На форму грудной клетки большое влияние оказывает физические упражнения и посадка. Под влиянием физических упражнений она может стать шире и объемистее. При длительной неправильной посадке может произойти деформация грудной клетки, что нарушает развитие сердца, крупных кровеносных сосудов и лёгких.
К семи годам становятся ясно видимыми кости запястья, происходит сращивание костей тазового пояса, наблюдается рост костей черепа.
К восьми годам идет накопление мышечной массы. Она составляет примерно 27% от массы тела. Рост мышечных волокон продолжается в связи с увеличением сухожилий и за счет структурных преобразований самого волокна. Увеличивается сила отдельных групп мышц.
Но все же младшие школьники обладают низкими показателями силы. Силовые и особенно статические упражнения вызывает у них быстрое утомление. Дети этого возраста более приспособленные к кратковременным корыстно-силовым упражнениям. Отсюда видно, что при таких показателях наиболее целесообразно развивать в этом возрасте координационные способности. К тому, же в этом возрасте проявляется способность к точному воспроизведению движений по заданной программе. Детям доступны такие двигательные акты, как бег, прыганье, катание на коньках, плаванье, гимнастические упражнения.
Согласно исследованиям Л.П.Матвеева, координационные способности (ловкость) детей могут развиваться следующим образом:
Координационные способности
Возраст
7-8
8-9
9-10
10-11
Простые координации
Сложные координации
Равновесие
Точность движений
Итак, младший школьный возраст особенно благоприятен для развития ловкости. Педагогические воздействия, направленные на развитие ловкости дают наибольший эффект, если систематически и целенаправленно применять именно в этом возрасте, который является ключевым для координационно-двигательного совершенствования.
1.3 Методика воспитания координационных способностей (ловкости)
Для развития двигательно-координационных способностей (ловкости)
Л.П.Матвеев, Е.Н.Вавилов и др. рекомендуют разнообразные методические приемы:
1.Применение необычных исходных положений.
2.Изменение скорости или темпа движений, введения разных ритмичных сочетаний, различной последовательности элементов.
3.Смена способов выполнения упражнений:
метание сверху, снизу, сбоку;
прыжки на одной, двух ногах, с поворотом.
Использование предметов различной формы и массы и т.д.
Выполнение согласованных действий
Для развития КС в физическом воспитании и спорте используют следующие методы.
Стандартно-повторного упражнения;
Вариативного упражнения;
Игровой;
Соревновательной.
При разучивании новых достаточно сложных двигательных действий применяют стандартно-повторный метод, т.к. овладеть такими движениями можно только после большого количества повторений их в относительно стандартных условиях.
По мнению многих исследователей [« ], главным методом развития КС является метод вариативного (переменного) упражнения.
Его подразделяют на два варианта:
Метод строго регламентированного;
Не строго регламентированного упражнения.
К методам строго-регламентированного упражнения, можно отнести (условно) 3 группы методических приемов, (выше указанных):
1)Приемы строго заданного варьирования отдельных характеристик или всей формы привычного двигательного действия;
2)Приемы выполнения привычных двигательных действий в непривычных сочетаниях:
а)«зеркально» выполнение упражнений (смена и маховой ноги в прыжках в высоту и длину с разбега; броски в ведение мяча «не ведущей» рукой и т.д.;
б)усложнение привычного действия;
в)комбинирование двигательных действий.
3) Приемы введения внешних условий, строго регламентирующих направлений и пределы варьирования:
а)Использование сигнальных раздражителей, требующих срочной перемены действий;
б)Усложнение движений с помощью заданий;
в)Совершенствование техники двигательных действий после дозированной физической нагрузки
г)Выполнение упражнений в условиях ограничивающих или исключающих зрительный контроль (ведение, передачи и броски мяча в кольцо и т.д.
Методы не строго регламентированного варьирования предполагают такие приемы:
а)Игровое варьирование, связанное с использованием игрового и соревновательного методов;
б)Варьирование, связанное с использованием необычных условий естественной среды (бег, бег по пересеченной местности, прыжковые упражнения и др.
При применении методов вариативного (переменного) упражнения необходимо учитывать следующие правила:
использовать небольшое количество (8-12) повторений разнообразных физических упражнений;
многократное их повторение, изменяя отдельные характеристики и двигательные действия в целом, изменяя условия осуществления этих действий.
Методы строго регламентированного варьирования должны занимать больше места при формировании ловкости в младшем школьном возрасте.
Для развития ловкости у детей этого возраста очень эффективны игровой и соревновательный методы. Игровой метод с дополнительными заданиями и без них, предусматривает выполнение упражнений либо в ограниченное время, либо в определенных условиях, либо определенными двигательными действиями. Поэтому целесообразно включать регулярно в уроки физкультуры разные подвижные игры, эстафеты с направленным развитием ловкости и др. физических качеств.
Необходимо учитывать особенности регулирования нагрузок и отдыха в упражнениях, специально ориентированных на улучшение развития ловкости: их число и частоту повторений в рамках каждого отдельного занятия целесообразно доводить лишь до таких величин, которые не исключают успешного преодоления координационных трудностей. [* ]
Выполнение упражнений, направленных на создание новых или преобразование уже сложившихся форм координации движений, лучше всего проводить в начале основной части занятия.
В количественном процессе воспитания способностей, от которых зависит точность движений, лишь условно выделить отдельные стороны. Л.П. Матвеев выделяет особенности проявления «чувства пространства» в двигательной деятельности. Он подчеркивает, что «восприятие пространства» и оценка пространственных параметров движений тесно связаны с активным включением «мышечного чувства», отсюда понятно, что совершенствование «чувства пространства» в процессе физического воспитания осуществляется в единстве с совершенствованием способности соблюдать заданные пространственные параметры движений. Автор отмечает ведущую роль в совершенствование «чувства пространства» и повышении степени пространственной точности движений:
- четкую постановку и реализацию системы заданий с последовательно возрастающими требованиями к точности дифференцировок (различий) при оценке пространственных условий действий и к точности управления
движениями в пределах заданных пространственных параметров.
Иначе говоря, чтобы выполнить действие в точном соответствии с заданными пространственными параметрами, надо:
-чтобы движения были точными:
а)по времени;
б)по величине прилагаемых усилий
Профессор В.И.Лях в своих работах выделяет основной методический подход на совершенствование этой способности:
системное выполнение заданий, содержащих последовательно возрастающие требования к быстроте и точности ориентирования в пространстве.
Автор предлагает наиболее типичные упражнения на ориентирование в
-ходьба, бег, ведение мяча (рукой, ногой) по линии и разметкам;
-прыжки через гимнастические круги, палки, расположенные на различном расстоянии друг от друга;
бег с преодолением препятствий и т.д.,
почти все игровые упражнения (особенно с несколькими мячами и участками).
Одним из слагаемых комплексного процесса воспитания ловкости является воспитание способности поддерживать равновесие тела, балансировать в статических и динамических положениях, обусловленных жизненными различными ситуациями (статистические упражнения- стойки в спортивной гимнастике; динамические - бег, прыжки и др.).
В физическом воспитании существует несколько методических приемов для совершенствования статистического и динамического равновесия:
для поздно статического равновесия:
удлинение времени сохранения позы;
исключение зрительного анализатора;
уменьшение площади опоры;
-введение неустойчивой опоры;
-введение сопутствующих движений, б) для динамического равновесия:
-упражнения с изменяющимися внешними условиями (рельеф, расположение и др.)
-упражнения для тренировки вестибулярного аппарата (качели). Основной путь совершенствования способности сохранять равновесие, выполнения последовательно усложняющихся заданий.
Обучение упражнениям в равновесии необходимо начинать с принятия правильного положения (плечи развернуты, голова прямо). При передвижении по снаряду следует контролировать взглядом ближайшие 1-1,5м поверхности бревна.
Нужно обучать учащихся элементами самостраховки, научить правильным, элементам игры и соревнования (кто больше удержит равновесие в положении «ласточка», чъя команда до команда добьется более устойчивого соскока т.д.) - все это повышает качество движений.
Для закрепления разучиваемых упражнений следует выполнять: [у ]
а)движения не только в начале, но и в конце урока, после значительной нагрузки;
б)упражнения в играх, эстафетах, соревнованиях, комплексах утренней зарядки и домашних заданиях;
в)правильно освоенные движения на «результат».
Способность быстро перестраивать двигательную деятельность у детей младшего возраста является очень важной. Способность к перестроению это «умение быстро преобразовывать выработанные формы двигательных действий или переключаться от одних к другим соответственно меняющимся условиям».
В теории и методике физического воспитания это способность рассматривается как одна из двух основных способностей, характеризующих ловкость и сейчас она представляется одной из важнейших обобщенных КС человека.
Ребенок быстрее и эффективнее перестраивает двигательные действия в одних условиях, способен так же эффективно перестраивать их в других, подобных условиях, внезапно изменившейся обстановки. Наряду с этим следует различать специфические проявления в данной способности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5