Волгоградский социально педагогический колледж
Развитие познавательных процессов детей 6-10 лет средствами физического воспитания
Кандидат педагогических наук, доцент В.А. Баландин Кубанская государственная академия физической культуры, Краснодар
Волгоград 2010
Ключевые слова: дети 6-10 лет, познавательные процессы, темпы прироста, физическое воспитание.
Гармоничное развитие ребенка является важнейшей предпосылкой формирования духовной и физической сфер взрослого человека [4, 13].
Младший школьный возраст - один из благоприятных периодов для развития психических процессов [11]. Большинство ученых убеждены в огромной роли данного возрастного отрезка в формировании и развитии познавательных процессов. Этой проблеме посвящено достаточное количество исследований, в которых теоретически и экспериментально обосновываются возможности средств и методов различных видов воспитания для создания условий, необходимых для их развития у детей [5, 6, 7, 11].
К сожалению, этого нельзя сказать о научных исследованиях в области физической культуры и спорта. Они немногочисленны, и, как правило, в них рассматриваются отдельные фрагменты данного вопроса [8, 10, 14].
Вместе с тем нельзя не согласиться с мнением целого ряда авторов, считающих, что физическое воспитание имеет огромные возможности в плане развития познавательных процессов людей различных возрастов, в том числе и младших школьников [3, 9, 10].
Методика и организация исследования. Средовая и генетическая обусловленность развития познавательных процессов человека обязывает начинать анализ возможностей педагогического влияния на них с возрастных особенностей динамики изучаемых характеристик психики ребенка [5, 7, 14, 16].
В частности, принципиальное значение для разработки стратегии и тактики педагогического эксперимента имели научные факты о возрастных изменениях абсолютных значений, темпах их прироста, стабильности и прогностической значимости ювенильных значений, половых и временных различиях, доминантных признаках их развития. Основу содержания физкультурных занятий, направленных на развитие психических процессов, составляли подвижные игры. С учетом выявленных особенностей развития познавательных процессов у детей 6 - 8 лет [1, 2, 12, 16] подвижные игры были сгруппированы в соответствии с оценкой их влияния не только на развитиe физических качеств, но и на формирование структурных единиц психики: памяти - слуховой, моторно-слуховой, зрительной; воображения - творческого, воссоздающего, а также оригинальности решений задач; восприятия - степени развития наблюдательности, объема и адекватности воспроизведения ; мышления - способности к анализу, сравнению и обобщению, наглядно-образного и логического; внимания - произвольного, переключения, распределения и устойчивости.
Влияние уровня развития познавательных процессов на успешность обучения детей 6-10 лет
№ п/п
Познавательные процессы
Пол
Успешность обучения
6 лет
7 лет
8 лет
9 лет
10 лет
Память
1
Слуховая, колич.
м
374
386
497
688
856
754
780
834
2
Моторно-слуховая, балл.
368
420
388
447
3
Зрительная, балл.
498
373
503
584
702
470
830
668
684
831
Воображение
4
Оригинальность решения задач, балл.
М
440
372
389
504
5
Творческое, балл.
411
401
421
361
6
Воссоздающее, балл.
542
405
381
Восприятие
7
Степень развития наблюдательности, балл.
631
686
704
730
757
516
412
408
511
820
8
Адекватное воспроизведение, балл.
508
423
570
603
766
365
489
557
671
9
Степень развития объема восприятия, балл.
515
600
627
743
484
534
576
722
Мышления
10
Анализ, сравнение и обобщение, балл.
488
593
645
740
583
618
683
670
814
11
Наглядно-образное, балл
804
705
606
500
473
559
387
380
12
Логическое, балл.
587
667
747
788
922
410
486
644
714
833
Внимание
13
Произвольное, усл.ед.
696
713
823
612
657
777
758
784
14
Переключение и распределение, усл. ед.
362
765
877
390
797
794
15
Устойчивость, усл.ед.
425
415
383
478
505
Примечания: 1. Представлены только достоверные коэффициенты корреляции. 2. Ноли перед коэффициентами корреляции опущены. 3. Подчеркнуты значения коэффициентов корреляции, имеющие уровень достоверной взаимосвязи р<0,01, не подчеркнуты р< 0,05.
Страницы: 1, 2