Рефераты. Разработка учебно-методического обеспечения по дисциплине "История костюма и моды"

p align="left">Межпредметные связи проявляются в единстве трактовки аналогичных понятий, раскрываемых в программах и учебниках взаимосвязанных предметов, в рациональном отборе учебного материала, в базировании его на одних и тех же основополагающих законах и теориях. Так в изучаемых дисциплинах «История костюма и моды», «Рисунок», «Основы композиции костюма», «Моделирование и художественное оформление одежды» присутствует единое название понятий (композиционный центр, асимметрия, ритм, контраст, нюанс, композиционный принцип, декоративное решение). Эта субъективная сторона межпредметных связей, осуществляемая преподавателем в процессе обучения обучающихся дисциплине «История костюма и моды».

В профессиональных училищах обучающиеся изучают большое количество специальных дисциплин «Рисунок», «История костюма и моды», «Основы конструирования и моделирования», «Материаловедение», «Технология изготовления одежды».

В большинстве случаев межпредметные связи используются как знания полученные обучающимися при изучении других дисциплин, для более полного и глубокого раскрытия данной дисциплины. Но их нужно трактовать значительно шире - как систему. Охватывать не только изучение взаимосвязанных дисциплин, но и всех дисциплин, следовательно, и деятельность всех преподавателей и мастеров, участвующих в учебном процессе.

2 РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

2.1 Разработка рабочей программы

Задача курса «История костюма и моды»-расширение общего кругозора обучающихся, раскрытие их способностей, умение использовать различные элементы исторического костюма в современной одежде: цветовую гармонию, декор, крой. Знания по предмету помогут разобраться в истории различных периодов. Мода очень капризна и имеет свойства возвращаться назад. Предмет «История костюма и моды» поможет учащемуся различать традицию и новизну в моде.

В разделе: «Введение», раскрывается значение предмета в подготовке по профессии «Закройщик».

В разделе: «Костюм древнего мира», раскрываются характеристики стран Египта, Греции, Рима, Византии. Рассматриваются эстетические идеалы красоты, ткани, цвет, орнамент, основные виды и формы костюма, украшение, головные уборы, прически, обувь, элементы символики.

В разделе «Костюм средневековья» обучающиеся изучают: особенности исторического периода, быт и одежду варваров. Особенности романского стиля, его отражение в костюме. Образование новых форм европейской одежды. Готический стиль, его характерные черты. Рыцарство и его влияние на характер мужского костюма. Появление нового идеала женской красоты и отражение его в женской одежде. Декоративная косметика

В разделе «Костюм эпохи Возрождения» изучаются искусство эпохи Возрождения, реализм искусства. Итальянская одежда мужская и женская. Появление белья. Влияние итальянской культуры на формирование французской моды. Особенности развития культуры и искусства в Испании. Виды и формы мужской и женской одежды.

В разделе «Европейский костюм 17 столетия» рассматривается стиль «барокко», его характерные черты. Французский костюм 17 столетия. Виды отделки. Составные части мужского костюма. Женский костюм, новые элементы в конструкции. Влияние французской моды на формирование костюма других стран Европы.

В разделе «Русский костюм» изучается общая характеристика периода Киевской и Московской Руси. Эстетический идеал красоты и основные особенности костюма этих периодов, ткани, цвет, орнамент. Новые черты в одежде. Великокняжеские одежды, костюм дружины, городского населения. Украшения, головные уборы, обувь, прически.

В разделе «Европейский костюм 18 столетия» рассматривается стиль «рококо». Декоративное оформление одежды. Появление новых видов одежды. Изменение в покрое. Использование панье и карсетов в женском костюме. Прически, парики, декоративная косметика. Культура и быт Англии. Влияние английского костюма на французский.

В разделе «Костюм периода Французской буржуазной революции» обучающиеся изучают характеристику исторического периода, его влияние на эволюцию костюма. Демократизация костюма. Формы античного костюма в женской одежде. Элементы символики. Влияние английского костюма на мужскую одежду. Влияние французской моды на формарование Европейского костюма и его развитие в первой половине 19 столетия.

В разделе «Русский костюм 18 столетия» обучающиеся рассматривают характеристику преобразованной России в период Петра I. Реформы в области костюма. Введение в национальный костюм европейских форм. Костюм дворян. Одежда русского «рококо». Костюм горожан.

В разделе «Европейский костюм 19 столетия» раскрывается характеристика исторического периода. Развитие легкой промышленности Франции, ее положение на международном рынке. Выработка общего типа-«городского костюма». Стиль «ампир» в костюме. Силуэты женских костюмов 10-20-х годов. Создание мужского делового костюма. Изменение и формирование костюма 30-40-х годов. Стиль «бадермайер» в костюме. Особенности ткани, покроя и силуэтов 50-60-х голов. Мода и костюм 70-90-х годов. Зарождение стиля «модерн». Английский стиль в одежде.

В разделе «Особенности костюма 19 столетия в России. Народный костюм» изучается влияние европейской «городской» моды на формирование костюма 19 столетия в России. Костюм русского дворянства, чиновничества и крупной буржуазии. Костюм интеллигенции и русских рабочих. Русский народный крестьянский костюм. Национальный костюм губерний.

В разделе «Европейский костюм 20 столетия» рассматриваются основные исторические этапы периода. Социально-экономическая обстановка в Европе в конце 19 и в начале 20 вв., влияние на моду. Ведущие модельеры западно-европейского костюма, их роль в становлении и развитии моды 20 века. Расцвет стиля «модерн», отражение стиля в женском костюме. Новые линии, покрой. Распространение английского костюма как делового костюма женщины. Появление спортивного костюма. Английский стиль в костюме мужчин. Новый военный костюм, его влияние на костюм гражданский мужской и женский (1914-1917гг.). Европейский костюм 1920-30-х голов. Характеристика 40-х голов. Костюм 1950-60-х годов. Поиск новых пропорций и форм. Костюм 1970-х годов.

В разделе «Костюм периода становления СССР» рассматривается революция 1917 г. в России, ее влияние на развитие культуры. Революционная символика в костюме. Костюм периода НЭПа. Влияние западной моды. Костюм пролетарский, буржуазный, комсомольский и пионерский.

В разделе «Костюм и мода советского периода» изучается одежда народов СССР, национальные костюмы. Зарождение отечественного моделирования. Дизайнерские центры, организации, предприятия промышленности и сферы услуг. Модели одежды в разные годы советского периода. Факторы, влияющие на моду 50, 60, 70, 80-х годов. Мужской и женский костюмы. Конструктивно-декоративные особенности. Народные традиции и костюмы, их роль в формировании моделей одежды в советский период. Роль отечественных модельеров в развитии моды.

В разделе «Современный костюм» обучающиеся рассматривают современную моду отечественную и зарубежную, основные направления. Детальность отечественных модельеров. Работу зарубежных мастеров современной моды. Современный костюм: виды одежды мужской и женской. Ткани.

В результате изучения разделов дисциплины обучающиеся должны:

- знать основные художественные стили и направления в одежде, историко-костюмную терминологию, основные виды и формы костюма;

- владеть определенным объемом знаний в области культуры и искусства изучаемых государств;

- уметь анализировать и безошибочно распознавать по элементам и характерным качествам костюма историческую эпоху.

В разработанную нами учебную программу входят: пояснительная записка, содержание программы, тематический план, задания к лабораторно-практическим работам и самостоятельным работам, вопросы для итоговой аттестации (см. прил. А).

В программе курса «История костюма и моды» просматривается связь с материалами следующих дисциплин: «Конструирование одежды». «Рисунок». «Основы композиции костюма». «Моделирование и художественное оформление одежды». «Технология изготовления одежды».

В содержании программы указана последовательность изучения разделов и тем, их название и содержание в обобщенном виде.

Тематический план (прил.А) включает название разделов, тем и количество часов отводимых на их изучение.

2.2 Разработка перспективно-тематического плана

Подготовительная работа преподавателя включает два основных этапа: перспективная подготовка - к учебному году, теме и текущая - к уроку. Содержание подготовительной работы на каждом этапе складывается из личной подготовки преподавателя, подготовки учебно-материальной базы и планирования учебного процесса.

Подготовка к учебному году включает изучение преподавателя квалификационной характеристики профессии, учебного плана, программы своего предмета, программы производственного обучения, а также других смежных предметов учебного плана.

Подготовка к изучению очередной темы учебной программы начинается, прежде всего, с того, что преподаватель определяет место данной темы в учебном процессе по курсу, содержание, а также количество отведенных на нее часов. Итогом перспективной подготовки к изучению темы является составление перспективно-тематического плана (см.прил. А).

Основой перспективно-тематического планирования является отражение в перспективно-тематическом плане системы уроков по теме, что позволяет развернуть ее содержание строго логическом порядке, когда учебный материал каждого урока базируется на знаниях и умениях обучающихся, полученных на предыдущих занятиях, являясь в то же время базой, основой для последующих уроков. Тщательно продуманная система уроков обеспечивает правильное развитие процесса обучения в пределах темы, рациональное сочетание работы по восприятию учебного материала, его осмыслению, закреплению и применению [39, с.97].

По дисциплине «История костюма и моды», нами был разработан перспективно-тематический план для первого курса обучения, по профессии «Закройщик» (прил. А).

В разработанном перспективно-тематическом плане системы уроков фиксируется так: указываются номера уроков по теме, количество часов на их проведение, темы уроков и краткое их содержание, а также цель каждого урока. Проставленная нами нумерация уроков позволяет лучше ориентироваться в своевременности их проведения и учитывать выполнение программы в часах

В процессе составления перспективно-тематического плана тему урока использовали как главную мысль (что должны изучить обучающиеся), содержание как основные вопросы, которые выражают сущность учебного материала, планируемого на урок, а цели уроков к теме намечены ориентировочно, для определения точного места каждого урока в системе уроков по теме. Так как конкретная рабочая цель урока, учитывающая все его задачи и условия проведения, определяется непосредственно перед уроком.

При составлении перспективно-тематического плана нами были зафиксированы объекты материально-технического оснащения по каждому уроку (учебно-наглядные пособия, кино- и диафильмы, задания для лабораторно-практических работ и т.д.). Нами были отражены межпредметные связи материала темы, выделена самостоятельная работа обучающихся на уроках, продуманы виды домашних заданий.

2.3 Обоснование использования наглядности и технических средств обучения для обеспечения учебного процесса по дисциплине «История костюма и моды»

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.