Рефераты. Развитие теоретического мышления младших школьников

p align="left">Ученые считают, что методы предметной диагностики теоретического мышления школьников, ориентированные на задачи практики развивающего обучения, должны в равной мере опираться как на традиции исследований мышления с использованием «задач на соображение», так и на достижения в области проектирования квазиисследовательской деятельности учащихся на конкретных предметах. Для этого тестовые задания по содержанию должны быть аналогом учебной задачи на обобщение пройденного учебного материала, а по форме - «задачами на содержание» с тонкими различиями существенных и несущественных признаков объекта.

В последние годы разрабатываются и реализуются на практике различные варианты обучения в начальных классах. В одних случаях альтернативное обучение отличается от стандартного начального образования в основном содержанием учебных программ (например, авторские школы, системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина -- В. В. Давыдова). В других случаях отличие от обычной начальной школы касается главным образом условий обучения (малая наполняемость класса, особый режим чередования учения и игры и т. п.).

Разнообразие форм начального обучения требует обеспечения постоянного контроля за умственным развитием учеников. Такой контроль должен основываться на определенных психологических представлениях о сути и своеобразии развития мышления в младшем школьном возрасте.

Согласно концепции, выдвинутой В. В. Давыдовым, в ходе обучения в начальной школе происходит смена типа мышления. От эмпирического (необобщенного) подхода к решению задач дети переходят к теоретическому (обобщенному). В первом случае аналогичные, однотипные задачи рассматриваются ребенком как не имеющие внутреннего родства. В результате большинство задач или даже все решаются неуспешно. Во втором случае такое реально существующее родство задач (общий принцип их построения и решения) обнаруживается. Поэтому все задачи решаются успешно[10].

На основе этих представлений о своеобразии разных подходов к решению однотипных задач были разработаны требования к экспериментальной ситуации, предназначенной для определения характеристик способа решения задач в целом, т. е. для выяснения того, как (эмпирически или теоретически) решались предложенные задачи.

Во-первых, испытуемому необходимо предлагать для решения не одну, а несколько задач. Во-вторых, эти задачи должны иметь общий принцип построения и решения. В-третьих, их условия должны различаться внешними, непосредственно воспринимаемыми особенностями[14].

Введение стандарта начального образования предъявляет определенные требования к проверке результатов обучения, которая должна установить готовность учащихся к восприятию нового учебного материала, проверить у них уровень формирования представлений и понятий, выявить возможность дальнейшего продвижения их в обучении.

Специфика естественнонаучных предметов («Природоведение», «Окружающий мир», «Мир вокруг нас»), характеризующихся высоким уровнем интеграции материала в содержании и недостаточностью времени для его изучения (1-2 раза в неделю), требует ускорения процесса проверки знаний учащихся. Это возможно за счет использования тестирования, получившего в настоящее время достаточно широкое распространение на всех уровнях образования.

Тестовый контроль - это оперативная проверка качества усвоения, немедленное исправление ошибок и восполнение пробелов. Однако, как показывает практика, недопонимание его технологических особенностей не всегда приводит к адекватному использованию тестов в учебном процессе. В этой связи остановимся на некоторых аспектах составления и применения тестирования в начальной школе, в частности, при проверке знаний по таким предметам, как «природоведение», «Окружающий мир», «Мир вокруг нас» [1].

В структуре проверки знаний на уроках природоведения тесты могут быть предварительными, текущими, тематическими, повторными, периодическими, итоговыми.

Задания закрытого типа с выбором ответа:

1.Задания вопросительной формы, требующие утвердительного ответа на вопрос:

Примеры.

1)Какая группа объектов относится к живой природе:

а) береза, дом, собака;

б) облако, человек,камень;

в) облако, человек, камень;

г) река, машина, трава.

2) Какие почвы особенно богаты перегноем:

а) черноземные;

б) песчаные;

в) серые лесные;

г) глинистые.

2. Задания утвердительной формы с выбором ответа.

Пример.

Главное свойство почвы, отличающее ее от горной породы:

а) темный цвет;

б) плодородие;

в) сыпучесть;

г) водонепроницаемость.

3. Задания на определение природоведенческого поведения. В этом случае можно предложить определение и предоставить возможность выбора соответствующего термина или наоборот, указать понятие и предоставить возможность выбора определения.

Пример.

Дерево это…

а) многолетнее растение с хорошо выраженным стеблем, покрытым корой;

б) многолетнее растение с ветками, начинающимися у поверхности земли;

в) многолетнее растение, не имеющее выраженного ствола.

4. Задания, формулирующиеся с отрицаниями на, нельзя и т.п. В этом случае, чтобы привлечь внимание к отрицанию в вопросе, его следует обязательно выделить. Эти задания сложнее, так как ориентируют на более высокий уровень умственной деятельности.

Пример.

Какую функцию не выполняют листья растений:

а) дыхания

б) образовыания питательных веществ;

в) опорную.

5. Среди заданий с выбором ответа наиболее сложны те, в которых предлагается выбрать из ряда правильных ответов один, характеризующий главный признак, основную причину природоведенческого явления.

Пример.

Определи наиболее правильный ответ на вопрос: какие учловия необходимы для прорастания семян?

а) тепло, влажность, свет, воздух;

б) воздух, тепло, свет, почва;

в) тепло, свет, почва;

г) воздух, влажность, тепло.

Задания на установление соответствия.

Суть подобных заданий состоит в определении соответствия элементов одного ряда другому. Причем количество элементов одного ряда не обязательно должно соответствовать количеству элементов другого ряда. Сооветствие устанавливается стрелками.

Пример

Белка

Лиса лес

Суслик степь

Рысь тундра

Лемминг пустыня

Песец

Задания на установление логической последовательности.

Пример.

Дополни цепь питания:

…>водомерка>…>цапля

Задания открытого типа.

Это задания с ответом, конструируемым учеником. Как правило, такие задания составляются в следующей последовательности: формулируется вопрос; записывается полный предполагаемый ответ; из ответа исключаются слова, которые ученик должен вписать.

Пример.

Вспомни, какие органы образуются на стебле. Напиши недостающие слова:

На стебле растения образуются …, на их месте образуются …, а в них-…

Задания свободной формы.

Этот вид задания может включать составление схем, выбор «лищних» слов из перечня, завершение фразы и т.д.

Пример.

В представленном перечне слов зачеркни лишнее:

Река море поле пруд озеро болото

Комбинированные тестовые задания.

Эти задания включают элементы тех или иных типов.

Пример.

Как чаще всего человек использует торф:

а) как подстилку для животных;

б) как удобрение;

в) как топливо.

Объясни почему.

Тесты составленные в необычной (возможно, шуточной) форме

Пример.

Грибница-это…

а) девочка, собирающая грибы;

б) суп из грибов;

в) тело гриба

г) время сбора грибов.

Тестовые задания можно дифференцировать по уровню сложности, что позволяет учителю осуществлять индивидуальный подход к ученику. Согласно этой позиции, выделяются следующие уровни сложности (по П.И. Самойленко):

Уровень А - задания, рассчитанные на усвоение основного понятия, на простое отображение материала на уроне узнавания и воспроизведения.

Уровень В - включает более сложные задания на 2-4 логических шага. В этом случае ответы учащихся позволяют выявить ответы учащихся позволяют выявить умения применять знания в стандартных ситуациях. Уровни А и В содержат вопросы обязательных результатов обучения, характеризующих основной уровень базовой подготовки учащихся по природоведению.

Уровень С - задания, требующие творческого использования знаний, позволяющих выявить умения применять знания в нестандартных ситуациях.

Систематическое проведение тестов разных видов позволяет быстро и достаточно достоверно проанализировать успешность обучения по окружающему миру.

Тесты выполняют диагностическую, обучающую и организационную функции. Их включение в учебный процесс способствует повышению качества знаний. Поскольку нельзя сказать, что тестирование как способ проверки знаний лишено недостатков, его целесообразно сочетать с традиционными методами.

2.2 Развитие теоретического мышления младших школьников на уроках ознакомления с окружающим миром

Выдающийся детский психолог Л.С. Выготский определил развитие ребенка как результат обучения, не совпадающий с его содержанием, то есть как личностные новообразования, которые принципиально отличают ребенка в начале и в конце обучения. Это изменения, происходящие в психике (в восприятии, внимании, воображении, мышлении, речи и памяти), в личностном развитии (в понимании себя, в самоконтроле и самооценке, управлении своими чувствами и поступками и пр.), в отношении к окружающему миру и деятельности, которой занимается ребенок и др.[8].

Изучение окружающего мира оказывает благотворное влияние на развитие разных сторон личности ребенка и, прежде всего, на его умственное развитие. В процессе познания природы, социального мира происходит совершенствование сенсорных процессов, мышления, речи, развивается любознательность. Окружающий мир -- источник чувств. «Ум поднимается от смутных чувственных восприятий к четким понятиям» (И.Г. Песталоцци).

Постоянно наблюдая явления окружающего мира и находясь во взаимодействии с его предметами и объектами, младший школьник приобретает не только богатый чувственный опыт, но и развивает умения анализировать, устанавливать связи и зависимости, обобщать наблюдаемое и делать выводы -- в общем все то, что делает ребенка умнее, сообразительнее, любознательнее. Вместе с тем воспитывается логика мысли, развиваются логически правильная речь и воображение.

В процессе ознакомления с окружающим миром достаточно легко создавать ситуации удивления, вопроса, предположения, предвидения, которые становятся основой для появления мотива получения знаний, приобретают особое значение в развитии логического мышления и связной речи (речи рассуждения). Истина самого слова, логическое упражнение мысли -- вот те элементы развития, которые, по мнению К.Д. Ушинского, рождаются в процессе познания ребенком мира, например мира природы. «Все, что есть в речи логического, -- писал великий педагог, -- проистекает из наблюдений человека над природой», а сама логика «есть не что иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы»[7].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.