Апробацию разработанного элективного курса проводили в 10 классах средней школы №14. Совокупность выборки составила 32 человек.
Было проведено анкетирование и тестирование учащихся до, и после проведения элективных занятий. Анкеты и тесты содержали вопросы, как экологического характера, так и личностного.
Результаты исследований показали, что после проведения занятий у учебной группы заметно увеличилось «сопереживание», появилось более экологичное отношения к миру, заинтересованность в получении информации в области защиты гидросферы, что говорит в пользу формирования познавательного интереса и самоответственности.
Заключительная беседа, оценка собранных анкет, наблюдение за учащимися позволяют утверждать, что у 58% учеников повышается познавательная активность и мотивация к предмету (диаграмма 1).
Таким образом, проведённые нами теоретические изыскания и экспериментальные исследования выявили как реальную эффективность использования в школе элективных занятий по разработанной программе для изучения экологических аспектов водных объектов, так и многие сложности практического воплощения, которые способствовали ее совершенствованию.
Избранная тематика оказалась не только полезной в смысле интеграции и систематизации материала, умений, навыков из предметов школьного курса и различных областей знания, не только способствовала формированию самоответственности, экологического мировоззрения и обратила интересы способных учащихся в плане выбора профессии в свою сферу, а главное сплотила членов групп в дружные команды.
Мы питаем надежду, что зёрна экологической культуры, гуманности любви и стремлению к Зелёной планете как к лучшему из миров, которые мы старались вложить в сознание при проведении факультативных занятий дадут свои всходы, когда выпускники этого года станут перед первым серьёзным выбором в жизни - выбором будущей профессии.
1. В результате исследования выявлено, что создание эмоционального настроя у учащихся на элективных занятиях пробуждают не только интерес к экологическим проблемам, но и острое желание их разрешить и соответственно потребность в экологических знаниях определенной профессии.
2. Показано, что проведение элективов по новой программе изучение экологических аспектов темы «Гидросфера Земли» формируется у учащихся - экологичный и весьма оригинальный взгляд на мир, а кроме того более гуманные отношения к окружающим.
3. На основании данных в работе был сделан вывод, что создание эмоционального настроя способствует воспитанию у учащихся не только экологического сознания, нравственных качеств, самоответственности, но совершенствует образность, выразительность, грамотность речи.
4. Кроме того, несомненным условием успешного проведения элективных занятий экологического содержания является совершенствование и углубление экологических знаний и мировоззрения учителя.
5. Анализ работы, тестирование и наблюдение позволяют сделать вывод о перспективности применения разработанной программы элективных занятий и заключающихся в них идей в практическом обучении.
Литература
1. Демина Т.Б. Предпрофильная подготовка как одно из условий профессионального самоопределения школьника // Профильная школа, №1, 2006.
2. Кузнецова Н.Е., Майш Е.Г. О развитии познавательного интереса к изучению эколого-химического материала // Химия в школе, №3, 2003.
3. Андреева М.П. Профильное обучение: конструирование модулей регионального содержания // Химия в школе, №5, 2004.
4. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или конец социального.-Екатеринбург: изд-во Уральского ун-та, 2000. - 96 с.
5. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (утверждена приказом министра образования РФ от 18.07.2002, №27-83).
6. Коробейникова А.В. Профориентационная работа и профессиональная консультация // Химия в школе, №3, 1990.
7. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Социометрический и психологический мониторинг в образовательном процессе // Химия в школе, №1, 2003.
8. Бершадский М.Е. Исследования в предметном обучении // Химия в школе, №3, 2003.
9. Табуева Э.М. экологическое образование как фактор формирования культурного потенциала личности // Химия в школе, №2, 2003.
10. Афанасьева Т.П., Немова Н.В. Профильное обучение: педагогическая система и управление. Кн. 1. Система обучения старшеклассников. - М.: АПК и ПРО, 2005. - 73 с.
11. Чернобельская Г.М. Методика обучения химии в средней школе. - М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2000. - 335 с.
12. Семенов В.А. Мониторинг гидросферы // Соросовский образовательный журнал, №11, 1997.
13. Логинова О.Б. От «углубленки» к профильному обучению // Химия в школе, №1, 2004.
14. Делёз Ж. Платон и симулякр // Новое литературное обозрение, №5,1993.
15. Делёз Ж. Складка. Лейбниц и Барокко. - М.: Изд-во Логос, 1997. - 264 с.
16. Ковриженко М. Креатив в рекламе. - СПб.: Питер, 2004. - 253 с.
17. Елесеев О.П. Практикум по психологии личности. - СПб.: Питер, 2001. - 560 с.
18. Теория и практика организации предпрофильной подготовки/ под ред. Новиковой Т.Г. - М.: АПК ПРО, 2005. - 110 с.
19. Черникова Т.В. Выбор профиля обучения // Профильная школа, №1, 2006.
20. Эволюция, экономика и «мэйнстрим». - М.: Наука, 2001. - 224 с.
21. Юнг К.Г. Сознание и бессознательное: сборник. - СПб, Университетская книга, 1997. - 544 с.
22. Черникова Т.В. Ценность здоровья школьников в контексте профильного обучения // профильная школа, №4,2005.
23. Методики изучения личности школьников в целях профессиональной консультации/ авт. сост. А.А. Коробейникова. - М., 1989.
24. Воскобойникова Н.П., Галыгина Н.В. Логико-смысловые модели в развивающем обучении // Химия в школе, №5, 2005
25. Комплексное использование и охрана водных ресурсов. Под ред. О.А. Юшмана. - М.: Агропромиздат, 1985 г. - 317 с.
26. Кудаева А.А. Религиозно-нравственное просвещение в общеобразовательных учреждениях России // Педагогика, №8, 1998.
27. Гликман Н.З. Образование и религия // Химия в школе, №3, 2004.
28. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. - М., 1997.
29. Кулиев С.И., Степанов Н.А. Развитие химических способностей при использовании экспериментальных задач // Химия в школе, №10, 2005.
30. Зазнобина Н.С. О возможности использования в обучении имитационных игр // Химия в школе, №5, 1989.
31. Грибанова К.Е., Журин А.А. Учебные экскурсии: настоящее, прошлое, будущее // Химия в школе, №8,2005.
32. Боровский В.И. Экологические проблемы промышленых сточных вод // Химия в школе, №5, 2005
33. Колязин В.Ф. От мистерии к карнавалу. - М.: Наука, 2002 г. - 208 с.
34. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. - М., 1999. - 479 с.
35. Кузнецова Л.В. Воспитание в свете саногенного мышления // Воспитание школьников, №1, 1993.
36. Берн Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений; люди, которые играют в игры: психология человеческой судьбы. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. - 480 с.
37. Титова И.М. Химия, история, искусство: перекрестки взаимодействия // Профильная школа, №4,2005.
38. Хатухов А.М., Якимов А.В. Экология пресноводных животных. Методические указания. Нальчик: КБГУ, 1999. 44 с.
39. Данилова А.Г. Креативная педагогика: побуждение к творчеству // Химия в школе, №5, 2003.
40. Керимов Т. Постмодернизм. Современный философский словарь. - Минск, 2001.
41. Коупленд Д. Поколение икс. - М., 2004. - 357 с.
42. Литературный энциклопедический словарь. - М.: Сов. энц-я, 1987. - 572 с.
43. Рабинович В.Л. Образ мира в зеркале алхимии. От стихий и атомов древних до элементов Бойля. - М., 1981.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8