Рефераты. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках окружающего мира по проекту Н.Ф. Виноградовой

p align="left">На принципиальное отличие творчества и предметной деятельности обращали внимание многие философы и психологи. Вильчек подчёркивает глобальное различие между трудом, как основной и наиболее развитой формой целесообразной деятельности и творчеством: «творчество представляется особым видом труда, то есть отождествляется с деятельностью, осуществляемой за определённую мзду, сумму благ, необходимую автору, чтобы удовлетворить, прежде всего, свои животные, а затем и некоторые человеческие потребности. Но в критических ситуациях всегда будут выявляться различия между творчеством и трудом, выявляться глубоко и зримо. Человек никогда не борется за право трудиться - даже, если и выступает под лозунгом за право на труд. На самом деле он борется за право иметь средства к существованию и за свой социальный статус. Но за право на творчество, за созданные ими идеи, образы люди шли на костёр. Любые подделки создаются за деньги, и лишь шедевры - задаром. Творчество, будучи деятельностью, абсолютно необходимой для существования общества, это то же время и самоцельная, потребительская деятельность, замена утраченного инстинкта»

Деятельность, в отличие от творчества, возникает вследствие внешних или внутренних рациональных причин. Творчество спонтанно, непланируемо. Деятельность целесообразна, произвольна, рациональна и сознательно-регулируема [8, с. 158]. Творческая деятельность, являясь более сложной по своей сущности, доступна только человеку. В жизни всё гораздо сложнее, отделить разнее виды деятельности не всегда возможно и чаще всего человеческая деятельность включает в себя и исполнительский, и творческий компоненты, но в разных пропорциях [15, с.8].

При рассмотрении творческости как аспекта интеллекта, творческость фактически оценивается по результату: основным критерием творческости мыслительного акта является его результативность [18, с. 15].

Я.А. Пономарёв считает основными признаками деятельности как формы активности потенциальное соответствие цели деятельности её результату. Тогда как для творческого акта характерно противоположное: рассогласование цели и результата. Критерием творческого акта по Пономарёву является уровневый подход: потребность в новом знании складывается на высшем структурном уровне организации творческой деятельности, а средства удовлетворения этой потребности на низших уровнях. Творческий продукт предполагает включение интуиции (роль бессознательного), и не может быть получен на основе логического вывода.

Пономарев Я.А. рассматривает творческий акт как включенный в контекст интеллектуальной деятельности по схеме: на начальном этапе, этапе постановки проблемы, активное сознание, затем на этапе решения - бессознательное, а на третьем, когда происходит отбор и проверка правильности решения - вновь активизируется сознание [8, с. 168].

Выделяя признаки творческого акта, практически все исследователи творчества и сами творцы подчёркивали его: бессознательность; спонтанность; неконтролируемость волей и разумом; изменность состояния сознания. Всё это говорит об особых отношениях сознания и бессознательного. Сознание (сознательный субъект) пассивно и лишь воспринимает творческий продукт. Бессознательное (бессознательный творческий субъект) активно порождает творческий продукт и представляет его сознанию [8, с.163].

Всё сказанное можно изложить в данном определении, введённом Ф.Барроном, который делает вывод о том, что для большинства исследований характерны следующие общие позиции:

Творчество - это способность адаптивно реагировать на потребность в новых подходах. Это в основном способность осмысленно включать в жизнь что-то новое, хотя процесс может быть неосознаваемым или частично осознаваемым. Новая адаптация обычно способствует большей гибкости и повышает возможности роста и выживания.

«Что-то новое» - это обычно продукт, являющийся результатом процесса, осуществляемого человеком, в котором легче всего изучать творческость: продукт, процесс, человек.

Характеристиками этих новых продуктов, процессов и людей является их новизна, оригинальность, валидность, способность удовлетворять потребности, адекватность.

Эти творческие продукты разнообразны.

Многие продукты являются процессами, а многие процессы являются продуктами. А человек - одновременно и продукт, и процесс.

Следующее понятие, которое следует охарактеризовать: творческие способности.

Люди совершают каждый день массу дел. Но при всём их внешнем разнообразии, все дела можно разделить на две группы, если подойти к ним с одной меркой - старая это задача или новая. Диапазон творческих задач широк по сложности, но суть их одна: при их решении происходит акт творчества. Вот здесь и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и т.д. - всё то, что в совокупности и составляет творческие способности [15, с.8] .Творческие способности позволяют создавать новое, никогда ранее не существовавшее. Они проявляются в любой деятельности человека.

Есть люди, совмещающие энциклопедичность знаний и нестандартность мышления. Этим типом одарённости в научной психологии соответствуют и разные обозначения: первый - способность к обучению - описывается как интеллект, то творческие способности определяются как креативность [23, с.52].

Креативность - (от лат. сгеайо - созидание) - общая способность к творчеству, характеризует личность в целом, проявляется в различных сферах активности, рассматривается как относительно независимый фактор одаренности [8, с.351].

Факторы взаимосвязи между творческими и интеллектуальными способностями:

1. Для высокого развития творческих способностей (креативности) необходим такой уровень развития, который был бы несколько выше среднего. Хотя, это и разные способности - творческие и интеллектуальные, тем не менее, без какой-то базы обучаемости, без хорошей интеллектуальной основы высокое развитие творческих способностей невозможно.

2. По достижении необходимого уровня интеллектуальности и соответственно оснащенности знаниями для творческой деятельности несущественно, каков уровень интеллектуальности.

3. Но это отсутствие связи обнаруживается лишь до определённого уровня. Когда интеллект очень высок, то иногда слова, как и в случае недостаточного его развития, создаётся препятствие для нормального развития творческих способностей.

Таким образом, связь между интеллектуальностью и креативностью есть, но связь весьма не простая [23, с.63].

Существует как минимум три основных подхода к проблеме творческих способностей. Они могут быть сформулированы следующим образом:

Как таковых творческих способностей нет. Интеллектуальная одарённость выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. Главную роль в детерминации творческое поведение играют мотивации, ценности, личностные черты. (А. Тенненбаум, А. Олох, А. Маслоу и др.).

Творческая способность (креативность) является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта. (К.Тейлор и др.). Эта теория гласит, что между уровнем интеллекта и уровнем креативности есть незначительная корреляция.

Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот.

В ходе исследования найдены, сформулированы и обоснованы основные закономерности отношения репродуктивной и творческой познавательной деятельности [8,с.168].

1). Репродуктивное и творческое познания соотносятся между собой как два самостоятельных звена единого целого, причем, репродуктивное познание выступает как подготовительное звено, а творческое - как основное;

2). Данные два типа познания соотносятся между собой как целое с элементом в каждом звене: в первом звене в качестве целого выступает репродукция, а в качестве его элемента - творчество; во втором звене - наоборот;

3). Оба типа познания соотносятся между собой диалектически динамично, с взаимным переходом друг в друга.

Первые две закономерности можно отразить с помощью рисунка, условно обозначив репродукцию сплошной линией, а творчество - волнистой. Граница между репродукцией и творчеством является условной и подвижной, она проявляет себя по-разному в различных зонах и видах деятельности, в том числе и познавательной. Количество элементов в каждом звене деятельности так же условное. Так, чем больше накапливается элементов творчества внутри репродукции, тем ближе качественный переход к новому типу познания - творческому [12, с.14].

Влияние среды и наследственности на развитие творческих способностей

Известно, что в генах зародыша закодировано многое из того, каким станет будущий человек: и цвет кожи, и волос, и глаз. Но закодировано ли его умственное развитие? Многие годы так и считали, а некоторые считают и сейчас: да, способности человека зависят от его задатков, то есть генетически обусловлены. Но вот генетики: Н.П.Дубинин и Ю.Г.Шевченко утверждают, что духовное развитие не записывается в генах. Оно фиксируется в социальной программе, которая передаётся путём воспитания, усложняется и развивается с каждым новым поколением [15, с.11].

В психологической литературе великий диспут о происхождении таланта - дар ли это природы, генетически обусловленный, или дар обстоятельств. Затем нашли компромиссную формулу: играют роль и врождённые задатки, и окружающая среда. Что же именно наследуется, а что прививается воспитанием?

Высшие психические способности человека - это, прежде всего результат общественного развития. В ранние годы жизни на развитие высших психических способностей влияют главным образом условия домашнего воспитания. Наконец, творческий потенциал находится под сомнением, хотя он зависит от свойственной данной общественной системе отношения к творчеству и тенденции, от взглядов на роль авторитета. Это и есть «общественный творческий климат».

Если бы одарённость определялась наследственностью, то есть биологическими причинами, то согласно генетическому закону устойчивости популяций количество ярких талантов на миллион жителей было бы постоянным. Это не так. Очевидно, огромное значение имеет социальный престиж профессии, который служит выражением потребностей общества и той роли, которое оно придаёт данному виду деятельности [14,с.38]. Способности у человека развиваются в деятельности. Но не любая деятельность развивает способности, а только та, в процессе которой возникают положительные эмоции. В педагогике и психологии выделены две стороны развития способностей: общая и личностная.

Способности общие - свойства психики как данной системы, детерминирующие успешность любой деятельности. Они определяют уровень и своеобразие любой умственной деятельности, и потому их часто называют умственными способностями [23, с.11].

Способности специфические или парциальные способности, частные способности, «первичные умственные способности» - способности, детерминирующие успешность решения отдельных типов задач (на запоминание, представление и т.д.), в отличие от общих способностей.

Я.А. Пономарёв считает основными признаками деятельности как формы активности потенциальное соответствие цели деятельности её результату. Тогда как для творческого акта характерно противоположное: рассогласование цели и результата [8, с. 158]. Критерием творческого акта, по Пономарёву, является уровневый подход: потребность в новом знании складывается на высшем структурном уровне организации творческой деятельности, а средства удовлетворения этой потребности на низших уровнях. Творческий продукт предполагает включение интуиции (роль безсознательного) и не может быть получена на основе логического вывода [17; с.120].

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.