Рефераты. Развитие интеллектуальных способностей детей средствами математики

p align="left">2. Разработанный комплекс упражнений позволил в экспериментальной группе интеллектуальные способности дошкольников на высоком уровне увеличить на 7,2%, на уровне выше среднего на 7,1%, на среднем уровне на 14,3%, на уровне ниже среднего уменьшить на 28,6%, низкий уровень в экспериментальной группе остался без изменений и равен 0%.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной выпускной квалификационной работе нашли решение задачи, выдвинутые в связи с проблемой и гипотезой исследования, и получены следующие основные результаты и выводы:

1. Обучение является наиболее значимым средством интеллектуального воспитания.

2. Интеллект - это относительно самостоятельная, динамическая структура познавательных свойств личности, возникающая на основе наследственно закрепленных анатомо-физиологических особенностей мозга и нервной системы, во взаимосвязи с ними формирующаяся и проявляющаяся в деятельности, обусловленной культурно-историческими условиями, и преимущественно обеспечивающая адекватное взаимодействие с окружающей действительностью, ее направленное преобразование.

3. Интеллектуальные способности представляют огромный интерес для различных дисциплин: педагогики, психологии, психодиагностике и др. Важность этих способностей неоспорима. Диагностика интеллекта занимает особое место в повышении качества образования школьников. Именно интеллектуальные способности становятся показателем успешности педагогической образовательной деятельности.

4. Программа «Радуга» является наиболее известной и наиболее распространенной альтернативной программой дошкольного образования в последнее десятилетие. Но она не направлена на развитие интеллектуальных способностей детей. Поэтому нами была разработаны конспекты занятий и задания на развитие интеллекта у детей 6-7 лет.

5. В результате эксперимента выяснили, что применение комплекса упражнений показало увеличение интеллекта в экспериментальной группе. Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале работы, подтвердилась.

Результаты показали перспективность выполнения работы и использование ее на практике.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. т. II. - М.: Просвещение, 1980 - 370с.

2. Анастази А. Психологическое тестирование. - М.: Педагогика, 1982. - 242c.

3. Агафонова И.Н. и др. Методики изучения интеллекта / Агафонова И.Н., Колеченко А.К., Погорелов Г.А., Шеховцова Л.Ф. - Часть 1. - СПб.: - Питер, 1991. - 264с.

4. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 212с.

5. Большая Советская энциклопедия. (в 30 томах)/под ред. А.М. Прохоров.- М.: Советская энциклопедия,. Т. 18 -.1974, - 632 с.

6. Белошистая А.В. Развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. - 352 с.

7. Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. - Киев: Вища школа, 1984. - 142 с.

8. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. - Ростов н/Д: Феникс, 1983. - 168с.

9. Брушлинский А.В., Темнова Л.В. Интеллектуальный потенциал личности и решение нравственных задач // Психология личности в условиях социальных изменений. - М.: Просвещение, 1993. - 342с.

10. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностические методы исследования интеллекта. - Киев: Рада, 1985. - 282с.

11. Воспитание и обучение в детским саду/Под ред. А.В. Запорожца. - М.: Педагогика, 1976. - 296с.

12. Венгер Л.А. Педагогика способностей. - М.: Просвещение, 1973. - 268c.

13. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- СПб.: СОЮЗ, 1997. - 96с.

14. Выготский Л.С. Проблема развития способностей. // Вопросы психологии. - 1996. - № 5. - 331c.

15. Выготский Л.С. К вопросу о динамике детского характера, Собр. соч. в 6 т. Т. 5. - М.: Педагогика, 1983. - 412c.

16. Воспитание дошкольников. Под ред. В.Г. Нечаевой. - М.: Просвещение, 1983. - 318 с.

17. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. - М.: Просвещение, 1966. - 243с.

18. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления / Под ред. А.М. Матюшкина. М.: Прогресс, 1965. - 118 с.

19. Глуханюк, Н.С. Практикум по психодиагностике: Учеб.пособие./ Н.С. Глуханюк. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. - 216с.

20. Доналдсон М. Интеллектуальная деятельность детей. - М.Педагогика, 1985. - 318с.

21. Дружинин В.Н. //Психология общих способностей. РАН. - М.: МГУ, 2003. - 106 с.

22. Дьяченко О.М. Проблема индивидуальных различий в интеллектуальном развитии ребенка // Вопросы психологии. - 1997. - № 4. - С.138-142.

23. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. В.И. Логинова, Н.А. Ноткина и др. Под ред. Т.И. Бабаевой и др. Изд. 2-е, переработанное. - СПб.: Акцидент, 1996. - 224 с.

24. Запорожец А.В. Избранные труды: В 2- х т.1.Психологическое развитие ребенка - М.:Педагогика, 1986 - 320с.

25. Исследования мышления в советской психологии. П/р Е.В. Шороховой. - М: Просвещение, 1966. - 243с.

26. Интеллектуальное воспитание детей дошкольного возраста. Под ред. Н.Н. Поддьякова, Ф.А. Сокина. - М.: Педагогика, 1984. - 346с.

27. Истоки: Базисная программа развития ребенка - дошкольника. Алиева Т.И. Научн. ред.: Л.А. Парамонова и др. - М.: Карапуз, 1997. - 288 с.

28. Каменская В.Г. Психофизиологические критерии нормативности развития интеллектуальных функций ребенка // Мозг, психика, поведение. - СПб: Питер, 2001. - 223с.

29. Кеэс Г.Я. К разработке диагностических тестов интеллектуального развития шестилетних детей // Вопросы психологии. - 1983. - № 6. - C.26.

30. Кроль, В.М. Психология и педагогика: Уч. пособие для техн. вузов/ В.М.Кроль - М.: Высшая школа, 2001. - 319с.

31. Кудрявцев В., Синельников В. Психологическое исследовние личности.: Учебн. пособие для студентов и преподавателей. - М.: ТЦ «Сфера», 1999. -192 с.

32. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. - М.: Росвещение, 1972. - 218 с.

33. Леонтьев А.Н. О формировании способностей // Вопросы психологии. - 1999.- №6. - С.58.

34. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Прогресс, 1981. - 398с.

35. Лолер Дж. Коэффициент интеллекта, наследственность и расизм. - М.: Прогресс, 1982. - 253 с.

36. Малашихина И.А., Мурадханова И.И. Педагогика детства. - Ставрополь: СГПУ, 1996.- 458c.

37. Методики изучения интеллекта / И.Н. Агафонова и др. - СПб.: Питер, 1991. - 221 с.

38. Методы изучения структуры интеллекта. / Сост. М.К. Тутушкина, Г.М. Товбин. - СПб.: Питер, 1994. - 368с.

39. Михайлова Я.И. Взаимосвязь уровня развития социального интеллекта с интеллектуально-личностными характеристиками у детей 6-7 лет: Автореф. дис. … канд. психол. наук. - СПб.: ЛИПКТК, 2001. - 36с.

40. Обухова Л.Ф.Детская психология: теории, факты, проблемы. 3-е изд., стер. - М.: Тривола, 1998. - 352 с.: ил.

41. Островский, Э.В., Чернышова, Л.И. Психология и педагогика: Учебн.пособие/ Под ред. Островского Э.В./ Э.В. Островский, Л.И. Чернышова. - М.: Вузовский учебник, 2005. - 384с.

42. Основы дошкольной педагогики/Под ред. Т.А. Морковой. - М.: Педагогика, 1980. - 380с.

43. Панасюк А.Ю. Использования адаптированного варианта методики Векслера при психологическом исследовании детей // Журнал невропатологии и психиатрии. - 1973. - № 10. - С.24.

44. Пиаже Ж. Психология интеллекта // Избранные психологические труды. - М.: Просвещение, 1969. - 381 с.

45. Пиаже Ж. Психология интеллекта. - СПб.: Питер, 2003. - 192 с.

46. Первушина В.Е. Способности ребенка. Как выявить и проявить? - СПб.: Невский проспект; Вектор, 2007. - 287 с.

47. Психология и педагогика. Уч. пособие/ Под ред. А.А. Бодалева, В.И. Жукова, Л.П. Лаптева, В.А. Сластенина. - М.: Издательство Института Психотерапии, 2002. - 585с.

48. Психологический словарь. П/р А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Энциклопедия, 1990. - 846 с.

49. Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 5-6 лет в детском саду. / Т.Н. Дронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др. - М.: Просвещение, 1996.- 271 с.

50. Романова, Е.С. Психодиагностика: Уч. пособие/ Е.С. Романова. - СПб: Питер, 2006. - 400с.

51. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. изд. 4. - СПб.: Питр, 2007. - 720 с.

52. Савенков А.И. Обучение мышлению. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 220 с.

53. Серебрякофф В. Руководство по интеллектуальному и личностному тестированию. Пер. с англ. В. Юркевич. - М.: Просвещение, 1996. - 226 с.

54. Сластенин, В.А., Каширин, В.П. Психология и педагогика: Уч. пособие для студ. вузов./ В.А. Сластенин, В.П. Каширин. - М.: Академия, 2001. - 480с.

55. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология/ Л.Д. Столяренко - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000 - 544с.

56. Теплов Б.М. Психология индивидуальных различий. // Избр. труды. - М.: Педагогика, 1985.- 362c.

57. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Дошкольники. - М.: Рольф, 2000. - 142 с.

58. Филимоненко Ю.И., Тимофеев В.И. Тест Д. Векслера (диагностика структуры интеллекта(детский вариант). Методическое руководство. - СПб.: ГП «ИМАТОН», 2004. - 112 с

59. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. - 2-е изд., перераб.и доп. - СПб.: Питер, 2002. - 264 с.

60. .Шевандрин, Н.И. Основы психологической диагностики: Учебник для студ.вузов: В 3ч./ Н.И.Шевандрин. - М.: ВЛАДОС, 2003. - Ч.1. - 288с.

Приложение 1

Под текстом заданий вербальных субтестов стоят цифры «1» или «2». Они обозначают оценку тех ответов, которые следуют за этими цифрами. Ответы, следующие после цифры «О», считаются неудовлетворительными. После знака «?» следуют ответы, требующие дополнительного вопроса в общей форме. В ряде случаев приводятся нестандартные дополнительные вопросы.Если после дополнительного вопроса качество ответа не изменяется, ответ оценивается в 0 баллов.

Равноценные ответы разных испытуемых разделяются точкой.

Субтест 1. «ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ»

Процедура

Для детей младше 8-ми лет, а также для детей старше 8 лет, подозреваемых в умственном снижении: начинать с задания №1, прекратить при 5-ти неправильных ответах подряд.

Для детей 8 лет и старше, не подозреваемых в умственном снижении: начинать с задания №4. Если одно из заданий №№4, 5 ,6 не выполнено, то, прежде чем переходить к следующему, необходимо вернуться к заданиям №№1, 2, 3. Если все три задания - №№4, 5, 6 выполнены, то дать аванс (то есть начислить по 1 баллу за каждое задание) за №№1, 2, 3 и переходить к заданию №7. Прекратить при 5-ти неудачах подряд. Оценки: 1-0.

Задания и контрольные ответы

1. Сколько у тебя ушей?

1: Два. Пара.

2. Как называется этот палец?

1: Указательный.

3. Сколько ног у собаки?

1: Четыре.

4. От какого животного мы получаем молоко?

7; От коровы (или козы, или верблюда).

5. Что нужно сделать, чтобы вода закипела?

7; Поставить на огонь (или газ, или плиту). Нагреть.

6. В каком магазине продают сахар?

7: В продовольственном (или гастрономе, или булочной, или в другом, где в действительности могут продавать сахар).

7. Сколько единиц в пятерке?

1. Пять.

8. Сколько дней в неделе?

1: Семь.

9. Кто основал город, который называется Санкт-Петербург?

1. Петр Первый. 0: Строители.

?: Ленин («Верно, город раньше назывался по имени Ленина. Кто его основал?»).

10. Что такое пара?

1. Два. Двое, два человека (или предмета). Оценка в школе. 0: Пара ног (или предметов).

?: Это количество. Парочками ходят в детском саду. («Верно. Так значит, что такое пара?»).

11. Назови мне четыре времени года

1: Зима, лето, осень, весна (в любом порядке).

12. Какого цвета рубины?

1: Красного (любого от светло-розового до темно-красного). 0: Рубинового.

13. Где садится солнце?

/: На западе (при указании рукой на запад или при ответе «за горизонтом»: «Верно, но какое это направление?»). 0: За тучу (или горы, или др.).

14. Для чего нужен желудок?

1. Он переваривает пищу. Обрабатывает пищу своим соком. Перерабатывает пищу.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.