Рефераты. Развитие навыков пейзажного рисования на занятиях у детей старшего дошкольного возраста

p align="left">В основе всех методов -- специально организованные наблюдения, предваряемые, сопровождаемые и закрепляемые беседой.

В работе с детьми для ознакомления с пейзажной живописью применяются разнообразные формы и методы работы. Благодаря этим формам и методам педагог их учит видеть, как художник изображает красоту окружающей природы в разное время года (многокрасочность золотой осени, прозрачность весны). Дети овладевают умением не только видеть и понимать содержание картины, но чувствовать, что хотел передать художник, изображая природу (радость, грусть).

Искусствоведческое занятие.

Структура искусствоведческого занятия может быть примерно такой:

1. Вводная часть.

Здесь воспитатель эмоционально настраивает детей на дальнейшее восприятие художественных произведений. Это могут быть интересные игровые ситуации («Почему ошибся художник?», «Найди ошибку в картине», ситуации, где дети организовывают и «посещают» выставки художественных произведений, вернисажи).

2. Основная часть.

Сообщение названия картин, с которыми предстоит познакомить детей. Назвать фамилии художников. На одном занятии в старшей и подготовительной группе можно показать 2-3 знакомых произведения и одно произведение новое, незнакомое детям. Применяя различные методы работы, воспитатель учит сравнивать художественные произведения, формирует умение видеть и понимать идею и содержание произведения. Делать это нужно нескучно, ненавязчиво, интересно, занимательно.

После рассматривания и сравнения художественных произведений можно провести дидактические игры на закрепление полученных знаний.

3. Заключительная часть.

В этой части воспитатель совместно с детьми анализирует новые полученные знания, дети делятся своими впечатлениями, проводится анализ активности детей на занятии.

Большую часть работы на таком занятии занимают искусствоведческие рассказы. Выбор искусствоведческого рассказа как метода ознакомления с пейзажной живописью обусловлен содержанием и построением произведения, в котором отражены в логической взаимосвязи его элементы.

Структура искусствоведческого рассказа может быть примерно такой: сообщение названия картины, и фамилии художника, о чем написан пейзаж, что самое главное в картине, как оно изображено (цвет, построение, расположение), что изображено вокруг главного в произведении и как с ним соединены детали (так идет углубление в содержание картины, при этом устанавливается связь между содержанием произведения и средствами его выражения), что красивого показал художник, о чем думается, что вспоминается, когда смотришь на эту картину. Использование такой структуры рассказа возможно до тех пор, пока дети не начнут адекватно отвечать на поставленные вопросы по содержанию картины и приобретут навык монологической речи при ответе на вопрос, о чем картина. На первых этапах ознакомления детей с пейзажной живописью оправдывает себя прием «вхождения в картину», воссоздания предшествующих и последующих содержанию картины события. Применение приема целесообразно еще и потому, что он тесно связан с игрой, творческой фантазией, с определенного рода установками на развернутое выразительное рассказывание.

Так направляют мысль ребенка на создание связного выразительного рассказа определенной структуры. Например, как это делает ребенок: «Мне кажется, что здесь стояли высокие сосны. Они были дремучие, лохматые, тянулись вверх. У одних стволы темные, а у других - светлые, как на картине Шишкина, которую мы уже видели. Между ними гулял ветер, сосны скрипели, как будто сердились. Но вот приехал грузовик, привез людей с пилами, и они стали пилить сосны. Все сразу изменилось. Грузовики рычали, пилы звенели. Одну сосну отвезли для встречи Нового года в детский сад, а из остальных построили красивые дома, чтобы людям радостно жилось. ( Шишкин И. «Корабельная роща»).

Глава 2. Занятия по изобразительной деятельности, обеспечивающие развитие навыков пейзажного рисования

2.1 Диагностика представление о пейзаже детей старшего дошкольного возраста (констатирующее исследование)

Исследование проводилось на базе ДОУ №19 г.Саянска, в старшей группе №1. Всего было обследовано 10 детей.

В ДОУ №19 имеется изостудия, где дети занимаются по подгруппам (14 человек). Изостудия оформлена в светлые тона, имеются репродукции картин (А.К.Саврасов «Грачи прилетели», В.Н.Бакшеев «Голубая весна», И.И.Шишкин «Утро в сосновом бору», В.Васнецов «Аленушка» и др.), народные игрушки по мотивам филимоновской, каргопольской, дымковской росписи. Для работы с детьми имеется необходимое оборудование и материалы: акварель, гуашь, наборы кистей, масленые мелки, цветные карандаши, пластилин, цветная бумага.

Целью констатирующего этапа стало выявление навыков пейзажного рисования у детей старшего дошкольного возраста.

Для изучения уровня формирования навыков пейзажного рисования мы использовали следующие методики:

Методика 1. « Диагностика уровня представлений о пейзажном рисовании». Цель: выявить у детей уровень представлений о пейзажном рисовании.

Методика 2. « Диагностика уровня навыков пейзажного рисования». Цель: выявить у детей уровень навыков пейзажного рисования.

Было проведено анкетирование для родителей. Цель: выяснить из ответов родителей, какое внимание уделяется пейзажному рисованию в кругу семьи.

Методика 1.

Беседа с детьми проводилась индивидуально.

Инструкция: ребенку предлагалось рассмотреть картину И.И.Шишкина «Перед грозой» (приложение №1), и ответить на ряд вопросов:

1. Сюжетно композиционный центр, выделение главного в пейзажах:

a) Про что художник хотел рассказать в этой картине? Что здесь самое главное?

b) Как он выделил главное?

c) Почему именно это художник выделил в картине?

2. Линия горизонта:

a) Покажи, где на картине небо сходится с землей?

b) Чего в картине больше: земли или неба?

c) Почему художник в этой картине написал больше неба (земли)?

3. Многоплановость:

a) Какие предметы в картине написаны далеко?

b) Как ты догадался, что они написаны дальше? Как художник показал это?

c) Какие предметы написаны в картине ближе, чем другие? Почему именно эти предметы художник написал ближе, чем другие?

4. Формат:

a) Как художник расположил лист бумаги, чтобы написать эту картину?

b) Почему именно так художник положил лист?

В ходе беседы ребенка побуждали отвечать как можно более полно и развернуто.

Полученные данные заносились в протокол по ходу обследования (приложение №2).

Обработка данных осуществлялась по следующим показателям:

1. Отвечает на вопросы правильно, развернуто, логично;

2. Может самостоятельно определить, что изображено, о чем картина;

3. Что хотел показать художник, написав эту картину.

Основываясь на этих показателях, мы вывели три уровня:

· Высокий уровень - отвечает на вопросы правильно, развернуто, логично. Может самостоятельно определить, что изображено, о чем картина, что хотел показать художник, написав эту картину;

· Средний уровень - отвечает на вопросы правильно, но не умеет доказать, почему он так думает, что картина рассказывает именно об этом, слабо использует в речи эпитеты, образные сравнения;

· Низкий уровень - затрудняется отвечать на поставленные вопросы, вскрывает несущественные связи и содержание пейзажей, не умеет находить выразительные средства.

После беседы, ответы каждого ребенка анализировались отдельно и заносились в таблицу (приложение №3).

Исходя из полученных результатов было определенно, что 5 детей (50%) имеют низкий уровень; 5 детей (50%) имеют средний уровень. Высокого уровня среди детей не наблюдалось. Хотя дети пытались ответить более полно на поставленные вопросы, но не имея достаточно знаний не смогли этого сделать. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Уровни

высокий

средний

низкий

Процентный показатель (%)

-

50%

50%

Количество

детей 10

-

5

5

Методика 2.

Материалы: прямоугольные листы бумаги, краски гуашь.

Ход обследования: детям предлагалось нарисовать пейзаж на тему «Весенний лес».

Обработка данных осуществлялась по следующим показателям:

1. Зарисовывает всю поверхность листа;

2. Прорисовывает линию горизонта;

3. Изображает деревья разные по размеру.

На основании выше перечисленных показателей мы выявили следующие уровни:

· Высокий уровень - зарисовывает всю поверхность листа, прорисовывает линию горизонта, изображает деревья разные по размеру и на разном уровне;

· Средний уровень - частично зарисовывает поверхность листа, прорисовывает линию горизонта, изображает деревья одинаковые по размеру на разном уровне;

· Низкий уровень - недостаточно зарисовывает поверхность листа, не прорисовывает линию горизонта, деревья изображает на одном уровне.

После занятия работы детей (приложение №4) анализировались отдельно и заносились в таблицу (приложение №5).

Исходя из полученных результатов было определенно, что 5 детей (50%)имеют низкий уровень; 5 детей(50%) имеют средний уровень. Высокого уровня среди детей не наблюдалось.

Таблица 2.

Уровни

высокий

средний

низкий

Процентный показатель (%)

-

50%

50%

Количество

детей 10

-

5

5

Таким образом исходя из полученных результатов обследования детей в целом, можно сделать вывод, что развитие навыков пейзажного рисования находится на среднем и низком уровне. Одной из причин этого является то, что в программе «Детство», по которой работает ДОУ №19 не отводится достаточно часов, и поэтому не осуществляется систематической работы в этом направлении.

Анкетирование для родителей.

Инструкция: Было составлено восемь вопросов:

1. Интересуетесь ли Вы изобразительным искусством?

2. Разговариваете ли Вы с ребенком о красоте природы?

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.