Рефераты. Развитие активного словаря прилагательных средствами дидактических игр у детей с ОНР

p align="left">2.2 Особенности развития активного словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Результаты исследования по каждой серии представлены в протоколах исследования см. приложения 1-3, стр. 1. Количественные показатели первой серии эксперимента представлены в таблице 1.

Таблица 1. Количество употребленных прилагательных по представлению

Имя ребенка

На одно слово в среднем

Общий средний показатель

Ваня М.

3,7

3,6

Даниил К.

5,3

Дима Ж.

2,3

Ирина В.

3,3

Паша К.

3,7

Маша Т.

3,3

Как видно из приведенной таблицы, в среднем дети называли по 3,6 прилагательных по представлению. Это довольно низкий показатель. Только один ребенок превысил его. Показатель, почти соответствующий среднему, имеют два ребенка. Остальные дети имеют показатель ниже среднего.

Качественный анализ данных показывает, что больше всего дети называли оценочные прилагательные. Меньше всего прилагательных, обозначающих материал, величину и форму. Эти данные отражены на рисунке 1.

Рисунок 1

Как уже упоминалось выше, больше всего дети называли оценочные прилагательные. Например, про лимон говорили: невкусный, кислый; про лису прилагательных этой группы было больше всего: хитрая, добрая, плохая, хищная; про варежки - хорошие, красивые и др. Менее всего дети называли прилагательные, обозначающие материал, величину и форму, т.к. без наглядной опоры детям трудно представить их. Прилагательных, обозначающих цвет, было много. Эта категория прилагательных легче, поскольку два предмета имеют определенный цвет, а цвет варежек дети могли легко представить.

Выявленные особенности соответствуют характеристике качественных нарушений, указанных Лалаевой Р.И. и описанных нами в параграфе 1.2.

Перейдем к анализу следующей серии - описание предмета изображенного на картинке, результаты которого отражены в таблице 2.

Таблица 2. Количество употребленных прилагательных на одну картинку

Имя ребенка

На одно слово в среднем

Общий средний показатель

Ваня М.

3,3

3,8

Даниил К.

4

Дима Ж.

4

Ирина В.

4,7

Паша К.

4,3

Маша Т.

3,3

В среднем дети называли 3,8 прилагательных. Этот показатель выше предыдущего результата, показанного ими в первой серии эксперимента. Превысили его четыре ребенка, у остальных двух детей индивидуальный показатель ниже среднего.

Из анализа таблицы 2 можно сделать вывод, что количество употребленных детьми прилагательных возросло. Это говорит о том, что по картинке детям легче описать предмет.

Рис. 2

Качественный анализ: возрастает количество прилагательных всех категорий на 1 - 2 слова. По картинке детям легче описать предмет, т. к. отчетливо проявляются некоторые его признаки - цвет, форма, величина. Но по-прежнему больше всего оценочных прилагательных, а меньше - обозначающих материал, величину и форму.

Обратимся к анализу данных третьей серии - описание натурального предмета, результаты которой отражены в таблице 3

Таблица 3. Количество употребленных прилагательных на основе восприятия натурального предмета

Имя ребенка

На одно слово в среднем

Общий средний показатель

Ваня М.

5,6

4,3

Даниил К.

5,3

Дима Ж.

3,6

Ирина В.

3,6

Паша К.

5,3

Маша Т.

2,6

Дети называли в среднем 4,3 прилагательных по представлению. Этот показатель выше предыдущего, представленного в таблице 2. Превысили средний показатель три ребенка, у остальных детей индивидуальный показатель ниже среднего.

Анализ таблицы 3 показывает, что в третьей серии эксперимента дети назвали самое большое количество прилагательных.

Качественный анализ последней серии детей экспериментальной группы показывает значительное увеличение употребления прилагательных, обозначающих материал. На основе восприятия натурального предмета этот его признак легче распознается детьми. Практически на том же уровне осталось употребление прилагательных, обозначающих цвет. Этот признак во всех трех методиках оставался достаточно стабильным и часто употребляемым. Употребление оценочных прилагательных остается довольно высоким. Употребление разнофакторных прилагательных и прилагательных, обозначающих величину и форму остается практически на том же уровне

Рис. 3 Качественное использование прилагательных на основе восприятия натурального предмета в экспериментальной группе

Во всех сериях эксперимента лидируют по количеству употребления оценочные прилагательные, затем идут прилагательные, обозначающие цвет, причем это довольно часто употребляемая категория прилагательных, которая на протяжении всего эксперимента остается довольно высокой. Меньше всего дети употребили прилагательные, обозначающие материал, величину и форму. Но их количество постепенно увеличивается по мере того, как методика становится легче.

Таким образом, был проведен констатирующий эксперимент и выявлены количественные и качественные показатели уровня развития активного словаря прилагательных у детей с ОНР. Эти данные позволяют нам сделать выводы об уровне развития активного словаря, которые можно сформулировать следующим образом:

- количество употребленных прилагательных детьми низкое, но оно увеличивается по мере того как методика становится легче;

- наибольшие трудности наблюдались у детей при назывании прилагательных по представлению;

- появляется больше прилагательных, обозначающих материал, величину и форму, когда дети опираются на картинку или натуральный предмет;

Все это свидетельствует о недостаточном уровне сформированности активного словаря прилагательных детей с ОНР, что подтверждает необходимость проведения с ними коррекционной работы.

2.3 Система коррекционно-педагогической работы по развитию активного словаря прилагательных детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Цель формирующего эксперимента - развивать активный словарь прилагательных у детей с ОНР.

Формирующий эксперимент состоял из трех этапов:

1. Подготовительный этап.

Цель: подготовка базы для развития словаря прилагательных. На этом этапе проводилась работа по развитию психических процессов, а также обогащению словаря существительных и глаголов.

2. Основной этап.

Цель: развитие активного словаря прилагательных.

3. Закрепительный этап.

Цель: проверка использования прилагательных в самостоятельной речи.

Содержание формирующего эксперимента представлено в таблице:

Этап

Игры

Цель

1

2

3

подготовительный

1) «Где позвонили?»

Определение направления звука

2) «Скажи, что ты слышишь»

Развивать внимание, учить прислушиваться к звукам

3) «Тихо - громко»

Учить определять силу звучания; координация звучания с движением.

подготовительный

4) «Наседка и цыплята»

Учить соотносить число на карточке с определенным количеством ударов.

5) «Слушай хлопки»

Учить детей внимательно слушать педагога и действовать по его инструкции.

6) Найди различия»

Учить обращать внимание на детали изображения.

7) «Дорисуй»

Учить рассматривать предмет, обращая внимание на его детали.

8) «Повтори за мной»

Развивать моторно-слуховую

память,

9) «Запомни слова по рисункам»

Та же

10) «Запомни и воспроизведи»

Та же

11) «Выдели неподходящий предмет»

Формирование операций анализа, синтеза, обобщения.

12) «Группировка предметов»

Формирование синтетической деятельности, обобщения.

13) «Установи последовательность событий»

Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения.

14) «Отгадай загадку»

Развивать понимание ребенком иносказательного смысла загадок с, использованием наглядной опоры.

15) «Ассоциации»

Развитие ассоциаций.

16) Назови одним словом»

Учить называть обобщающее слово-существительное.

17) «Догадайтесь, каким будет четвертое слово»

Учить восстанавливать смысловые ряды слов.

18) «Назови части»

Активизировать словарь

существительных

19) «Объясни, что общее у предметов»

Закреплять обобщающие слова

20) «Скажи наоборот»

Обогащать словарь антонимами-существительными

21) «Подбери предмет»

Учить подбирать предметы к названию действий

22) «Кто или что может это сделать»

Та же

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.