4. Жизнедеятельность классного коллектива.
5. Работа с родителями учащихся.
6. Совместная деятельность с общественностью.
7. Индивидуальная работа с учащимися (индивидуальная карта ученика, портфолио).
8. Работа с учащимися из “группы риска”.
9. Взаимодействие с учителями - предметниками.
10. Педагогические наблюдения.
11. Литература для проводимых мероприятий.
Анализируя воспитательную деятельность за прошедший период, педагог выясняет, что сделано с классом:
А) количество проведённых мероприятий, формы и методы проводимых мероприятий, их результативность, влияние на классный коллектив, в общем, и в частности на отдельных воспитанников, которые находятся у педагога на контроле;
Б) работа с органами самоуправления - активность общая и отмечаются отдельные активисты по классу и школе;
В) работа с родителями - формы работы, их эффективность, результаты совместных КТД, активные родители, на которых опирается в работе педагог;
Г) работа с общественностью - какие структуры были задействованы, насколько эффективно сработано это взаимодействие, формы работы;
Д) итоговые выводы по анализу воспитательной деятельности с классом - какие задачи в процессе работы решены и что не удалось выполнить полностью и почему.
Сделав вывод, классный руководитель видит: над, чем необходимо ему работать в этом году, какие цели и задачи поставить на будущее.
Целеполагание - важнейший компонент любой осознанной педагогической деятельности. Цели определяют принципы, содержание, формы и методы деятельности педагога. В работе классного руководителя целеполагание имеет исключительно большое значение. Классный руководитель может поставить перед собой, детьми, родителями и учителями разнообразные цели: глобальные и частные, ближайшие, средние и далёкие, стратегические и тактические.
Необходимо при целеполагании опираться на пожелания учащихся и учитывать следующие требования:
1. реальность - выдвижение и обоснование целей, с учётом возможностей конкретной ситуации;
2. преемственность - осуществление связей между целями и задачами на каждом этапе деятельности;
3. согласованность и непротиворечивость - включение в процесс целеполагания всех участников деятельности;
4. конкретность - направленность на достижение результата, который можно “измерить”;
5. диагностичность - выдвижение, обоснование и корректировка целей на основе постоянного изучения потребностей и возможностей всех участников педагогического процесса.
Итак, мы подошли к следующему этапу работы над планированием воспитательной деятельности - это диагностика и мониторинг развития классного коллектива. Мы применяем в этом случае несколько видов анкетирования всех участников воспитательного процесса:
1. Уровни воспитанности, межличностных отношений (социометрия), познавательного интереса, в 5 - 11 классах - психологическая самоаттестация коллектива, удовлетворённость школьной жизнью, самооценка черт характера, для 7 - 11 классов профессиональная диагностика
2. Полученные данные обязательно сравниваются с уже имеющими показателями по предыдущему учебному году, строится график развития классного коллектива и уже классный руководитель может наблюдать в каких областях ему, прежде всего, необходимо работать - ставятся конкретные цели и задачи воспитательной работы на ближайшее развитие, а также планируются на будущее вперёд. Диагностика классного коллектива проводится минимально 2 раза в год - сентябрь и апрель
Цели и задачи сформулированы и теперь необходимо ещё раз (а начинающий педагог впервые) составить характеристику своего классного коллектива.
Жизнедеятельность классного коллектива строится по типу линейно-хронологического плана, где содержится перечень мероприятий, расположенных понедельно. Также определяются приоритетные направления воспитательной деятельности, исходя из цели работы школы.
1. Общекультурное направление - эстетическое развитие, культура здоровья, экология
2. Общеинтеллектуальное направление - работа на уроке и внеурочная деятельность через внеклассные предметные мероприятия
3. Социально-нравственное направление - самоуправление, профессиональная подготовка.
Мероприятия планируются исходя из социального заказа родителей, пожеланий учащихся и потребностей современного времени. Поэтому, чтобы в будущем легче было отслеживать эффективность проводимых воспитательных дел, педагог ведёт страницу “Педагогические наблюдения”, где фиксирует результативность проводимых мероприятий, эффективность выбранных форм и методов, участие детей, родителей и общественности в реализации запланированных дел.
Но при этом важно не перегружать план. В месяц разумно проводить два классных часа (время классного руководителя для работы с классом в любой форме - организационный и тематический) и одно коллективное дело. Остальное время отводится на индивидуальную работу, встречи с родителями, учителями и текущие дела по заполнению документации классного руководителя.
Проводимые воспитательные мероприятия, классный руководитель накапливает в своей методической копилке - это конспекты бесед по различным тематикам, планы КТД, сценарии и т.д..
Работа с семьей предполагает наличие “Карты семьи”, тематику родительских собраний, работу с классным родительским комитетом. Отдельно фиксируются протоколы родительских собраний и заседаний родительского комитета. Как и при планировании воспитательной работы с классным коллективом, так и в работе с родителями, педагог записывает основную использованную методическую литературу для тематических мероприятий. Кроме классного руководителя, родительские собрания и классные мероприятия с воспитанниками планируются в работе социального педагога школы, валеолога и медицинского работника, заместителей директора по учебно-воспитательной и воспитательной работе.
Связь с общественностью является необходимым звеном плана воспитательной работы, т.к. учащиеся не живут изолированно, общаясь только со своими одноклассниками в школе и семьей. В этом разделе вносятся планы работы сельской библиотеки - музей, музыкальной школы, сельского Дома Культуры, реабилитационного центра города и других общественных организаций, которые могут внести существенный вклад в дело воспитания подрастающего поколения.
Индивидуальная работа с учащимися необходима для отслеживания развития личности каждого воспитанника. Для этого разработана “Индивидуальная карта ученика”, где фиксируются его психо-физиологическое, интеллектуальное и нравственное развитие “Портфолио ученика” - это, как правило, отдельная папка, в которую ученик вносит свои достижения по разделам:
1. Резюме-знакомство
2. Мои учебные успехи
3. Научно-исследовательская и другая внеурочная деятельность
4. Сундук регалий - грамоты, дипломы, медали, благодарности и др.
Помощь по заполнению “Портфолио” оказывают родители, педагог контролирует наполняемость данной папки.
Раздел, необходимый в работе педагога, - работа с учащимися из “группы риска”. Современная жизнь поставила многих подростков в условия необходимого выживания, поэтому некоторые из них попадая в сложные жизненные ситуации, ведут себя неадекватно. В результате - учёт классного руководителя, социального педагога и даже комиссии по делам несовершеннолетних. Педагог внимательно следит за развитием такого ребёнка, намечая индивидуальный план работы с ним, записывая встречи и беседы с таким учеником, давая необходимые советы воспитаннику и его родителям, подводя итоги такой индивидуальной работы.
Работа с учителями - предметниками строится не только на консультации о слабо и хорошо успевающих учениках, но и отслеживании учащихся “зоны повышенного внимания”, т.е. ребят, к которым необходим индивидуальный подход в связи с их психо-физиологическими особенностями, ребят, которым необходима индивидуальная консультация по тому или иному предмету.
По существу, создание плана воспитательной работы классного руководителя означает разработку проекта воспитательного процесса, в котором есть задачи воспитания и средства их достижения.
Хотелось бы отметить, что не так важна форма плана и количество дел в нём, важно другое: знать детей, любить их, терпеть. Это значит, что мы должны все время узнавать их, наблюдать, изучать специально и в ежедневном непосредственном общении. Любить - значит заниматься ими, проводить с ними время, организовывать их содержательные занятия. А терпеть - означает не спешить видеть их сразу такими замечательными, какими вы их хотите видеть. Надо уметь ждать. Всходы будут.
4. План работы на 1 четверть
Учитывая индивидуальные и возрастные особенности класса, приоритетные направления воспитательной деятельности в данном классе, предлагаю следующий план на 1 четверть, задачей которого является заинтересовать мальчиков, в особенности, к общественной деятельности, сплотить коллектив, повысить успеваемость, наладить дисциплину в классе, помочь проявлять взаимопомощь к одноклассникам и конечно отдельно провести беседу с лидером класса, успеваемость которого на низком уровне.
Также воспитательная работа в коллективе ориентирована на воспитание самореализующейся личности, самостоятельной, творческой, адаптированной к условиям окружающего мира.
Содержание работы в 8 классе
1 четверть
Работа с учащимися
Дата
Работа с родителями
Работа с педколлективом
Нравственность, духовность, саморазвитие
*Ученическая конференция «Выборы мэрии Дримсити»
*Организация самоуправления в классе
*Организация игр «Радужный дождь», «Крутая троечка».
Классные часы по ССЛ
*Как поживаете, мои я? На распутье.
*Дорога труда.
*Ваш выбор: могу -хочу - надо.
*Святая святых -родительский дом.
*Гражданином быть обязан.
Диагностирование
*Изучение самооценки знаний, умений и качеств, учащихся в области самосовершенствования личности
* Диагностика «Личностный рост старшеклассника»
* Изучение уровня занятости старшеклассников в творческих группах
* Изучение взаимоотношений «ученик-учитель»
19.09
сентябрь
14.09
21.09
28.09
5.10
12.10
октябрь
*посещение семей учащихся
*составление социального паспорта класса
*проведение индивидуальных консультаций с родителями по вопросам нравственности
*родительское собрание по теме «Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников»
*организация наблюдений за культурой общения и культурой поведения школьников
*сотрудничество с психологом школы по вопросам ССЛ
*сотрудничество с социальным педагогом школы
Креативность и творчество
КТД «Познай себя, узнай других»
*Праздник «День знаний»
*Конкурс фотогазет «Мои летние приключения»
*Конкурс «Моё летнее портфолио»
*Презентация мэрии Дримсити
КТД «Учителями славится Россия!»
*Выпуск праздничных поздравительных газет
*Изготовление сувениров
*Художественное оформление школы
*Участие в праздничном концерте
*Участие в выставке рисунков «Мой учитель»
*Подготовка торжественной линейки
*Выпуск видеоролика об учителе
*Участие в «Капустнике»
КТД «Болдинская осень»
*Осенний бал «Там чудеса,...»
*Участие в концерте
«Праздник урожая»
*Пушкинские чтения
*Участие во Всероссийском уроке чтения
*Организация кружковой деятельности
*Участие в конкурсе «Осторожно, огонь!»
01.09
05.10
02.11
*привлечение родителей к подготовке и проведению мероприятий, проводимых в первой четверти
*сотрудничество с учителями- предметниками, социальным педагогом школы, учителем ОБЖ, заместителем директора по воспитательной работе по вопросам подготовки и проведения мероприятий
Здоровье и спорт
Месячник ГО
*Участие в Дне здоровья
*Участие в акции «Здоровье и безопасность детей»
*Спортивные соревнования по мини-футболу
*Организация записи в спортивные кружки и секции
*Беседы о ЗОЖ, об отношении к своему здоровью и урокам физкультуры, утренней зарядке, спорту (индивидуально по необходимости)
*Работа по благоустройству кабинета
*Генеральная уборка класса
сентябрь-октябрь
01.11
*сотрудничество с родителями по вопросам о состоянии здоровья школьников
*беседы с родителями курящих детей и детей, замеченных в употреблении спиртных напитков
*сотрудничество с медработниками по вопросам о состоянии здоровья в классе
*взаимодействие с учителями физкультуры
*сотрудничество с учителем ОБЖ
*взаимодействие с учителями-предметниками по проблемам здоровья отдельных учащихся
*сотрудничество с заместителем директора по воспитательной работе по вопросам подготовки и проведения мероприятий
Патриотизм и гражданственность
Декада правоведения
*Участие в правовой викторине и правовом конкурсе
*Выпуск листовок
*Правовая дискотека
*Беседа с инспектором ПДН по профилактике правонарушений
* Участие в дискуссии «Темперамент, характер, воля, личность»
Участие в субботнике «Благоустройство п. Пурпе-1»
08.10-12.10
*привлечение родителей к участию в правовой викторине и выпуску листовок
*сотрудничество с заместителем директора по воспитательной работе, учителем права, социальным педагогом по вопросам подготовки и проведения мероприятий
Интеллектуальное развитие
*Участие в неделе русского языка и литературы «Пушкинские чтения»
*Запись в кружки, клубы, факультативы, элективные курсы
*Организация конкурса «Ученик года» (заявка на участие)
*Участие в районной НПК «Я намечаю путь к открытию»
15.10-22.10
*организация родителями контроля за посещением детьми кружков, клубов, факультативов, элективных курсов, за ведением дневников
*сотрудничество с учителями русского языка и литературы
*контроль за своевременным выставлением оценок в журналы
*корректирование итогов четверти
Работа с «трудными» учащимися
*Вести строгий учёт посещаемости и успеваемости.
*Своевременно доводить любую информацию до родителей.
*Сотрудничать с учителями школы по поводу посещаемости, успеваемости, поведению и прилежанию этих учащихся.
*Регулярно проводить индивидуальные беседы с учащимися.
*Вовлекать в классные и школьные мероприятия.
*Контролировать посещение учащимися секций, кружков, элективных курсов, библиотеки.
*Сотрудничать с психологом и социальным педагогом школы по вопросам корректировки поведения и прилежания этих учащихся.
Список литературы
1. Методические рекомендации по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях // Воспитание школьников. - 2002. - № 2. - С.2-7.
2. Дереклеева, Н.И. Классный руководитель. Основные направления деятельности. / Н.И. Дереклеева. - М., 2001.
3. Организация воспитательной работы в классе. Созонов В.П. Москва 2000 г.
4. Работа классного руководителя. Методическое пособие. Москва 2005 г.
5. http://festival.1september.ru
Страницы: 1, 2