Кто тут самый умный? Кто здесь самый смелый?
Кто из вас сумеет покорить космос целый?
Наш сегодняшний полет
С вами Петя проведет.
Космонавт он самый лучший,
Так что ты его послушай.
Он заданий вам задаст.
Кто справиться экзамен космонавтский сдаст!
Итак, мы отправляемся в полет.
Каждый ряд одна команда, славный экипаж.
За самый быстрый ответ корабль ваш!
(Ряд, быстрее остальных справившийся с заданием, получает очко космический корабль. Учителю необходимо не только учитывать скорость выполнения задания, но и его правильность. Для этого после выполнения каждого задания нужно осуществлять проверку.)
Вот задачка вам простая. Ты ее скорей реши,
Только вот по-новой схему ты, приятель, запиши.
(Здесь детям дается задача и схема к ней. Ученикам необходимо придумать новую схему, более удобную для решения именно этой задачи.)
Ну и ну! Никак не думал, что под силу это вам.
Я сейчас еще сложнее вам задание задам!
Вот задача, вот вам схема. Только вот одна проблема:
Где на схеме разместится то, о чем в задаче говорится?
(Дети на слух воспринимают задачу и ее данные заносят в схему, которая заранее нарисована на выданных им в начале занятия листочках.)
Вот еще одна задача. Ну, никто еще не плачет?
Вам не справиться с заданьем, очень сложное оно:
И придумать, и решить, и внимательными быть.
(Это задание заключается в том, что детям дана схема задачи с подписанными данными. Ученики должны придумать задачу по схеме и решить ее)
Ну и молодцы, ребята! Разве думал я когда-то,
Что мудреные задачки вы решите так легко?
И за это вам в подарок поиграем в «Молоко».
Вот и кончился полет. Вам теперь на звездолет
Всем садиться, и вперед!
Вы, ребята, молодцы, умные и ловкие,
Вы экзамен с честью сдали, с толком и сноровкою.
Всем полеты разрешаю! И от всей души желаю
Всем ребятам без сомненья праздничного настроенья,
Радость, смех, улыбок море, чтобы вы не знали горя,
Чтоб оценки только «5» попадали вам в тетрадь!
Всем учиться на «отлично», никогда не унывать!
Подводятся итоги соревнования, награждается победившая команда. «Лучший пилот», победитель в индивидуальном зачете выявляется после проверки учителем работ. На следующем занятии или на одном из уроков он объявляется и награждается тоже.
Внеклассные занятия по математике могут проводиться и вне учебного материала, то есть не зависеть от имеющихся у детей на данный момент учебных умений и навыков. Интересными внеклассные занятия может сделать исторический материал, положенный в их основу. Известный французский математик, философ, физик, Ж. А. Пуанкаре отмечал, что при выборе методов преподавания история науки должна быть главным проводником, ибо всякое обучение становится ярче, богаче от каждого соприкосновения с историей изучаемого предмета (74). Чтобы учащиеся проявляли повышенный познавательный интерес к математике, чтобы она не казалась им скучной, сухой, труднопреодолимой наукой, целесообразно в систему внеклассных занятий включать элементы истории математики. Осуществление принципа исторического подхода дает возможность уяснить, что процесс познания есть исторический процесс, понять связь теории с практикой, увидеть, что математика развивалась на основе практики и что критерием достоверности теории является практика.
Ознакомление учащихся с историей математики как раз и надо проводить на внеклассных занятиях, которые будут способствовать развитию познавательных интересов к математике; углублению понимания изучаемого фактического материала; расширению кругозора учащихся, повышению их общей культуры.
Необходимо начинать такую работу с 2 класса и проводить ее систематически. Содержание, объем и стиль изложения вопросов из истории математики должны соответствовать возрастным возможностям учащихся. Форма сообщения сведений может быть различной: это и краткая беседа, и лаконичная справка, это решение задачи и экскурс, доклад одного из учеников или театральная миниатюра, показ фрагмента диафильма или разъяснение рисунка.
Опираясь на психологические исследования проблемы обучения и механизмы умственного развития младших школьников, Л. С. Выготский отмечает, что не следует бояться преподнести ученикам что-то более сложное, взятое из будущего материала. Им было установлено, что умственное развитие осуществляется успешнее, если обучение строится не только на достигнутом уровне развития учеников, но и на механизмах познания, которые еще не созрели, но могут функционировать. «Только то обучение является хорошим, которое забегает вперед развитию» (17, с. 449), оно придает уроку развивающий характер и вызывает активную умственную деятельность учащихся.
Тематика таких внеклассных занятий должна соответствовать порядку ознакомления школьников с различными математическими фактами и понятиями в школьном курсе. Так, после прохождения темы «Меры длины», на внеклассных занятиях происходит углубление знаний по теме в процессе проведения бесед и практических упражнений по измерению длины отрезков старинными способами. В доступной форме осуществляется знакомство детей с происхождением различных единиц измерения.
Аналогичная работа возможна при изучении темы «Меры времени». Краткие сведения о происхождении часов, некоторых единиц измерения времени, о зарождении календаря и путях его совершенствования, можно на занятии и раскрыть взаимосвязь мер времени с природными явлениями.
Не менее интересные сведения могут получить школьники и в ходе изучения темы «Многозначные числа». Беседы о том, как люди научились вести счет, записывать числа, выполнять с ними операции обязательно вызовут интерес у детей.
Таким образом, создается возможность систематически сочетать изучаемый раздел программы по математике с внеклассной работой, углублять знания учащихся, развивать и их математические способности.
При этом не следует требовать от детей запоминания исторических сведений. Важно, чтобы они поняли, что математика связана с жизнью, а понятия, которыми мы оперируем, являются отражением предметов и явлений реального мира.
Приведем конспект одного из таких занятий, главная роль в котором принадлежит не учителю, а ученикам-актерам. К подобному занятию следует заранее подготовиться, несколько раз прорепетировать, продумать наглядность. Это не так-то просто, зато эффект от такого занятия будет гораздо больший, чем если бы учитель просто излагал исторические факты. На занятие даже можно пригласить родителей, это придаст ему элемент торжественности и большей значимости.
Уже в 1 классе при изучении математики вы по-разному записываете одни и те же числа. Так, выполняя действия, сравнивая выражения, числа один, два, три обозначаете знаками: 1, 2, 3. Но записывая кратко задачу, перечисляя пункты плана, вы эти же числа записываете иначе:,,. Почему одно и то же число мы записываем по-разному?
Это происходит потому, что до сегодняшних дней, наряду с индийской системой записи чисел, люди пользуются римской нумерацией. На этом занятии мы узнаем о том, какие римские цифры существуют и как ими пользоваться для обозначения чисел. А расскажут нам об этом герои книги В.А. Левшина «Три дня в Карликании».
Итак, Сева, Таня и Олег путешествуют по Карликании. Побывав в стране Арабелла, где живут Нулик и другие цифры, они отправились в Рим. Сопровождает их по этой стране переводчик.
Выходят дети-актеры. На груди у каждого кружок из бумаги, на котором написана первая буква имени его героя.
После многих церемоний, сопровождающих знакомство, Сева, наконец, задал самый главный вопрос:
Сева: Нет ли у вас Нулика?
Переводчик: Повторите, пожалуйста, еще раз. Я не расслышал.
Сева: Я спрашиваю, нет ли у вас Нулика?
Переводчик: Какого Нулика? Вы, наверное говорите о том маленьком кружочке, который неизвестно для чего живет в Арабелле и ровно ничего из себя не представляет? Нет, нет, у нас нет нуликов! Они совершенно бесполезны. Кроме того, никогда не разберешь, где у них начало, а где конец. Мы, римляне, признаем только прямые линии. Это очень удобно. Сразу видно, где ноги, а где голова.
Таня: Как же вы составляете числа, например, десять, сто, если у вас нет нуликов?
Переводчик: Все это можно изобразить одними палочками.
Олег: Даже большое число?
Переводчик: Даже большое. Смотрите.
(Выходят ученики, на груди которых нарисованы палочки. Переводчик хлопает в ладоши, дети встали по стойке «Смирно» на равном расстоянии друг от друга, учитель в это время читает авторский текст:
Переводчик хлопнул в ладоши и стоявшие на площади спичечные воины мгновенно образовали несколько правильных рядов.)
Сева: Как физкультурники на стадионе.
Переводчик: Каждый из этих воинов единица. Ничего более. Но из этих единиц я могу составить все, что угодно. Сейчас я заставлю их превратиться в двойки. Раз, два!
(Дети перестраиваются парами. Учитель: На площади произошла перегруппировка. Все спички расположились парами)
Переводчик: Теперь вы видите перед собой число два. Прошу дальше. Раз, два, три!
Олег: Не успели мы глазом моргнуть, как в каждом ряду стало по три спички.
(Дети перестраиваются по трое)
Переводчик: Вот вам и число три!
Таня: А четыре?
Переводчик: Сначала познакомьтесь с нашей пятеркой.
(Дети встают по двое. Через некоторое время из-за них выходят дети, на груди у которых римская. Учитель: Спички опять перегруппировались по двое, вплотную придвинулись друг к другу и откинулись в разные стороны.)
Олег: Мы увидели фигуру, которую у нас обычно называют галочкой.
Переводчик: Теперь нетрудно получить и четверку, и шестерку. Поставим палочку слева от пятерки, получим четыре, поставим ее справа получим шесть.
(дети показывают называемые числа и записывают их на доске)
Таня: Значит, все дело в том, чтобы из пятерки либо вычесть единицу, либо прибавить. Если единица слева, значит, ее надо вычесть, если справа надо прибавить.
Олег: Понимаю! Если приставить к пятерке справа две палочки, будет семь, а три палочки восемь.
Переводчик: Мы так и поступаем. Видите, как просто.
Сева: Тогда я знаю, как получить девятку.
Переводчик: Уж не собираетесь ли вы для этого прибавить четыре палочки? Эту ошибку делают многие. Между тем девятку у нас изображают по-другому. Ведь она стоит ближе к десятке, чем к пятерке. Значит, проще поставить единицу слева от десятки… Вот вам и девятка!
Сева: Но как у вас изображают десятку?
(Учитель: Переводчик подал знак, и птички-спички превратились в ловких акробатов. Одни пятерки перекинулись и стали кверху ногами, другие ловко вскочили на них. Выходят дети, на груди которых нарисованы десятки.)
Олег: Здорово!
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13