Рефераты. Развитие отечественной педагогики после 1917 года

условиях краха коммунистических перспектив развития мировой цивилизации на смену идеалам классовой борьбы пришли общечеловеческие гуманистические ценности. Именно в этом контексте происходит обсуждение дальнейших перспектив развития человечества, средств их реализации. На первый план выдвигается проблема гуманизации образования, которая во многом определяет ведущую тенденцию развития педагогических традиций Западной цивилизации конца XX в. и становится все более значимой для восточных обществ.

Проблема гуманизации образования особенно остро встала перед отечественной педагогикой во второй половине 80-х годов, хотя, несмотря на 70-летний идеологический прессинг, господство "школы учебы" С. вкрапленными в нее элементами "школы труда", изгнание из педагогики ребенка, стремление сформировать преданного режиму исполнителя, идеи гуманизации жили и развивались в советской педагогике. Официальная наука относилась к ним крайне настороженно и даже враждебно, пытаясь уложить их в прокрустово ложе классовой идеологии. Так, Василий Александрович. Сухомлинский (1918-1970), которого обвиняли в "абстрактном гуманизме", в том, что он "ввел туманное понятие, именуемое человечностью", писал (1967): "Я - учитель, воспитатель детей, ведь я продолжаю себя в своих питомцах, ведь если мои уста произносят или мое перо пишет слова "человечный, гуманный, сердечный", то речь идет не о каком-то абстрактном человеке вне времени и пространства, а о любви к нашим советским детям. Я люблю их безоговорочно и без какой бы то ни было оглядки. Я убежден, что только человечностью, лаской, добротой - да, простой человеческой добротой, можно воспитать настоящего человека... Я добиваюсь того, чтобы наша школа была школой сердечности"30. Только истинные подвижники, такие, как В.А. Сухомлинский, могли нести "бремя", гуманистических идеалов в стране, где человек вольно дышал, лишь имея на то разрешение "компетентных" органов.

В 1988 г. в СССР в центре и на местах был разработан ряд концепций общего среднего образования; проблема гуманизации школы занимала в них одно из центральных мест. Однако, пожалуй, наиболее адекватно она была разработана ВНИКом "Школа". В концепции подчеркивалось, что главным пороком современной отечественной школы является ее обезличенность. На всех уровнях педагогического процесса утеряно главное - человек. Ученик, стал объектом воспитания, превратился из цели в средство деятельности школы, обучение потеряло для него смысл. Учитель, лишенный возможности самостоятельно ставить образовательные цели, выбирать средства и методы их достижения, также оказался отчужденным от учебно-воспитательного процесса. И учитель и ученик превратились в разнокалиберные "винтики" образовательной машины.

Концепция указывала на единственно возможный путь преодоления этого отчуждения - гуманизацию школы. "Гуманизация, - говорилось в ней, - это поворот школы к ребенку, уважение к его личности, доверие к нему, принятие его личностных целей, запросов и интересов. Это - совпадение максимально благоприятных условий для раскрытия и развития его способностей, для его самоопределения. Это ориентация школы не только на подготовку ребенка к будущей жизни, но и на обеспечение полноценности его сегодняшней жизни на каждом из возрастных этапов - в детстве, отрочестве, юности. Это - преодоление нынешней безвозрастности образования, учет психофизиологической самобытности различных возрастных этапов, особенностей социального и культурного контекста жизни ребенка, сложности и неоднозначности его внутреннего мира. Это - органическое соединение коллективистского и личностного начал, делающее общественно значимым, дающее ему сознание того, что "свободное развитие каждого является условием свободного развития всех". Гуманизация - ключевой элемент нового педагогического мышления. Она требует пересмотра, переоценки всех компонентов педагогического процесса в свете их человекообразующей функции. Она радикально меняет саму суть и характер этого процесса, ставя в центр его ребенка. Основным смыслом педагогического процесса становится развитие ученика. Мера этого развития выступает как мера качества работы учителя, школы, всей системы образования"31.

К началу 90-х годов в отечественном педагогическом менталитете утвердилась точка зрения, согласно которой "соответствующая природе человека идея гуманной педагогики не может не возобладать. Сама гуманная педагогика - общечеловеческая ценность, имеющая начало в природе человека и в конечном счете преодолевающая различия - этнические, идеологические, классовые"32. Задача гуманизации образования стала государственной проблемой. В законе Российской Федерации "Об образовании" (1992 г) в качестве первого принципа, на котором должна базироваться государственная политика в этой сфере, называется "гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности" (статья 2).

Педагогические традиции российской локальной цивилизации развивались в XX в., несмотря на все противоречия, проблемы и сложности, в русле всемирного историко-педагогического процесса, логика которого определялась движением к мировой цивилизации. Отечественные педагогические традиции в силу исторических особенностей (православные, т.е. христианские корни, вторичный, адаптивный характер российской цивилизации, постоянное взаимодействие с Западом, целенаправленная вестернизация с XVIII в., интенсивное формирование буржуазных отношений на рубеже XIX-XX вв., утверждение индустриального общества в XX в) оказались значительно более восприимчивыми к западным идеалам, стандартам и подходам, чем педагогика большинства великих цивилизаций Востока.

На исходе XX столетия центральной проблемой российской педагогической традиции, как и педагогических традиций всех прочих цивилизаций, оказалась проблема человека. Если для Запада человек окончательно и бесповоротно утвердился как высшая ценность, то для обществ, до недавнего времени имевших традиционные социокультурные основы, он таковой не являлся. В настоящее время смещение центра тяжести в трактовке общечеловеческих ценностей и норм социального общения на нормы, обеспечивающие автономию, свободу и самореализацию личности, неизбежно приводит к унификации сущностной основы многообразных педагогических идеалов, путей и средств их достижения. По словам Д.С. Лихачева, XXI век предстает "как век развития гуманитарной культуры, культуры доброй и воспитывающей, закладывающей свободу выбора профессии и применения творческих сил. Образование, подчиненное задачам воспитания, разнообразие средних и высших школ, возрождение чувства собственного достоинства, не позволяющего талантам уходить в преступность, возрождение репутации человека как чего-то высшего, которой должно дорожить каждому, возрождение совестливости и понятия чести - вот в общих чертах то, что нам нужно в XXI веке"33. Вот к чему движется мировая цивилизация, вот что ляжет (в случае реализации оптимистического прогноза) в основу отечественных педагогических традиций.

Примечания

Тойнби А. Постижение истории / Пер.С. англ. - М., 1991 - С.33

Шаповалов В. О категориях культурно-исторического процесса в России // Свободная мысль 1993 №6 С.69

Кошелева О.Е. "Душевное строение" в Древней Руси // Свободное воспитание - М., 1992 Вып. 1.

Архиепископ Лука. Сердце как орган высшего познания // Человек 1991 № 6 - С.109, 111.

Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР С. древнейших времен до конца XVII в - М., 1989 - С.166

Мошкова Л.В. Три грани древнерусского образования (цель, содержание, ценность) // Европейская педагогика от античности до Нового времени - М., 1993. Ч.2.

Каптерев П.Ф. История русской педагогики - Пг, 1915 - С.3, 148

Слово из притчи и о воспитании детей родителями // Школа и педагогика в культуре Древней Руси - М., 1992. Ч.1 С.183-184

Люкс Л. Евразийство/Пер.С. нем // Вопросы философии 1993 №6 - С.107

Ушинский К.Д. Общий взгляд на возникновение наших народных школ // Пед. соч. В 6-ти т. - М., 1988 Т 2 - С.393

Бердяев Н.А. Русская идея Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // О России и русской философской культуре - М., 1990 - С.56

Хомяков А.С. Об общественном воспитании в России // Антология педантической мысли первой половины XIX в - М., 1987. С.502

Гоголь Н.В. Избранные места из переписки С. друзьями // Духовная проза. - М 1992. - С.118-119

Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания Опыт педантической антропологии // Избр. пед. соч. В 2-х т - М., 1979 Т 1 - С.577

Толстой Л.Н. Воспитание и образование // Пед. соч. - М., 1989 С.228

Леонтьев К.П. Грамотность и народность // Записки отшельника - М., 1992 - С.360

Милюков П.Н. Воспоминания государственного деятеля - Нью-Йорк, 1982 С.68

Зеньковский В.В. Русская педагогика в XX веке - Париж, 1960 - С.4, 5

Богуславский М.В. Творческий поиск российских школ начала XX века // Свободное воспитание - М., 1993 Вып.2 С.54

Вентцель К.Н. Проблема космического воспитания // Свободное воспитание - М., 1993 Вып.2 С.21

Сорока-Росинский В.Н. Путь русской национальной школы // Пед. соч. - М., 1991 - С.71

Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в России в конце XIX - начале XX в // Школа и педагогическая мысль России периода двух буржуазных революций - М., 1984 - С.128

Розанов В.В. Сумерки просвещения - М., 1990 - С.86

Российская модернизация проблемы и перспективы (Материалы круглого стола) // Вопросы философии. 1993. № 4 7. - С.4,3.

Катеров П.Ф. Общий ход развития русской педагогики и ее главные периоды // Избр. пед. соч. - М., 1982. - С.265-266.

Шацкий С.Т. Предисловие // Дьюи Дж. Введение в философию воспитания / Пер. с англ. - М., 1921. С.5.

Ремезова И, Никитина Т. Проблема человека в историческом контексте // Alma-mater. 1991. М 2. - С.42.

Давыдов В.В.Л.С. Выготский и проблемы педагогической психологии // Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991. - С.32.

Степашко Л.А. Отражение становления советской педагогики как официальной теории воспитания в ее основных понятиях и терминах // Современные проблемы историко-педагогических исследования. - М., 1992. - С.112.

Сухомлинский В.А. Что такое добро и зло // Свободное воспитание. - М., 1993. Вып.3. С.4,5.

Концепция общего среднего образования (проект) // Учительская газета. 1988.11 августа. - С.2.

Никандров Н.Д. На пути к гуманной педагогике // Советская педагогика. 1990. № 9. - С.47.

Лихачев Д.С. О национальном характере русских // Вопросы философии. 1990. № 4. - С.6.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.