2
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Машиностроительный институт
Кафедра автоматизации и технологии литейных процессов
Разработка и обоснование отбора дидактического материала для письменного инструктирования учащихся в ходе одного из уроков производственного обучения
Практическое задание к государственному экзамену по психолого-педагогической подготовке
Екатеринбург 2009
Содержание
Введение
Разработка инструкционной карты
Обоснование отбора материала для письменного инструктирования учащихся в ходе одного из уроков производственного обучения
Заключение
Список используемых источников
Приложение
Для выполнения практического задания к государственному экзамену по психолого-педагогической подготовке мы выбрали тему «Разработка и обоснование отбора дидактического материала для письменного инструктирования учащихся в ходе одного из уроков производственного обучения».
Причина этому то, что урок производственного обучения является ведущей организационной формой формирования профессиональных умений и навыков. Разработка данного методического продукта будет проведена для урока практического обучения по профессии «модельщик» специальности «модельщик по деревянным моделям», т.к. это одна из профессий литейного производства которой обучают в заведениях НПО.
Цель практического задания:
· Продемонстрировать компетентность в психолого-педагогической подготовке.
· Получение готового методического продукта.
Ш соответствие программе производственного обучения;
Ш относительная законченность по содержанию - отражение определённых частей операции или законченного технологического процесса;
Ш простота формы и структуры, удобство в пользовании;
Ш сочетание типовых рекомендаций и возможностей применения их в реальных учебно-производственных условиях;
Ш постепенное усложнение учебно-производственных требований к работе учащихся;
Ш четкость, ясность, доходчивость, образность, лаконичность, техническая грамотность инструктивных указаний;
Ш наглядность - иллюстрация рисунками, схемами, графиками, имеющими определённую инструктивную значимость;
Ш отражение критериев правильности выполнения способов работы, её качества;
Ш отражение способов самоконтроля и требований безопасности.
Также мы помним о том, что качественный методический продукт не поможет нам достичь высоких образовательных результатов без правильно подобранной методики его применения. Поэтому мы рассмотрели вопросы методики применения документации письменного инструктирования:
1. обеспечение документацией письменного инструктирования каждого учащегося при выполнении учебно-производственных работ(УПР);
2. согласование последовательности содержания основной части вводного инструктирования учащихся с рекомендациями документации письменного инструктирования;
3. использование документов письменного инструктирования для иллюстрации, объяснения и показа трудовых приемов и способов выполнения УПР;
4. привлечение учащихся к самостоятельному изучению документов письменного инструктирования перед началом работы;
5. привлечение учащихся самостоятельно пользоваться документами письменного инструктирования в процессе выполнения УПР;
6. привлечение учащихся к внесению в документы письменного инструктирования уточнений, отражающих изменение условий выполнения УПР;
7. привлечение учащихся к самостоятельному планированию технологических процессов на основе типовых рекомендаций, раскрытых в документах письменного инструктирования.
1. Практикум по «Методике профессионального образования». Жученко А.А., Смирнова Н.А. Учебное пособие. Ч.1. Екатеринбург, 2003.
2. Программа предмета «Производственное обучение».
3. http://domaschnie-remesla.narod.ru/Teoriy_Stoljrnoe_delo.html - теория столярного дела.
4. Скакун В.А. «Методика производственного обучения в схемах и таблицах», методическое пособие. Москва, 2004.
5. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального профессионального образования Российской Федерации.
Инструкционная карта сплачивание и сращивание древесины на микрошип
Упражнения:
1. распиловка
2. сращивание на микрошип
3. строгание
Оснащение:
1. ножовка широкая;
2. ножовка с обушком;
3. рубанок;
4. фуганок;
5. приспособление для строгания торцов;
6. угольник;
7. линейка;
8. карандаш;
Порядок выполнения
Инструкционные указания и пояснения
1.Подготовка к работе.
рис.1 Брусок.
Получить у мастера заготовку(брус прямоугольного сечения) (рис.1). Убедиться в наличии всего перечня инструментов и оснащения. Промерить брус угольником: найти две перпендикулярные плоскости, пометить их карандашом как отсчетные.
2.Строгание.
рис.2 Рабочая стойка:1-упор для бруса;2-верстак. рис.3 Распределение усилия при строгании:1-упор для правой руки;2-упор для левой руки.
Поместить брус на верстаке широчайшей отсчетной стороной вниз. Определите направление волокон - строгать навстречу слою нельзя!!! Встаньте в рабочую стойку (рис.2).
Прострогайте брусок до того пока не добьетесь перпендикулярности каждой его боковой стороны относительно его торцов.
При начальном строгании бруска левой рукой производите нажим на переднюю, часть колодки рубанка, без нажима правой; в конце строгания усилие нажима переносят на заднюю часть рубанка (рис.3). Иначе будут «завалы» концов!!!
Отметьте карандашом четыре отрезка длиной по 150мм каждый.
3.Распиловка.
Отпилите от бруска четыре отрезка длиной по 150мм каждый. В начале пиления пила становится на разметку и коротким движением на себя делается первоначальный запил, после чего производится пиление на полный размах рук.Старайтесь производить строго вертикальный распил. Брусок должен быть зафиксирован в тисках, а отпиливаемую часть следует придерживать левой рукой во избежание откола или отщепления древесины.
4.Разметка микрошипов.
рис.4 Разметка микрошипов.
Разметьте на двух отпиленных брусках микрошипы (рис.4).
5.Выпиливание микрошипов.
рис.5 Расположение двух брусков в тисках перед выпиливанием микрошипов.
Совместите два отпиленных бруска (один с разметкой микрошипов, другой без ) таким образом чтобы их торцы образовывали общую площадь. Затем выдвиньте левый (держать нужно разметкой на себя) край неразмеченного бруска на 3мм левее размеченного бруска (рис.5) и зафиксируйте их в тисках.
Воспользуйтесь ножовкой с обушком и аккуратно выпилите микрошипы, подпишите оба бруска 1 и 2.
Таким же образом выпилите микрошипы на оставшихся двух брусках и подпишите их тоже 3 и 4.
6.Сращивание брусков.
рис.6 Сращенные бруски.
Возьмите бруски 1 и 2 и, положив на верстак, выполните их соединение таким образом, что бы шипы бруска 1 сопоставились с проушинами бруска 2 (рис.6) и четыре общие площади. Если бруски сходятся без перекосов и выступов, то посадите их на клей ПВА.
Если бруски сращиваются не плотно или косо, то это брак - обратитесь к мастеру за советом.
Проделайте тоже самое с брусками 3 и 4.
7.Завершение работы. Уборка рабочего места.
Разложите инструмент по местам и подметите рабочее место.