Материалы к занятию. Комнатное растение (типа аспарагуса, традесканции).
Связь занятия с другими сторонами воспитательной работы. Рассматривание комнатных растений (разных), сравнение, уточнение характерных особенностей. Уход за растениями.
Доказательством результативности опытно-экспериментальной работы по целенаправленному развитию логического мышления у младших школьников явились данные контрольного этапа, который заключался в определении уровней сформированности логического мышления в целом (табл. 2), проведенного по тем же методикам, которые использовались в начале опытно-экспериментальной работы.
Таблица 2
Уровень сформированности логического мышления (до и после проведения эксперимента)
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Экспериментальная группа
Контрольная группа
до
3%
2,5%
34%
36%
63%
61,5%
после
5,1%
2,6%
59%
37%
35,9%
60,4%
Для наглядности представим результаты контрольного этапа эксперимента на рисунке 2.
Рис.2 Результаты контрольного этапа эксперимента
Сравнивая результаты исследований, мы отмечаем значительные изменения. Больший процент школьников в экспериментальной группе стал обладать высоким уровнем логического мышления. Но в контрольной группе эти изменения незначительны, так как не учитывались психологические условия и средства формирования логического мышления.
Как показывают данные таблицы, процент школьников в экспериментальной группе, имеющих низкий уровень логического мышления снизился на 27,1 %, средний уровень стал характерен для 59 % испытуемых, что на 25 % больше, чем на констатирующем этапе эксперимента. На 2,1 % увеличилось число школьников, обладающих высоким уровнем логического мышления.
Итак, проведенный эксперимент подтвердил эффективность предлагаемой программы, обеспечившей более высокий уровень логического мышления у младших школьников, показал эффективность использованных нами средств развития логического мышления учащихся младшего школьного возраста.
Заключение
Младший школьный возраст является активным пропедевтическим этапом развития логического мышления, в ходе которого закладываются основы осуществления логических операций анализа, синтеза, обобщения, ограничения, классификации, сравнения, абстрагирования и других, являющихся базой успешного овладения учебной программой общеобразовательной школы. К основным возрастным особенностям, характеризующим выполнение логических операций младшими школьниками, относятся: преобладание чувственного, деятельностного анализа над абстрактным, осуществление синтеза преимущественно в наглядной ситуации без отрыва от действий с предметами, стремление к подмене операции сравнения рядоположением объектов, связей и отношений между предметами и их свойствами, замена сущностных признаков предметов их яркими внешними признаками.
В нашем исследовании мы поэтапно провели работу, направленную на:
1) изучение проблемы развития логического мышления учащихся младшего школьного возраста;
2) определение уровня сформированности логического мышления в экспериментальной и контрольной группах;
3) проверка эффективности условий развития логического мышления в процессе рисования с натуры.
На констатирующем этапе осуществлялось изучение состояния логического мышления у младших школьников.
В работе также представлены результаты изучения динамики состояния логического мышления у младших школьников. Анализ динамики логического мышления у младших школьников на контрольном этапе эксперимента показал, что в результате экспериментальной работы у испытуемых экспериментальной группы произошло повышение уровня логического мышления. Такие изменения могут рассматриваться как правильная организация процесса развития логического мышления у младших школьников в процессе рисования с натуры.
Выявленные статистически значимые различия в динамике большинства исследованных в экспериментальных и контрольной групп, подтвержденные качественно-содержательным анализом и данными дополнительных методов исследования, свидетельствуют о том, что система работы, которая реализована в ходе формирующего эксперимента, существенно влияет на эффективность процесса развития логического мышления у младших школьников.
Проведенное опытно-экспериментальное исследование показало наличие положительной динамики в развитии логического мышления младших школьников (за время эксперимента более чем у 30 % учеников экспериментального класса повысился уровень развития логического мышления), повышение интереса к занятиям и результатов в учебе. Данное обстоятельство позволяет признать проведение опытно-экспериментального исследования успешным, а целесообразность и эффективность средств развития логического мышления младших школьников подтвержденными.
Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена. Проведенное позволило наметить направление дальнейшей работы в рамках проблемы развития логического мышления учащихся младшего школьного возраста.
Библиография
1. Битянова, М.Р. Работа психолога в начальной школе [Текст]/М.Р. Битянова, Ж.В. Азарова, Е.И. Афанасьева, Н.Л. Васильева.- М.: Совершенство, 1998.-236 с.
2. Жуковский, В.И. Теория изобразительного искусства [Текст] / В.И. Жуковский. - Красноярск, 2004. - 180 с.
3. Забрамная, С.Д. Развивающие занятия с детьми: Материалы для самостоятельной работы студентов по курсу «Психолого-педагогическая диагностика и консультирование» [Текст]/С.Д. Забрамная, Ю.А. Костенкова. - М.: В. Секачёв, 2001. - 80 с.
4. К вопросу о преподавании рисования в подготовительном классе, - В сб.: Психология начального обучения//под ред. И.С. Котетишвили. - Тбилиси: Мецниебера, 1931. - С.55-65.
5. Квач, Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст]/. - М.: ВЛАДОС, 2001.- 274 с.
6. Коррекционная педагогика [Текст]/. - Ростов-н/Д: Март, 2002. - 304с.
7. Костерин, Н. Учебное рисование [Текст]/Н. Костерин. - М.: Просвещение, 1980. -С.225.
8. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: Развитие ребёнка от рождения до 17 лет: Учебное пособие третье издание[Текст]/И.Ю.Кулагина. - М.: УРАО, 1997. - 176 с.
9. Левитес, В.В. Задания для развития логического мышления детей [Текст]/ А.В. Белошистая, В.В. Левитес // Педагогические чтения памяти Л.Ю. Бобкова: Материалы V юбилейной региональной научно-практической конференции, посвященной 30-летию факультета Педагогики и методики начального образования (ПиМНО) 21-22 марта 2006 года.- Мурманск: МГПУ, 2006. Т 2. - С. 105-106.
10. Левитес, В.В. Задания для развития логического мышления: учеб. пособие для первого класса четырехлетней начальной школы [Текст]/ А.В. Белошистая, В.В. Левитес. - Мурманск: Полиграфист, 2006. - 64 с.
11. Левитес, В.В. О способах и средствах развития логического мышления младшего школьника [Текст]/ В.В. Левитес // Перспективы развития начального образования России: Материалы межвузовской научно-практической конференции 23-24 марта 2004 г. - Мурманск: МГПУ, 2004. - С. 54-58.
12. Левитес, В.В. Развитие логического и алгоритмического мышления младшего школьника [Текст]/ А.В. Белошистая, В.В Левитес // Начальная школа плюс до и после. - 2006. - №9. - С. 15-23.
13. Левитес, В.В. Развитие логического мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст]/ В.В. Левитес // Известия Российской академии образования. - 2006. - №3.
14. Левитес, В.В. Система развития логического и алгоритмического мышления младшего школьника [Текст]/ В.В. Левитес // Образовательная область математики в свете проблемы «Детство: образование - XXI век»: Материалы международных педагогических чтений «Образование и детство - XXI век» / ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». - Екатеринбург, 2004 - С. 85-90.
15. Медведев, Л.Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку: Учеб. пособие для студентов ХГФ пед. ин-тов [Текст] / Л.Г.Медведев.-- М.: Просвещение, 1986.-- 159 с.
16. Мухин, Ю.М. О некоторых психолого-педагогических особенностях преподавания рисования в первом классе начальной школы [Текст] / Ю.М. Мухин//Тезисы докладов на I съезде общества психологов», изд. Об-ва психологов и АПН РСФСР. -М., вып. 3.- 1959.
17. Мухин, Ю.М. О повышении активности учащихся I-- II классов в рисовании с натуры [Текст]/Ю.М. Мухин//Начальная школа. - № 10.- 1960.
18. Мухин, Ю.М. О психологическом содержании умения видеть предмет [Текст] /Ю.М. Мухин//Материалы V научной конференции Псковского государственного педагогического института имени С.М. Кирова», изд-во «Псковская Правда», вып. 8. - 1961.
19. Мухин, Ю.М. О целенаправленном восприятии пропорций учащимися I класса при рисовании с натуры [Текст]/Ю.М.Мухин. - М.: Просвещение, 1961. - 337 с.
20. Мышление. Словесные субтесты // Программа исследования детей на готовность к школьному обучению. - М.: Просвещение, 1991. - С.9-13.
21. Новикова, К. Особенности динамики разных видов мыслительной деятельности как диагностический показатель умственного развития школьников: Автореф. канд. дис. [Текст]/К. Новикова.- М.: Просвещение, 1983.- 22 с.
22. Переслени, Л.И. Определение уровня развития словесно-логического мышления у первоклассников [Текст]/Л.И. Переслени, Л.Ф. Чупров// Вопросы психологии. - 1989. - № 5. - С. 154-157.
23. Петровский, А.В. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. - Второе издание, стереотип. [Текст] / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М.: Академия, 2001. - 512 с.
24. Психодиагностика особенностей словесно-логического мышления младших школьников (методические рекомендации) /Авт.-сост.: Переслени Л. И., Мастюкова Е. М.,Чупров Л. Ф. - Абакан: АГПИ, 1990. - 28 с.
25. Ревина, Е.Г. О возможностях развития логического мышления младших школьников в условиях целенаправленного обучения [Текст]/ Е.Г. Ревина // Межвузовский сборник научно-технических статей. - Вольск: ВВВУТ (ВИ), 2007. - С. 141-145.
26. Ревина, Е.Г. О проблеме развития логической рефлексии учащихся [Текст]/ Е.Г. Ревина // Межвузовский сборник научных статей. - Саратов: СВИ ВВ МВД России, 2004. - С. 240-242.
27. Ревина, Е.Г. Особенности формирования логического мышления учащихся в начальной школе [Текст]/ Е.Г. Ревина, А.З. Гусейнов // Вестник Саратовского госагроуниверситета им. Н.И. Вавилова. - Вып. 3. - №6. - Саратов, 2006. - С. 104-106.
28. Ревина, Е.Г. Педагогические подходы развития логического мышления младших школьников [Текст]/ Е.Г. Ревина, А.З. Гусейнов // Философия отечественного образования: история и современность: Сборник статей III Международной научно-практической конференции. - Пенза, 2007. - С. 62-64 .
29. Ревина, Е.Г. Педагогические условия развития логического мышления младших школьников [Текст]/ Е.Г. Ревина // Монография. - Саратов: Научная книга, 2006. - 140 с.
30. Ревина, Е.Г. Преемственность и условия развития мыслительных операций младших школьников [Текст]/ Е.Г. Ревина // Межвузовский сборник научно-технических статей. - Вып. 17. - Вольск: ВВВУТ (ВИ), 2005. - С. 168-170.
31. Ревина, Е.Г. Развитие логического мышления младших школьников как педагогическая проблема [Текст]/ Е.Г. Ревина, А.З. Гусейнов // Гуманитарные и социально-экономические науки (научно-образовательный журнал) - Вып. 2. - № 4. - Ростов-н/Д: Северокавказский центр Высшей школы, 2006. - С. 142-143.
32. Ревина, Е.Г. Развитие самостоятельной логики мышления у младших школьников [Текст]/ Е.Г. Ревина // Психолого-педагогические исследования в системе образования: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. - Челябинск: Изд-во «Образование», 2005. - С. 117-120.
33. Ревина, Е.Г. Структурирование учебного материала как условие формирования мыслительных операций [Текст]/ Е.Г. Ревина // Межвузовский сборник научных статей. - Саратов: СВИ ВВ МВД России, 2004. -С. 237-239.
34. Рисование в подготовительном классе// УШ Закавказская конференции психологов. - Ереван, 1980. - С.90-91.
35. Рисование с натуры в начальных классах средней вколи// IX Закавк. конф. психологов. - Баку, 1983. - С.166-167.
36. Тихомирова, Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников: Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / Л.Ф.Тихомирова. - Ярославль: Академия развития, 2001. - 144 с.
37. Тихомирова, Л.Ф., А.В. Басов. Развитие логического мышления детей [Текст] /Л.Ф. Тихомирова, А.В. Басов.-Ярославль: Академия развития, 1996. - С.254.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6