Рефераты. Развитие наглядно-образного мышления детей среднего дошкольного возраста на занятиях по конструированию из бумаги (оригами) в ДОУ

p align="center"> 1.3 Педагогические условия развития наглядно-образного мышления детей среднего дошкольного возраста на занятиях по конструированию из бумаги (оригами) современного ДОУ

В трудах Ж.Пиаже во французской психологической школе (А. Валлон) получило разработку положение о генетической зависимости между внутренними интеллектуальными операциями и внешними практическими действиями, повлиявшее на теоретические и экспериментальные работы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова, А.В. Запорожца легшие в основу теории П.Я. Гальперина.

А. Валлон утверждал, что в процессе развития сенсомоторного (наглядно-действенного) интеллекта ребенка формируются сенсомоторные схемы, обеспечивающие отражение существенных свойств окружающих предметов и явлений, тем самым, создавая предпосылки для перехода к наглядно-образному мышлению/40,99/. Ведущую роль в формировании такой возможности А.Валлон отводит внутренней имитирующей деятельности, подражанию /40,99/. По Ж.Пиаже ведущее значение в формировании образного мышления имеют игровая и подражательная деятельности: именно в этих деятельностях у детей возникает способность представлять одну вещь посредством другой/41,100/.

Также, по результатам исследований Г.И. Минской для формирования наглядно-образного мышления большое значение имеет ориентировка на существенные связи ситуации, по данным Я.А. Пономарева - усвоение знаний о пространственных отношениях вещей, а, наконец, по экспериментально доказанным данным Поддъякова Н.Н., А.Ф. Говорковой - раскрытие перед ребенком двух взаимосвязанных областей действительности (оригинал -модель)/40,100/.

А.Валлон/1967/, Ж.Пиаже/196/, А.В.Запорожец/1972/, Н.Н. Поддъяков и А.Ф. Говоркова/1985/ уделяют внимание подражанию, как особой деятельности, служащей исходной основой формирования как плана действий по представлению, так и других важных психологических новообразований, возникающих в дошкольном детстве/40,100/.

А.Валлон отметил, что подражательные действия строятся вначале по образцу действий другого человека, а затем по образцу вещей/40,100/. По мнению Н.Н. Поддъякова, А.Ф. Говорковой, важнейшая особенность действий подражания заключается в том, что в них заложена возможность перехода ребенка к действиям с моделями, т.к. дети успешно подражают действиям взрослых и в том случае, когда объект действий ребенка похож на предмет с которым манипулирует взрослый, лишь в некоторых существенных отношениях одно из которых - отношение модели и оригинала/40,161/.

Исследование ученых показывают, что стихийно возможность действовать в плане представлений появляется у детей к 6-7 годам, но и у отдельных дошкольников данные умения хорошо сформированы уже к 4 годам.

По замечанию петровой Т.В., Жаровой Т., так как развитие способностей к наглядно-образному моделировнаию в обычных домашних условиях дошкольников происходит стихийно и поэтому весьма неравномерно, со значительными индивидуальными различиями, при помощи специального педагогического руководства это развитие может быть ускорено и оптимизировано/34,44/. Исследование Л.А.Венгера также показали, что умение выделять наиболее существенные для решения задачи стороны действительности и устанавливать между ними определенные связи и отношения, необходимые для развития мышления, формируются в процессе овладения действиями наглядно-образного моделирования, источником которого является моделирующий характер конструирования, игры, рисования, аппликации и прочих видов деятельности/34,44/.

Отношение детей к конструированию существенным образом изменяется, когда им становится ясно, что из бумаги можно сделать определенные игрушки, а путем складывания из бумаги по типу оригами можно получить различные поделки животных, птиц, цветов, предметов. Конструируя из бумаги, дети создают модели предметов и объектов действительности, отображая их характерные признаки в обобщенном виде, отвлекаясь от второстепенных особенностей и выделяя наиболее яркие и привлекательные детали. Так образ приобретает новые черты, оригинальную трактовку, что выражается в несколько условной, угловатой форме. Это связано со спецификой обработки материала (бумаги) приемами сгибания , складывания частей в определенной последовательности. Несмотря на то, что поделки часто лишь отдаленно напоминают те или иные предметы, это не мешает ребенку узнавать их, дополняя в воображении недостающие детали.

Через различные действия с бумагой, в процессе ее обработки, применения разных способов и приемов дети учатся осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчеркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.

По наблюдению Тарабариной Т.И., конструирование из бумаги представляет для дошкольника некоторые трудности, так как бумагу - плоский материал - надо перевести в объемные формы /49,28/.Потому с самого начала нужно научить детей простейшим приемам складывания. воспроизведение действия, Показанных взрослым, Не является для ребенка простой механической операцией. ему приходится постоянно думать, соизмерять свои движения, следить, чтобы при сгибании противоположные стороны и углы совпадали, что требует известного волевого и мыслительного напряжения. Для достижения наибольшей выразительности поделок следует варьировать окраску и величину квадратов. При этом необходимо помнить, что на качество изделий влияет не только выбор заготовки, а , в первую очередь, тщательность, точность и аккуратность складывания и заглаживания сгибов. Поэтому, прежде всего, нужно научить детей приемам складывания квадрата.

Многие фигурки, известные в оригами, начинают складывать одинаково до определенного момента. Одинаковые заготовки - это базовые формы, умение складывать которые - залог успеха в достижении результата. Поделки для детей среднего дошкольного возраста основаны на базовых формах «треугольника», «конверта», «воздушного змея».

Для того, чтобы вызвать у детей интерес с конструированию (оригами) и эмоционально настроить его на него как на деятельность, Тарабарина Т.И. предложила произведения К.И. Чуковского, А. Сарсякова, А.Шестопаловой, А. Барто, В. Сутеева, И. Токмаковой, М. Ходяковой и русские народные песенки, загадки. Также, по мнению Коротковой Н. продуктивную деятельность дошкольников нужно включать в смысловые поля, то есть культурно-смысловые контексты («упаковки») - поля изготовления продуктов деятельности для игры и познавательной деятельности, создание коллекций, создание макетов, изготовление украшений-сувениров, изготовление предметов для «театра»/20,36/. Все развивающие задачи на занятия продуктивной деятельностью целесообразно облекать в рамки интересного дела. Также, по замечанию Булычевой А.И. и ввод игровых персонажей создает игровую мотивацию, вызывая распространение эмоций на всю ситуацию и задачу/7,71/. То есть создается необходимое эмоциональное отношение

Исследователи отметили, что наглядно-образное мышление формируется через использование отношения «часть-целое», подражательную деятельность и деятельность по построению и использованию моделей. Также Н.Н.Поддъяков, А.Ф.Говоркова заметили, что выделение существенных центральных связей явлений в этой или иной области действительности и отражение их в образной форме - форме представлений и элементарных понятий ребенком производится ребенком в процессе предметно-чувственной деятельности; изобразительной деятельности, конструирования и т.п./40,12/. Именно в процессе обучения рисованию, музыке наиболее эффективно развиваются образные формы мышления, оказывающие принципиальное влияние на успешность последующего обучения/40,177/.

По словам же Урунтаевой Г.А., главным условием развития мышления у ребенка является позиция взрослого, имеющая в каждой возрастной период свою специфику/53,236/.

Развитию мышления дошкольника, по словам Коломинского Я.Л., Панько Е.А., способствуют все доступные ему виды деятельности, при этом должны организовываться условия, способствующие углубленному познанию того или иного объекта. Необходимым условием развития творческого мышления является включение детей в деятельность.

III. Список использованной литературы

1. Анастази А.Психологическое тестирование./Под редакцией К.М. Гуревича, В.И. Лубовского.

2. Ахунджанова С.Развитие речи дошкольников в продуктивных видах деятельности.//Дошкольное воспитание - 1983 - 36 - с.34-36.

3. Бодалев А.А., Столин В.В., Аванесов В.С.Общая психодиагностика. - СПб.:Речь - 2000- 40с.

4. Булычева А.Решение познавательных задач: возможные формы занятий//Дошкольное воспитание, 1996 - № 4 - с.69-72.

5. Венгер Л.А., Мухина В.С.Развитие мышления дошкольника//Дошкольное воспиатние - 1979- 3 7 - с.20-37.

6. Галигузова Л.Ранний возраст: развитие процессуальной игры.//Дошкольное воспитание. - 1993 - №4 - с.41-47

7. Гальперин П.Я.Формирование умственных действий//Хрестоматия по общей психологии6Психология мышления - М., 1981

8. Давидчук А.Н.Развитие у дошкольников конструктивного творчества - М., 1976.

9. Лысюк Л.Г. Эмпирическая картина становления продуктивного целеполагания у детей 2-4 лет.//Вопросы психологии; - 200, - №1 - с.58-67

10. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология - Спб: Питер, 2007 - 959с.

11. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Книга для учителя. - М.:Просвещение, 1988-190с.

12. Комарова Т.С.Изобразительная деятельность в детском саду6обучение и творчество - М., 1990.

13. Короткова Н.Продуктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста.//Дошкольное воспитание - 2001 - 311 - с.29-40

14. Кудрявцев В.Инновационное дошкольное образование, опыт, проблемы, стратегия развития//дошкольное воспитание, 1996 - 3 10 - с.73-80.

15. Методы психологической диагностики. Выпуск 2-Под.редакцией Воронина А.Н. - Мю; 1994 - 202 с.

16. Мухина В.С.Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта - М., 1981.

17. Мясищев В.Н., Карвасарский Б.Д., С.С.Либиек, тонконогий И.М., основы общей и медицинской психологии - Л.:Медицина, 1975 - 224с.

18. Немов Р.С.Психология - М.:ВЛАДОС, 1999 - кн.3:Психодиагностика. Ведение в научно-психологическое исследование с элементами математической статистики - 632 с.

19. Парамонова Л., Урадовских Г.Роль конструктивных задач в формировании умственной активности (старший дошкольный возраст)//Дошкольное воспитание - 1985 - № 7 - с.46-49

20. Психология:Словарь/Под общ.ред.А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского - М.:Политиздат,1990 - 494 с.

21. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника/под редакцией Н.Н.Поддъякова, А.ф.говорковой - М:Педагогика - 1985 - 200с.

22. Рогов Е.И.Настольная книга практического психолога: Учебное пособие: в 2 книгах: Кн.1: Система работы психолога с детьми раннего возраста. - М.:Владос-Пресс/ИД ВЛАДОС, 2004 - 384 с.

23. Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии - Спб: Питер, 2002 - 720с.

24. Синельников В.Формирование умственной активности дошкольников при решении конструктивных задач//Дошкольное воспитание. - 1996- №8 - с.93-100.

25. Трифонова Г.Е.О детском рисунке как форме игры//Дошкольное воспитание. - 1996 - № 2 - сю24-28

26. Трубников Н.Н.О категориях «цель», «средство», «результат», М., 1968г.

27. Поддяков Н.Н.Развитие комбинаторных способностей//Дошкольное воспитание, 2001 - 310 - с.90-99.

28. Поддъяков Н.Н.Мышление дошкольника - М., 1977

29. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.Практикум по дошкольной психологии - М.:Академия, 1998- 304с.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.