Рефераты. Развитие познавательного интереса у учащихся в образовательном процессе

p align="left">· активность в социуме;

· активность в обучении;

· воспитанность;

· подражаемость другим;

· успеваемость;

· хобби;

· предпочтения. Баранов С.П., Болотина Л.Р. и др. Педагогика: учебное пособие, 85

Рассмотрев все эти стороны в совокупности, преподаватель может предъявить ученику сильную (со стороны мотивации) систему по развитию познавательного интереса в образовательном процессе. После того, как учитель будет совершать индивидуальный подход, заметно улучшится успеваемость в группе и повысится познавательный интерес.

1.3 СТРУКТУРА ПРОЦЕССА УЧЕНИЯ

Важнейшими составляющими учения как деятельности являются её содержание и форма. Содержание деятельности учения, и в первую очередь её предметность как чувственно-предметная, так и материальная практика, имеет объективно-субъективную природу. Предмет, действительность, чувственность в обучении - это не просто объекты или формы созерцания, а чувственно-человеческая, субъективная познавательная практика. В деятельности обучающегося отражаются предметный материальный мир и активная преобразующая роль ученика как субъекта этой деятельности. Конечный эффект любой деятельности - преобразованная действительность, связанная с удовлетворением познавательных и практических потребностей школьников и предвосхищенная в их сознании целью, образом и мотивом деятельности.

Предметом деятельности ученика в процессе обучения являются действия, выполняемые им для достижения предполагаемого результата деятельности, побуждаемой тем или иным мотивом. Важнейшими качествами этой деятельности являются самостоятельность, которая выражается в самокритичности и критичности, познавательная активность, проявляющаяся в интересах, стремлениях и потребностях.

Структура учебной деятельности с точки зрения её состава должна включать в себя содержательный, операционный и мотивационный компоненты. Специфической особенностью учения является его ориентированность и организованность в направлении овладения учащимися способами деятельности, начиная с процесса её конструирования. Познавательные действия являются первичными в процессе усвоения. В ходе выполнения работы учащийся должен представить себе объект деятельности, конечную и промежуточную цели. Краевский В.В., Меняев А.Ф. и др. Педагогическое общество России, 184-186Тем самым ученик проявляет свою познавательную деятельность на практике, что способствует его развитию. В процессе учения он проявляет свою самостоятельность и структурность своей работы. За счет структурности появляются новые умения и навыки, что влияет на познавательный интерес.

1.4 АКТИВНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

В процессе учебной деятельности школьника большую роль играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и совершенствование познавательных процессов более эффективно при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей.

Активные методы обучения -- это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.

Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Возникновение новых задач обусловлено бурным развитием информации. Если раньше знания, полученные в школе, техникуме, вузе, могли служить человеку долго, иногда в течение всей его трудовой жизни, то в век информационного бума их необходимо постоянно обновлять, что может быть достигнуто главным образом путем самообразования, а это требует от человека познавательной активности и самостоятельности. Познавательная активность означает интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление учащегося к учению, к выполнению индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности преподавателя и других учащихся. Под познавательной самостоятельностью принято понимать стремление и умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, находить свой подход к решению задачи, желание не только понять усваиваемую учебную информацию, но и способы добывания знаний; критический подход к суждениям других, независимость собственных суждений.

Познавательная активность и познавательная самостоятельность - качества, характеризующие интеллектуальные способности учащихся к учению. Как и другие способности, они проявляются и развиваются в деятельности. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся, 55-57

М. Новик выделяет следующие отличительные особенности активного обучения, стимулирующие познавательную активность:

* принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания;

* достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной и эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т.е. в течение всего занятия);

* самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых.

В данный период времени распространена классификация методов обучения по источнику получения знаний. В соответствии с таким подходом выделяют:

· Словесные методы (источником знаний является устное или печатное слово);

· Наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);

· Практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия; а также проявляют собственную заинтересованность).

В данный момент нас интересует вопрос о практических методах, потому что они близко связаны с развитием познавательного интереса учащихся. Эти методы включают в себя упражнения, лабораторные и практические работы. Рувинский Л.И., Канн-Калик В.А. и др. Введение в специальность, 156

Упражнения. Они по своему характеру разделяются на устные, письменные, графические и учебно-трудовые. При выполнении каждого из них учащиеся совершают умственную и практическую работу.

Устные упражнения. Способствуют развитию логического мышления, памяти, внимания, диалогической активности.

Письменные упражнения. Используются для закрепления знаний и выработки умений в их применении.

Графические упражнения. Помогают учащимся лучше воспринимать, осмысливать и запоминать учебный материал, способствует развитию пространственного воображения, повышают творческий потенциал.

Учебно-трудовые упражнения. Целью этих упражнений является применение теоретических знаний учащихся в трудовой деятельности. Способствуют трудовому воспитанию и повышению интереса к получению новых знаний. Краевский В.В. И, Меняев А.Ф. и др. Педагогическое общество России, 263-272

Упражнения являются эффективными только при соблюдении ряда

требований к ним: сознательный подход учащихся к их выполнению; соблюдение дидактической последовательности в выполнении упражнений.

В своей деятельности преподаватель обязан помогать учащимся в образовательном процессе активными и практическими методами. Учитель должен показать положительные стороны обучения и передать необходимые знания для осознания этого учеником. Выбор активных и практических методов необходимо выбирать в зависимости от возможностей и способностей учащихся. Для развития мышления и повышения познавательного интереса больше подходят практические методы, т. к. они развивают творческую сторону ученика.

Глава 2. Опыт развития познавательного интереса

2.1 ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗУЕМОГО МЕТОДА ИССЛЕДОВАНИЯ

Для того, чтобы применять полученные знания по данной теме на практике необходимо перед этим провести собственные исследования. На основе исследований можно будет сделать вывод об эффективности приобретенных знаний. В практической части исследуемой мною темы я провела собственное исследование, которое помогло мне узнать каких вопросов и действий необходимо касаться для полноценного развития познавательного интереса у учащихся в образовательном процессе.

Для своих исследований я использовала «опросник». Я составила ряд вопросов, которые меня интересуют как исследователя. В опроснике использовались следующие вопросы:

· По вашему мнению, в современной школе достаточно много внимания уделяется развитию познавательного интереса у учащихся? Почему?

· Какие плюсы и минусы вы наблюдаете в образовательной системе по отношению к данной теме?

· Предложите свои пути решения проблемы развития познавательного интереса.

В роли опрашиваемых были студенты, обучающиеся по специальности «учитель информатики», и преподаватели ГОУ СПО ОПК. Сопоставив их ответы, я сделала выводы, которые изложу в этой главе.

В основе моего исследования были вопросы, по которым учащиеся и преподаватели излагали свои мысли. Главным и по-моему мнению самым интересным вопросом был «Какие плюсы и минусы вы наблюдаете в образовательной системе по отношению к данной теме?» Этот вопрос раскрывает внутреннее строение образовательной системы, все плюсы и минусы в ней, разносторонность обучения, проявление интереса к знаниям, выявление творческих способностей учащихся, отношения между субъектами образования, проявление инициативы его улучшения, общие закономерности развития познавательного интереса с точки зрения учеников и учителей.

Основная задача опросника:

· Выявить мнение учащихся и преподавателей по вопросу развития познавательного интереса в образовательном процессе

· Выявить творческое развитие учащихся и учителей

· Рассмотреть положительные и отрицательные стороны в образовательной системе по отношению к данной теме

· Рассмотреть причины недостаточного познавательного интереса и творческого развития учащихся и преподавателей

· Рассмотреть нововведения, которые хотели бы видеть учащиеся и преподаватели в системе образования

В результате исследования было выявлено, что у каждого из учащихся и преподавателей проявляется разносторонность мнений по данному вопросу. Это связано с многоуровневым развитием отдельного субъекта. У каждого из них разный творческий потенциал, уровень образованности и степени заинтересованности в обучении.

В моем опросе приняли участие:

1) Шувалов И.Н. Учащийся ГОУ СПО ОПК;

2) Иванова М.А. Учащаяся ГОУ СПО ОПК;

3) Лысачева А.В. Учащаяся ГОУ СПО ОПК;

4) Соловьев А.С. Учащийся ГОУ СПО ОПК;

5) Константинова Е.В. Учащаяся ГОУ СПО ОПК;

6) Чуева И.А. Учащаяся ГОУ СПО ОПК;

7) Владимирова А.А. Учащаяся ГОУ СПО ОПК;

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.