. Фактически, история Сети только начинается. Как массовое явление Интернет существует всего пять лет, и за этот рекордно короткий срок она уже стала неотъемлемой частью жизни доброй сотни миллионов людей на планете.

Интернет - самый массовый и оперативный источник информации. Трудно найти какую-либо область человеческой деятельности, которая не была бы представлена в Интернет во всей своей полноте сотнями и тысячами «страничек».

Интернет - крупнейший в мире источник развлечений. Игры и музыка, кино и театр - все виды искусства и все детища громадной индустрии развлечений представлены сегодня в Интернет.

Интернет - самое прогрессивное средство общения и коммуникации. Ежедневно пользователи Сети отправляют друг другу сотни миллионов электронных посланий - для многих из них Интернет полностью заменил обычную почту.

Интернет - самое благоприятное пространство для бизнеса. По Интернет вы можете заказать и получить новые программные продукты, послать букет цветов любимой девушке и даже приобрести автомобиль.

Интернет - это идеальный инструмент для рекламы. Сеть дает любому человеку практически бесплатную возможность оповестить многомиллионную аудиторию о предлагаемых им услугах или продукции.

Интернет - это громадный простор для творчества. С помощью Сети вы можете заявить о себе на весь мир, создав личную домашнюю страничку. О чем? О чем хотите.[2,18]

На самом деле Интернет обладает куда большими возможностями, чем рассказано выше. Если быть точным - примерно в 3.14 раза больше.

Из всего выше сказанного я могу сделать вывод, что изучать Интернет необходимо, умение пользоваться Сетью через 2-3 года станет неотъемлемой частью жизни людей и в России. Мир развивается, развиваются компьютерные технологии, развивается и Интернет. Поэтому, чтобы слыть образованным, начитанным, современным человеком надо уметь пользоваться современными достижениями, включая и Интернет.

В педагогической деятельности Интернет также занимает не последнее место. В Интернет вы можете найти оригиналы любых книг, биографии и фотографии всех педагогических деятелей, узнать мнение современных литераторов и педагогов о состоянии сегодняшней науки, узнавать нововведения в педагогике и многое-многое другое.

Изучать Интернет необходимо. Мир развивается, а значит вместе с ним должен развиваться и ты. Надо всегда смотреть в будущее, пытаться в полную силу реализовать себя. Для достижения целей вам всегда поможет Интернет!

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Березин С. Internet у вас дома.- СПб: ВНV - Санкт-Петербург, 1998.- 400с., ил.

2. Интернет. Энциклопедия - СПб: ЗАО «Питер Бук», под ред. Л. Мелиховой, 2000.- 528с., ил.

3. Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2002. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.- 920с.: ил.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.