Рефераты. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности

а пятом занятии продолжали закреплять умения связывать части в единое целое (подбирать нужные слова, фразы, предложения), знания о структуре и главной теме повествования. Дети заслушивали сказки, составленные ранее, и определяли, о чем (о ком) эта сказка, героев, структурные части сказки. Дети пытались придумать названия к неозаглавленным текстам.

С целью закрепления умения выделять структурные части рассказа или сказки и соединять их в единое целое была предложена, разработанная автором, игра "Телефон".

Ход игры: педагог предлагал детям сесть полукругом или в линию и объяснял: "Сейчас мы поиграем в игру, которая называется "Телефон". По телефону мы друг другу будем рассказывать сказки, интересные истории. Можно рассказать сказку или рассказ самому, а можно остановиться в любом месте и предложить продолжить собеседнику". Педагог следил за правильностью пересказа. Если кто-то ошибался, телефон "ломался". Продолжить игру можно было лишь тогда, когда дети выясняли и устраняли причину "поломки". В игре принимало участие любое количество детей. В ходе игры дети старались подобрать наиболее точные слова, характеризующие события рассказа (сказки), передать события последовательно, в доступной для слушателя форме. Мы обратили внимание на то, что увеличилось количество пауз (6-8 в одном тексте), но, очевидно, это было вызвано поиском боле точного слова, предложения для выражения мысли.

Наблюдая за свободной деятельностью детей, мы отметили, что возможность действовать с игрушкой позволяет ребенку легко менять ситуацию. Это подталкивает его к поиску адекватных ситуации слов, фраз, предложений, что, в свою очередь, оказывает влияние на связность высказывания. Поэтому на шестом занятии детям была предложена игра "Отгадай сказку", целью которого было: закрепить умение самостоятельно создавать сюжет при помощи игрушек.

Ход игры: детям необходимо было при помощи игрушек воспроизвести сцену из любой знакомой сказки. Каждый ребенок самостоятельно отбирал необходимые ему игрушки, создавал сценку, а все остальные дети должны отгадать, из какой это сказки, о чем она.

В повседневной деятельности правила игры усложнялись. Ребенок должен был придумать свою сказку или рассказ и показать сцены из нее при помощи игрушек.

Можно отметить, что на втором этапе дети в основном приобрели навыки, необходимые для построения связного высказывания.

На третьем этапе закреплялись умения строить связное повествовательное высказывание.

Целью седьмого и восьмого занятий являлось закрепление знаний и умений, полученных детьми в процессе обучения.

В ходе седьмого занятия дети должны были рассказать сказку или составить рассказ при помощи сюжетных картинок (не более трех на одну тему) или игрушек, которые располагались в определенной последовательности. Например: колобок, заяц, волк, медведь, лиса. Наглядность, в данном случае, являлась своеобразным планом к высказыванию, подсказывала и направляла мысли ребенка. Выбор наглядности определялся желанием детей. Часто в рассказах (сказках) детей появлялись новые герои, которые не были представлены наглядно. Ребенок вводил их с целью развития сюжета. Иногда сюжетные линии заимствовались в литературных произведениях. Так, в сказках некоторых детей колобок встречал в лесу Красную Шапочку, трех медведей и т.п.

На восьмом занятии дети придумывали иллюстрации к своим рассказам и сказкам. Иллюстрации склеивались в ленты, и получался "диафильм" (этот материал использовался затем в дидактической игре "Волшебный телевизор"). Игра "Волшебный телевизор".

Цель - развивать логическое мышление, закреплять умение соединять отдельные части высказывания в единое целое.

Ход игры: педагог предлагал детям посмотреть телевизор, объяснял: "Ребята, этот телевизор не простой, он волшебный. Сейчас я его включу, и вы увидите и услышите знакомые сказки и рассказы. Но вот беда, в этом телевизоре пропадает звук. Показ продолжится только в том случае, если мы с вами вспомним, о чем идет речь и озвучим произведение". (Иллюстрации к сказкам, придуманным детьми и склеенные в ленты, демонстрируются по "телевизору").

В последующем детям предлагались игры "Что этим можно делать?", "Кто что умеет делать?", "Где мы были, не скажем, а что делали, покажем", "Так бывает или нет?", "Что сначала, что потом?", "Отгадай сказку", "Волшебный телевизор", "Телефон". Дети играли в них самостоятельно, педагог контролировал игры детей. Кроме этого дети разыгрывали отдельные сцены из своих сказок (рассказов) при помощи драматизации, игр-инсценировок, игрушек, фигурок на фланелеграф.

Таким образом, реализация всего намеченного содержания с использованием разнообразных методов и приемов обучения положительно повлияла на уровень самостоятельности и связности высказываний детей. Обогатились представления детей о структуре связного высказывания, способах соединения отдельных его частей в единое целое. Сократилось количество пауз и повторов.

2.3. Результаты эксперимента

В конце эксперимента было проведено итоговое контрольное обследование детей. Цель обследования - выявить динамику овладения монологической речью повествовательного типа у детей старшего дошкольного возраста в результате обучения.

Для обследования были отобраны те же виды заданий и средств наглядности, что и при начальном обследовании.

Полученные результаты представлены в таблице.

Из таблицы видно, что высказывания детей стали более связными, полными по объёму. Развитие выделенных речевых умений вызвало положительные изменения других показателей речи. Так, у большинства детей структура рассказов представлена всеми частями. В рассказах детей сократилось количество пауз и повторов. Речь их стала более плавной, ясной и доступной слушателям. Это доказывает и эффективность примененной нами методики.

Таблица 1 - Результаты анализа повествований детей старшего дошкольного возраста (в %)

Критерии

До обучения

После обучения

Содержание

раскрыто

11-52,4%

18-85,8%

частично

10-47,6%

3-14,2%

не раскрыто

-

-

Структура

начало

8-37,6%

17-80,9%

середина

21-100%

21-100%

конец

8-37,6%

16-76,1%

Объем

кол-во предложений

10

11

кол-во слов

38

65

Коэффициент законченности предложений

0,5

0,75

Кол-во предложений

простых

8,7-87%

7,6-69,5%

сложных

0,5-5%

1,4-12,5%

с прямой речью

0,8-8%

2-18%

Коэффициент связности

0,36

0,6

Плавность (кол-во пауз и повторов)

4

2-3

Длина текста между паузами (в ср.)

6

8-9

Индекс разнообразия словаря

0,15

0,2

Самостоятельность

самостоятельно

8-37,6%

19-91%

с помощью воспитателя

13-62,4%

2-9%

Проанализируем высказывания детей старшего дошкольного возраста, полученные в результате обучения по выделенным критериям.

1. Содержание. Из таблицы видно, что в результате обучения самостоятельно раскрыть содержание смогли 85,8% от всех детей, а с помощью воспитателя 14,2%.

2. Структура текста. Анализ текстов, составленных детьми, показал, что у дошкольников в основном сформированы умения и навыки, обеспечивающие общую структуру оформленности текста. Практически все дети выделили в тексте начальные и завершающие предложения, организующие текст. Начальные предложения в текстах-повествованиях фиксируют главных героев или события рассказа. Дети использовали такие начальные предложения в своих рассказах (сказках): "Жили-были...", "Однажды...", "Как-то раз..." и т.д. Завершающие предложения являются обобщением, относящимся ко всему тексту. Некоторые дети пользовались традиционными окончаниями рассказов (сказок). Но иногда они вкладывали элементы творчества (в рассказах по сюжетной картинке): "Ёжик помог своему другу, и они пошли пить чай с вареньем", "Я тоже там был. Мёд пиво пил...", "Покормили цыплят пшеном" и т.п. Иногда дети в ходе рассказа дают оценку поступков героев, передают свои чувства: "Молодец, ёжик", "Я так бы собачке дал поесть" и т.п. Но вместе с тем, четверо детей не овладели навыками, обеспечивающими общую структурную оформленность текста. Тексты этих детей содержат только две части - первую и вторую, и соответственно носят незавершённый характер.

Структура текстов представлена следующим образом: начало выделено у 80,9% всех детей (17 человек); середина у 100% детей (21 человек); конец представлен у 76,1% всех детей (16 человек).

3. Объём высказывания в ходе выполнения заданий представлен по-разному. Так при пересказе литературных произведений в тексте можно выделить в среднем до 15 предложений. При составлении рассказов по сюжетной картинке и игрушкам на начало обучения тексты детей состояли из 5-6 предложений, к концу из 8-13. В среднем повествование состоит из 11 предложений. В высказываниях дети чаще строят предложения из 4-7 слов, в среднем одно предложение состоит из 5 слов. Коэффициент законченности предложений в текстах составил 0,75.

4. Количество предложений. Анализ грамматического строя показывает, что дети начинают применять разнообразные конструкции предложений. Если на начало обучения дети пользовались однословными предложениями, неполными. То к концу года количество таких предложений сократилось, увеличилось количество двусоставных. В речи детей появляются полные, распространенные предложения. Сократилось количество простых предложений в тексте и в два раза увеличилось количество сложных и с прямой речью. Так, если на начало обучения сложных предложений было в среднем 0,7 на одно высказывание, то к концу 1,4 , а предложений с прямой речью было 1 на текст, стало 2.

5. Связность высказывания. Анализ текстов в конце обучения показал, что дети стали чаще применять разнообразные виды связи. Если на начало эксперимента дети использовали в рассказах один, два вида связи (чаще это была цепная местоименная или формально-сочинительная связь), то к концу года два, три вида связи. В высказываниях можно было отметить еще и наличие формальной связи, но, вместе с тем, больше использовались цепная местоименная, лексический повтор, союзы "а", "и". Например: "…в лесу ежика. Он ей …. …ежик решил ей помочь. Ежик показал девочке… . Девочка… .", "… и она пошла. А потом… . А медведь…" и т.п. Коэффициент связности предложений в тексте составлял на начало обучения 0,36.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.