Методика развития графической аналогии
Применяя графическую аналогию, мы учим детей умению видеть самое главное (так называемый прием «свертывания»). Игра и рисование являются своего рода упражнением в символическом представлении заместителей реальных предметов. В игре ребенок открывает знаковый смысл предмета - заместителя, а в рисовании - знаковый смысл графических построений. С чего начинать?
А.М. Страунинг, доктор педагогических наук, в своей книге «Методы активизации мышления» советует: «Начните с самого простого, поиграйте с детьми в игру «Что в круге?» В этой игре вы научите детей условному изображению любых предметов, умению их классифицировать. Нарисуйте на доске, например кружочки (треугольники, квадраты и т.д.) и при этом перечисляйте: «Это яблоко, это груша, это слива» обычно дети понимают, какие предметы вы перечисляете, и помогают называть недостающие. Потом обводите это большим кругом и спрашиваете: «А где все это бывает? Тогда круг - это что?»
Небольшие примечания:
· Не располагайте формы в круге так, чтобы это было похоже на изображение лица. Образ лица у детей возникает немедленно, и уйти им от него очень трудно.
· Не спрашивайте сразу: «Что это? (про большой круг). Дети тут же проводят аналогию по внешнему виду и говорят: «Колбаса, сыр» и т.д.
Далее дайте детям возможность перечислить все варианты: круг - это сад, корзина, ваза… когда иссякнут детские ответы, говорите: «Нет, это не фрукты, это…», - можете перечислить несколько вариантов названий предметов мебели. Тогда большим кругом станет квартира, магазин, детский сад и т.д. Главная цель игры - показать детям, что предмет можно обозначить геометрической фигурой.
Потом можно пойти дальше - предложить обозначить предметы не любой формой, а той, которая по внешнему виду напоминает перечисленное. Например: овощи, фрукты - кружочком; мебель, дома - прямоугольником; человека - треугольником. Этим вы закрепляете у детей умение видеть абстрактный образ объекта.
Далее можно поиграть линией. Читая любое произведение, предложите детям быстро нарисовать портрет героя, его образ, выделив в нем самое главное. Необходимо обязательное ограничение времени на изображение. Это необходимо, чтобы дети при рисовании не увлекались подробностями в изображении. Посоветуйте детям подумать: как можно было бы нарисовать портрет только линией. Для этого хорошо предложить им попробовать почувствовать характер через собственные движения (встал, выпрямился как струна, застыл). Поработайте так некоторое время, пока дети освоят разные начертания линий - характеров. Рассматривая с ребенком линии, спросите: «А почему такая? Какая по характеру эта линия?». Здесь и развитие речи, и составление описательных рассказов по памяти, по признакам.
Далее, когда дети научатся изображать окружающие предметы, героев произведений символами, можно предложить составить модель сказки. Составлять карточки-символы необходимо совместно с детьми. Чаще всего удобнее делать вне занятий или на занятии, предшествующем данному. Нельзя забывать, что число линий в символической аналогии должно быть минимальным. В младших группах, когда детей только знакомят с символизацией, педагог может предложить им карточки на выбор. Например: солнышко светит.
Обговорите, обыграйте с малышами эти изображения, чтобы дети убедились сами и убедили нас, какая карточка что обозначает. Или покажите карточку и спросите: «На что это похоже?» Ответы будут разные: мяч, круг, колесо… солнышко. «А давайте, ребята, сделаем так, чтобы солнышко нам светило». Малыши обязательно скажут, что не хватает лучиков. Вот и родился новый символ.
Начиная со средней группы, когда у ребят уже имеются более широкие понятия об окружающем мире, их самих привлекают к составлению карточек-символов. Это можно сделать в свободное от занятий время. Ребенок самостоятельно придумывает свой символ, затем при обсуждении группа ребят выбирает наиболее подходящий. Возьмем рассказ В. Осеевой «Плохо». Дети дополняют изображения на карточках сами и объясняют, почему так, а не иначе.
Очень удобно использовать прием эмпатии. Например, при помощи наводящих вопросов педагога ребенок входит в роль собаки, которая лает» …яростно, припадая на передние лапы…», или в роль взъерошенного котенка, у которого шерстка приподнята кверху.
При составлении карточек - символов, обозначающих действия, признаки предметов или состояния (весело, яростно, жалобно и т.д.), для более полного понимания необходимо с детьми поиграть, воспроизвести действие на эмоционально - жестовом уровне.
Когда в тексте встречается много слов, принадлежащих к одной части речи, педагог может вести такую работу с символикой: выставить ряд карточек, и дети по ходу текста из множества предложенных выбирают нужную.
Применение карточек - символов требует учета возрастных особенностей.
При заучивании наизусть символами можно заменить почти любое слово.
Иногда символическая аналогия позволяет записать целое предложение на одной карточке.
При заучивании более сложного текста некоторые слова можно заменять соответствующей буквой или оставлять крупно напечатанными на карточке.
Карточки - символы характеризуют каждую часть и дают возможность не упустить главную мысль произведения. Не забывайте проигрывать слова-действия и слова - определения. Для пересказа среднего по величине текста символами можно выделять главные опорные слова. Очень длинный текст удобно пересказывать по схеме - плану. Покажем это на примере сказки К. Ушинского «Умей обождать». Текст можно разделить на такие части.
Карточки - символы характеризуют каждую часть и дают возможность не упустить главную мысль произведения.
Для более глубокого эмоционального восприятия новой сказки или рассказа также можно использовать символическую аналогию. Чаще всего это описание сказочных героев и относящихся к ним предметов.
Для изучения способности детей к знаково-символическому опосредованию используется «Диагностика готовности ребенка к школе» - Н.Е. Вераксы М. Мозаика - Синтез, 2007 г.
Вопросы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1. какая картинка больше всего подходит для спорящих людей?
2. какая картинка больше всего подходит друзьям?
3. какая картинка больше всего подходит для новогодней открытки?
4. какой предмет больше всего подходит первокласснику?
5. какая маска больше всего подходит Бармалею?
6. материал какого цвета больше всего подойдет для платья Бабы-яги?
7. какая картинка больше всего подходит, чтобы передать настроение грустного мальчика?
ОЦЕНКА:
Все первые картинки на странице относятся к типу «а», вторые- к типу «б», третьи- к типу «в».
3 балла получает ребенок, отметивший только картинки типа «а».
2 балла получает ребенок, отметивший картинки типа «а» и «б».
1 балл получает ребенок, имеющий ответы всех типов.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Оценку 3 балла получают дети, которые могут самостоятельно и безошибочно обозначить с помощью символов свое отношение к ситуации, персонажу, эмоциональное состояние.
Оценку 2 балла получают дети, которые не всегда правильно обозначают свое эмоциональное состояние, отношение к жизненной ситуации, персонажу литературного произведения с помощью общепринятых символов.
Оценку 1 балл получают дети, которые не имеют четкого представления о культурно принятом символическом обозначении перечисленных выше объектов. При обозначении своего отношения они ориентируются на отдельные внешние, второстепенные обстоятельства ситуации.
СОДЕРЖАНИЕ: каждый цвет соответствует определенному настроению:
· КРАСНЫЙ - восторженному, активному;
· ОРАНЖЕВЫЙ - радостному, теплому;
· ЖЕЛТЫЙ - светлому, приятному;
· ЗЕЛЕНЫЙ - спокойному, ровному;
· СИНИЙ - грустному, печальному;
· ФИОЛЕТОВЫЙ - тревожному, тоскливому;
· ЧЕРНЫЙ - состоянию крайней неудовлетворенности.
Оперативная матрица заполняется ежедневно с помощью цветных карандашей. Цветовая гамма по вертикали показывает настроение в группе ежедневно, по горизонтали - динамику эмоциональных состояний личности изо дня в день в течении исследуемого периода. Затем результаты вносятся в итоговую цветоматрицу, которая дает общую картину эмоциональных состояний в группе за исследуемый период, предоставляет возможность выявить доминирующие эмоции и провести сравнение.
Выводы
Таким образом, исходя из всего выше написанного, можно сделать следующие выводы: использование символов дает положительные результаты, а именно:
· Позволяет выявить скрытые связи между явлениями и сделать их доступными пониманию дошкольника
· Дает возможность осознать вспомогательную роль изображений для удержания в памяти словесного материала
· Развивает слуховые и зрительные анализаторы
· Облегчает и ускоряет процесс запоминания, формируя приёмы работы с памятью
· Повышает наблюдательность, дает ему возможность заметить особенности окружающего мира
Все вышеперечисленное становится возможным прежде всего потому, что символы как нельзя лучше соответствуют особенностям умственного развития, наглядно - образному характеру его мышления. Все виды использования символизации дают положительные результаты в практическом применении, активизируя познавательную деятельность детей. Таким образом, ребенком приобретаются и уточняются знания об окружающей действительности. Дети учатся жить в нашем символическом мире - мире смыслов и ценностей, в то же время, исследуя, экспериментируя, обучаясь.
Литература
1. Выготский Л.С. Психология личности. - М.: Издательство Моск. Ун-та, 1982.
2. Горбунова И.И. «Воспитываем положительные эмоции» - Воспитатель №3/2008
3. Овечкина Н.М. «Использование знаково - символической аналогии в работе с дошкольниками»
4. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976.
5. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. М., 1988.
6. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. - Москва «Баласс» 2001.
7. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология - Питер 2006.
8. Мухина В.С. Возрастная психология - Москва 2004.
ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
ИГРА «Поезд»
ЦЕЛЬ: учить располагать слова в предложении по порядку, согласовывать их.
СОДЕРЖАНИЕ: детям предлагается прочитать предложения и расставить вагоны по порядку.
ИГРА «Мажор и минор»
ЦЕЛЬ: развивать чувства лада.
СОДЕРЖАНИЕ: предлагают детям определить и с помощью символов выделить характер музыки.
ИГРА «Чьи следы?»
ЦЕЛЬ: учить составлять звуковые модели слова, соотносить слово с моделью.
СОДЕРЖАНИЕ: предлагаются карточки со следами различных животных. Нужно догадаться кому они принадлежат.
ИГРА «Таблица»
ЦЕЛЬ: закреплять геометрические представления.
СОДЕРЖАНИЕ: дети расставляют геометрические фигуры по свойствам: 1 ст. - большие фигуры, 2 ст. - желтые фигуры.
ИГРА «На что похоже?»
ЦЕЛЬ: развивать внимание, зрительное восприятие, воображение.
СОДЕРЖАНИЕ: предложить детям карточки с предметами и показывать любую карточку - символ - «На что похоже?»
Страницы: 1, 2