Рефераты. Разработка элективного курса по теме: "Экологический мониторинг водных объектов"

) активный захват пищевых объектов из внешней среды;

б) всасывание растворенных в воде органических веществ;

в) использование ресурсов собственного тела. +

51. Недифференцированный захват пищи гидробионтами - …

а) фильтрация и пастьба;

б) седиментация и охота;

в) фильтрация и седиментация. +

52. Пищевая элективность определяется…

а) пищевой ценностью кормовых объектов;

б) степенью доступности кормовых объектов;

в) пищевой активностью потребителя;

г) всеми этими факторами. +

53. Процесс поддержания водно-солевого гомеостаза в организме называется…

а) осморегуляция; +

б) конденсация;

в) авторегуляция.

54. Одним из путей сохранения водно-солевого гомеостаза у пресноводных рыб является…

а) выделение концентрированной мочи;

б) выделение пресной мочи; +

в) питье воды.

55. Одним из путей сохранения водно-солевого гомеостаза у морских рыб является…

а) выделение концентрированной мочи;

б) выделение пресной мочи;

в) питье воды. +

56. Гидробионты, не имеющие специальных органов дыхания, характеризуются…

а) крупными размерами и большой удельной поверхностью тела;

б) малыми размерами и малой поверхностью тела;

в) малыми размерами и большой удельной поверхностью тела. +

57. Под «физической» жаброй понимают…

а) дыхательные движения телом;

б) ритмичные движения жабрами;

в) дыхательная трубка личинок насекомых

г) пузырек воздуха, одевающий дыхальца имаго. +

58. Способность выживать в воде с низкими концентрациями кислорода…

а) наиболее высока у пелагических форм;

б) наиболее высока у бентосных форм; +

в) одинакова у пелагических и бентосных форм.

59. Наиболее требовательны к кислороду…

а) речные и холодолюбивые формы; +

б) озерные и теплолюбивые формы;

в) речные и теплолюбивые формы.

60. Менее требовательны к кислороду…

а) речные и холодолюбивые формы;

б) озерные и теплолюбивые формы; +

в) речные и теплолюбивые формы.

2. Водоемы и их население. Популяции. Биоценозы. Гидроэкосистемы.

61. Территория, с которой сток воды поступает в отдельную реку или речную систему,…

а) гидрографическая сеть;

б) речной бассейн; +

в) речная сеть.

62. Линия, идущая по наибольшим глубинам реки, есть…

а) урез;

б) стрежень;

в) фарватер. +

63. Линия - граница между сушей и водой, есть…

а) рипаль; +

б) стрежень;

в) фарватер.

64. Глубокий участок реки, расположенный между перекатами, - …

а) плес; +

б) стрежень;

в) рипаль;

г) фарватер.

65. Мелкие участки реки между меандрами - …

а) отмелями;

б) перекатами; +

в) плесами.

66. Высокий обрывистый берег реки - …

а) пляж;

б) яр; +

в) рипаль;

г) фарватер.

67. Пойменный водоем - результат спрямления рекой своего русла - …

а) закосье;

б) затон;

в) рукав;

г) старица. +

68. Объем воды в реке, протекающий через живое сечение в единицу времени, есть…

а) расход воды; +

б) модуль стока;

в) объем стока.

69. Период в реке с устойчивыми низким уровнем и расходом - …

а) стрежень;

б) межень; +

в) тальвег.

70. Система придаточных водоемов горных рек наиболее выражена в…

а) верхнем течении;

б) среднем течении;

в) нижнем течении. +

71. Водная толща озер подразделяется сверху вниз на…

а) гиполимнион, металимнион, эпилимнион;

б) эпилимнион, металимнион, гиполимнион; +

в) металимнион, гиполимнион, эпилимнион.

72. Прямая температурная стратификация в озере имеет место…

а) летом; +

б) зимой;

в) осенью;

г) весной.

73. Обратная температурная стратификация в озере имеет место…

а) летом;

б) зимой; +

в) осенью;

г) весной.

74. Неглубокие хорошо прогреваемые равнинные озера с обильным поступлением биогенов называются…

а) эвтрофными; +

б) олиготрофными;

в) дистрофными.

75. Высокогорные озера с холодной водой называются…

а) эвтрофными;

б) олиготрофными; +

в) политрофными.

76. В бентосе горных рек преобладают…

а) пелореофильные формы;

б) литореофильные формы; +

в) псаммореофильные формы.

77. На песчаных участках дна реки поселяются…

а) пелореофильные формы;

б) литореофильные формы;

в) псаммореофильные формы. +

78. Организмы, обитающие в озерах, называются…

а) амфибионтами;

б) лимнобионтами; +

в) мерогидробионтами.

79. Прозрачность воды определяют…

а) диском Секки; +

б) трубкой Пито;

в) шкалой Вудивисса.

80. Озерный планктон состоит почти исключительно из…

а) автохтонных элементов; +

б) аллохтонных элементов;

в) убиквистов.

81. Планктон горных рек состоит почти исключительно из…

а) автохтонных элементов;

б) аллохтонных элементов; +

в) убиквистов.

82. Бентос озер наибольшего видового разнообразия и количественного богатства достигает в…

а) профундали;

б) сублиторали;

в) литорали. +

83. Причина не выраженности межпопуляционных различий планктонных и нейстонных видов - ….

а) перенос особей течением на большие расстояния;

б) интенсивное перемешиванием особей в пределах ареала вида;

в) оба фактора. +

84. У многих планктонтов географическая изменчивость отсутствует из-за…

а) однородных условий существования;

б) исходного генетического однообразия;

в) отсутствия в пределах вида локальных популяций. +

86. Основной фактор, ограничивающий нарастание популяций гидробионтов, - …

а) дефицит пищи; +

б) выедание хищниками;

в) дефицит кислорода;

г) зараженность паразитами.

87. Наиболее важным механизмом регуляции плотности популяции, роста и развития особей является…

а) выедание другими организмами;

б) миграция;

в) выделение в воду метаболитов. +

88. Смена однополых популяций на двуполые у ряда гидробионтов происходит…

а) в благоприятных условиях;

б) в неблагоприятных условиях; +

в) независимо от условий.

89. Р/В-коэффициент отражает…

а) удельную биопродукцию популяции; +

б) чистую продукцию биомассы;

в) валовую продукцию.

90. Из перечисленных рыб эврифагом не является…

а) ручьевая форель;

б) белый амур; +

в) гамбузия [38].

Обсуждение результатов

Апробацию разработанного элективного курса проводили в 10 классах средней школы №14. Совокупность выборки составила 32 человек.

Было проведено анкетирование и тестирование учащихся до, и после проведения элективных занятий. Анкеты и тесты содержали вопросы, как экологического характера, так и личностного.

Результаты исследований показали, что после проведения занятий у учебной группы заметно увеличилось «сопереживание», появилось более экологичное отношения к миру, заинтересованность в получении информации в области защиты гидросферы, что говорит в пользу формирования познавательного интереса и самоответственности.

Заключительная беседа, оценка собранных анкет, наблюдение за учащимися позволяют утверждать, что у 58% учеников повышается познавательная активность и мотивация к предмету (диаграмма 1).

Таким образом, проведённые нами теоретические изыскания и экспериментальные исследования выявили как реальную эффективность использования в школе элективных занятий по разработанной программе для изучения экологических аспектов водных объектов, так и многие сложности практического воплощения, которые способствовали ее совершенствованию.

Избранная тематика оказалась не только полезной в смысле интеграции и систематизации материала, умений, навыков из предметов школьного курса и различных областей знания, не только способствовала формированию самоответственности, экологического мировоззрения и обратила интересы способных учащихся в плане выбора профессии в свою сферу, а главное сплотила членов групп в дружные команды.

Мы питаем надежду, что зёрна экологической культуры, гуманности любви и стремлению к Зелёной планете как к лучшему из миров, которые мы старались вложить в сознание при проведении факультативных занятий дадут свои всходы, когда выпускники этого года станут перед первым серьёзным выбором в жизни - выбором будущей профессии.

Выводы

1. В результате исследования выявлено, что создание эмоционального настроя у учащихся на элективных занятиях пробуждают не только интерес к экологическим проблемам, но и острое желание их разрешить и соответственно потребность в экологических знаниях определенной профессии.

2. Показано, что проведение элективов по новой программе изучение экологических аспектов темы «Гидросфера Земли» формируется у учащихся - экологичный и весьма оригинальный взгляд на мир, а кроме того более гуманные отношения к окружающим.

3. На основании данных в работе был сделан вывод, что создание эмоционального настроя способствует воспитанию у учащихся не только экологического сознания, нравственных качеств, самоответственности, но совершенствует образность, выразительность, грамотность речи.

4. Кроме того, несомненным условием успешного проведения элективных занятий экологического содержания является совершенствование и углубление экологических знаний и мировоззрения учителя.

5. Анализ работы, тестирование и наблюдение позволяют сделать вывод о перспективности применения разработанной программы элективных занятий и заключающихся в них идей в практическом обучении.

Литература

1. Демина Т.Б. Предпрофильная подготовка как одно из условий профессионального самоопределения школьника // Профильная школа, №1, 2006.

2. Кузнецова Н.Е., Майш Е.Г. О развитии познавательного интереса к изучению эколого-химического материала // Химия в школе, №3, 2003.

3. Андреева М.П. Профильное обучение: конструирование модулей регионального содержания // Химия в школе, №5, 2004.

4. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или конец социального.-Екатеринбург: изд-во Уральского ун-та, 2000. - 96 с.

5. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (утверждена приказом министра образования РФ от 18.07.2002, №27-83).

6. Коробейникова А.В. Профориентационная работа и профессиональная консультация // Химия в школе, №3, 1990.

7. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Социометрический и психологический мониторинг в образовательном процессе // Химия в школе, №1, 2003.

8. Бершадский М.Е. Исследования в предметном обучении // Химия в школе, №3, 2003.

9. Табуева Э.М. экологическое образование как фактор формирования культурного потенциала личности // Химия в школе, №2, 2003.

10. Афанасьева Т.П., Немова Н.В. Профильное обучение: педагогическая система и управление. Кн. 1. Система обучения старшеклассников. - М.: АПК и ПРО, 2005. - 73 с.

11. Чернобельская Г.М. Методика обучения химии в средней школе. - М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2000. - 335 с.

12. Семенов В.А. Мониторинг гидросферы // Соросовский образовательный журнал, №11, 1997.

13. Логинова О.Б. От «углубленки» к профильному обучению // Химия в школе, №1, 2004.

14. Делёз Ж. Платон и симулякр // Новое литературное обозрение, №5,1993.

15. Делёз Ж. Складка. Лейбниц и Барокко. - М.: Изд-во Логос, 1997. - 264 с.

16. Ковриженко М. Креатив в рекламе. - СПб.: Питер, 2004. - 253 с.

17. Елесеев О.П. Практикум по психологии личности. - СПб.: Питер, 2001. - 560 с.

18. Теория и практика организации предпрофильной подготовки/ под ред. Новиковой Т.Г. - М.: АПК ПРО, 2005. - 110 с.

19. Черникова Т.В. Выбор профиля обучения // Профильная школа, №1, 2006.

20. Эволюция, экономика и «мэйнстрим». - М.: Наука, 2001. - 224 с.

21. Юнг К.Г. Сознание и бессознательное: сборник. - СПб, Университетская книга, 1997. - 544 с.

22. Черникова Т.В. Ценность здоровья школьников в контексте профильного обучения // профильная школа, №4,2005.

23. Методики изучения личности школьников в целях профессиональной консультации/ авт. сост. А.А. Коробейникова. - М., 1989.

24. Воскобойникова Н.П., Галыгина Н.В. Логико-смысловые модели в развивающем обучении // Химия в школе, №5, 2005

25. Комплексное использование и охрана водных ресурсов. Под ред. О.А. Юшмана. - М.: Агропромиздат, 1985 г. - 317 с.

26. Кудаева А.А. Религиозно-нравственное просвещение в общеобразовательных учреждениях России // Педагогика, №8, 1998.

27. Гликман Н.З. Образование и религия // Химия в школе, №3, 2004.

28. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. - М., 1997.

29. Кулиев С.И., Степанов Н.А. Развитие химических способностей при использовании экспериментальных задач // Химия в школе, №10, 2005.

30. Зазнобина Н.С. О возможности использования в обучении имитационных игр // Химия в школе, №5, 1989.

31. Грибанова К.Е., Журин А.А. Учебные экскурсии: настоящее, прошлое, будущее // Химия в школе, №8,2005.

32. Боровский В.И. Экологические проблемы промышленых сточных вод // Химия в школе, №5, 2005

33. Колязин В.Ф. От мистерии к карнавалу. - М.: Наука, 2002 г. - 208 с.

34. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. - М., 1999. - 479 с.

35. Кузнецова Л.В. Воспитание в свете саногенного мышления // Воспитание школьников, №1, 1993.

36. Берн Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений; люди, которые играют в игры: психология человеческой судьбы. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. - 480 с.

37. Титова И.М. Химия, история, искусство: перекрестки взаимодействия // Профильная школа, №4,2005.

38. Хатухов А.М., Якимов А.В. Экология пресноводных животных. Методические указания. Нальчик: КБГУ, 1999. 44 с.

39. Данилова А.Г. Креативная педагогика: побуждение к творчеству // Химия в школе, №5, 2003.

40. Керимов Т. Постмодернизм. Современный философский словарь. - Минск, 2001.

41. Коупленд Д. Поколение икс. - М., 2004. - 357 с.

42. Литературный энциклопедический словарь. - М.: Сов. энц-я, 1987. - 572 с.

43. Рабинович В.Л. Образ мира в зеркале алхимии. От стихий и атомов древних до элементов Бойля. - М., 1981.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.