Рефераты. Развитие грамматического строя речи в норме и у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) в дошкольном возрасте

p align="right">Таблица 3

Суммарные результаты исследования памяти, внимания, восприятия

(в % от общего числа заданий)

Название

пробы

Испытуемые

Оценка выполнения задания

без ошибок

с 1-ой ошибкой

с ошибками и помощью

выраженные ошибки

недоступно

Память

Дети с ОНР

48,2

37,2

14,6

--

--

Дети с N речью

93

7

--

--

--

Восприятие

Дети с ОНР

15,5

61

15,5

8

--

Дети с N речью

73

27

--

--

--

Внимание

Дети с ОНР

13

65,3

21,7

--

Дети с N речью

84

16

--

--

--

Экспериментальное исследование выявило у детей с ОНР значительные нарушения произвольного внимания, о чем свидетельствует то, что для выполнения заданий детям с патологией речи требуется больше времени, чем детям с нормальным речевым развитием.

Результаты экспериментов показали, что качественная характеристика выполнения заданий позволила выявить гораздо более низкий уровень выполнения задания в условиях словесной инструкции. Например, при выполнении корректурной пробы, абсолютно правильного решения этого задания нет ни у одного ребенка с ОНР, в то время как у их здоровых сверстников высокую оценку получило большинство детей. Лишь у некоторых здоровых детей были допущены 1-2 ошибки, и столько же ошибок отмечается у половины дошкольников с ОНР. При этом выполнение в медленном темпе с большим числом ошибок (3- 4) наблюдается только у детей с ОНР.

В результате экспериментального исследования внимания выяснено, что дети с ОНР инструкцию воспринимают неточно, фрагментарно; им трудно сосредоточить свое внимание на анализе условий задания и поиске возможных способов и средств его выполнения.

Кроме того, все виды контроля являются значительно нарушенными. Задания выполняются детьми с ошибками, характер ошибок и их распределение во времени качественно отличаются от нормы. У детей 2-й группы ошибки возникали к концу выполнения задания, что можно объяснить быстрым утомлением, истощением нервной системы ребенка. Для таких детей характерна импульсивность, неустойчивость внимания, пропуски при выполнении корректурных проб.

У детей 1-й группы ошибки наблюдаются еще в самом начале выполнения проб. Им характерен медленный темп и, собственно, ошибки в решении заданий. Такие трудности этих детей можно связать с неточным восприятием инструкции экспериментатора, так как дети 1-й группы вычеркивали не те фигуры, которые задал экспериментатор. Для таких детей характерно снижение устойчивости и переключения внимания, а также более узкий объем внимания.

Таким образом, отмечались несущественные индивидуальные колебания внимания - нерезко выраженная неустойчивость внимания. В среднем около 20% детей контрольной группы допустили не более 2-х ошибок. Судя по полученным данным, познавательная деятельность детей контрольной группы отличалась осознанностью, гибкостью и обобщенностью. Лишь у 20 % детей отмечалась некоторая неустойчивость внимания.

Таблица 4

Суммарные результаты исследования внимания

(в % от общего числа заданий)

Название

пробы

Испытуемые

Оценка выполнения задания

без ошибок

с 1-ой ошибкой

с ошибками и помощью

выраженные ошибки

недоступно

Устойчивость внимания

Дети с ОНР

36,6

63,4

--

--

--

Дети с N речью

84

16

--

--

--

Объем внимания

Дети с ОНР

--

80

20

--

--

Дети с N речью

89

11

--

--

--

Распределение и переключение внимания

Дети с ОНР

--

62

38

--

Дети с N речью

80

20

--

--

--

У дошкольников с ОНР обнаружена продуктивность запоминания наглядного материала, в то же время отмечается снижение слухоречевой памяти, то есть уровень зрительной памяти несколько выше, чем уровень речевой памяти. Дети с ОНР заметно уступают своим нормально развивающимся сверстникам по всем показателям запоминания.

Ошибки дошкольников с ОНР выражаются в персеверациях слов; в наличии новых слов, близких по смыслу заданным; в пропуске сложных по слоговой структуре слов; а также слов, которые при перечислении находятся в середине ряда. Подобных ошибок у детей с нормальной речью не наблюдалось.

Зрительное и слуховое восприятие лежат в основе развития познавательной деятельности ребенка, играют огромную роль в обучении ребенка чтению, письму, грамоте, математике, рисованию, музыке. Слуховое восприятие у дошкольников с ОНР и их здоровых сверстников сохранно на все звуковые впечатления, кроме звуков человеческой речи. Именно эта специфическая невосприимчивость помешала детям с ОНР получить высокие результаты (оценки) при выполнении заданий (таб. 5).

Таблица 5

Суммарные результаты исследования запоминания зрительного

и словесного материала в констатирующем эксперименте

(в % от общего числа заданий)

Название

пробы

Испытуемые

Оценка выполнения задания

без ошибок

с 1-ой ошибкой

с ошибками и помощью

выраженные ошибки

недоступно

Зрительная память

Дети с ОНР

55

33

12

--

--

Дети с N речью

100

--

--

--

--

Слухоречевая память

Дети с ОНР

21

50

29

--

--

Дети с N речью

80

20

--

--

--

Смысловая память

Дети с ОНР

70

19

11

--

Дети с N речью

100

--

--

--

--

Способность к различению цветов у детей с ОНР приближена к возрастной норме. Но при назывании цветов, дети часто путаются, ошибаются, а в некоторых случаях отказываются (назвать) обозначить словом цвет, а особенно оттенки основных цветов.

У детей 1-й группы подобные трудности можно связать с их малым речевым и чувственным опытом, с нарушениями внимания и памяти. У детей с речевой патологией 2-й группы, как правило, названные особенности связаны со сниженной работоспособностью, быстрым утомлением.

Сравнение зрительного восприятия у детей с ОНР и с нормальным речевым развитием показало, что между ними выявляются существенные различия. Количественные соотношения зрительного восприятия сравниваемых групп представлены в табл. 6.

Результаты исследования восприятия пространства детей с ОНР сильно отличаются от результатов, полученных детьми с нормальной речью.

Таблица 6

Суммарные результаты исследований восприятия

(в % от общего числа заданий)

Название

пробы

Испытуемые

Оценка выполнения задания

без ошибок

с 1-ой ошибкой

с ошибками и помощью

выраженные ошибки

недоступно

Слуховое восприятие

Дети с ОНР

--

88

12

--

--

Дети с N речью

60

40

--

--

--

Цветоразличение

Дети с ОНР

12

52

36

--

--

Дети с N речью

90

10

--

--

--

Зрительное восприятие (анализ и систез)

Дети с ОНР

15

55

20

5

5

Дети с N речью

45

55

--

--

--

Восприятие пространства

Дети с ОНР

41

41

--

18

--

Дети с N речью

89

11

--

--

--

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.