Рефераты. Развитие творческих способностей подростков на внеклассных занятиях по технологии

p align="left">Вместе с тем, В.А. Крутецкий признает известную роль природных, биологических факторов как природных предпосылок развития способностей. Такие природные предпосылки развития способностей он называет задатками. «Задатки - некоторые врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, анализаторов, которые обусловливают природные индивидуальные различия между людьми. Задатки влияют на процесс формирования и развития способностей. При всех прочих равных условиях наличие благоприятных для данной деятельности задатков способствует успешному формированию способностей, облегчает их развитие». Ученый отмечал, что задатки не заключают в себе способностей и не гарантируют их развития. «Задатки - это только одна из условий формирования способностей». [8, с. 88]

Другой педагог и ученый, занимающийся изучением творческих способностей и их развитием, И.Ф. Харламов. Он рассматривал творческие способности с педагогической точки зрения. Его взгляды близки взглядам В.А. Крутецкого.

В своей работе «Психология» И.Ф. Харламов, так же как и В.А. Крутецкий, тесно связывает понятия «знание», «умение», «навык», «способности». Рассматривая понятия: «знание», «умение», «навык», «способности», а также, исследуя их связь с процессом обучения, И.Ф. Харламов приводит определения данных понятий. [24, с. 68]

Под «обучением» И.Ф. Харламов понимает «…целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно - эстетических взглядов и убеждений». Таким образом, он отмечает, что обучение направлено на овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, а также на развитие их мыслительных и творческих способностей. В этой связи И.Ф. Харламов раскрывает сущность понятий «знание», «умение», «навык», «способности». [24, с. 81]

Говоря о сущности знания, И.Ф. Харламов подразумевает два его смысловых значения. В одном случае оно обозначает результат научного познания, в другом - выступает как предмет усвоения. И.Ф. Харламов отмечает, что в тесной связи со знаниями выступают умения и навыки. Умение - это владение способами (приемами, действиями) применения усваиваемых знаний на практике. А навыки И.Ф. Харламов рассматривается как составной элемент умения, как автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства. Ученый приводит определение «способностей». «Под способностями принято понимать такие развивающиеся в процессе обучения психические свойства личности, которые, с одной стороны, выступают как результат ее активной учебно-познавательной деятельности, а с другой - обусловливают высокую степень умелости и успешности этой деятельности. Способности - это условие успеха личности в той или иной области труда или познавательной деятельности». И.Ф. Харламов, по аналогии с В.А. Крутецким, считает, что способности формируются только в процессе соответствующей деятельности. [24, с. 98]

И.Ф. Харламов, как и В.А. Крутецкий, подразделяет способности на общие и специальные. К общим способностям, помогающим добиваться успехов в учении, он относит такие индивидуально-психологические особенности детей, как трудолюбие, настойчивость, целенаправленность. К общим способностям, по мнению ученого, относятся также внимательность, умение поддерживать произвольную память, сообразительность, упорство в преодолении трудностей и т.д.

Специальные же способности проявляются только в отдельных видах деятельности и основаны на природных задатках, которые также развиваются в процессе обучения. «Хотя общие и специальные способности имеют свою специфику, развиваются они в тесной взаимосвязи и единстве. Такие психологические способности ученика, как трудолюбие, настойчивость в работе, произвольное внимание, содействуют развитию памяти и помогают успешнее заниматься по всем предметам». [24, с. 115]

Таблица 1.1. Характеристика основных положений концепций по развитию способностей

Основные положения концепции

Б.М. Теплов

С.Л. Рубинштейн

Р.С. Немов

В.А. Крутецкий

И.Ф. Харламов

1. Определение понятия «Способности»

Индивидуально-психологические особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения той или иной деятельности.

Сложное синтетическое образование, включающее ряд качеств, без которых, человек не был способен к какой-либо деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определённым образом организованной деятельности вырабатываются.

Индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения

Развивающиеся в процессе обучения психические свойства личности, которые, с одной стороны, выступают как результат ее активной учебно-познавательной деятельности, а с другой - обусловливают высокую степень умелости и успешности этой деятельности.

2. Отличие способностей от знаний, умений, навыков

Способности не сводятся к знаниям, умениям, навыкам. С одной стороны, способности - предпосылка овладения знаниями и умениями, с другой - в процессе этого овладения происходит формирование способностей.

3. Процесс создания и развития способностей

Способности создаются в деятельности.

Способности развиваются на основе различных психофизических функций и психических процессов. Развитие способностей совершается по спирали.

В процессе развития способностей происходит подготовка анатомо-физиологической основы, идёт становление задатков небиологического плана, складывается и достигает соответствующего уровня нужная способность.

Способности формируются, а, следовательно, и обнаруживаются только в процессе соответствующей деятельности.

4. Личностный подход к определению способностей

Отсутствует

Личность рассматривается не только как формирующаяся в процессе деятельности, но и предопределяющая характер деятельности.

Отсутствует

5. Роль задатков в развитии способностей

Врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, обусловливающие природные индивидуальные различия между людьми. Задатки влияют на процесс формирования и развития способностей.

Таким образом, практически все концепции, представленные в данной работе обладают сходными положениями. Некоторое отличие присутствует в концепции С.Л. Рубинштейна, где он рассматривает и изучает помимо всего прочего и личностный подход к развитию способностей. Но, не смотря на это, за основу в данной дипломной работе принимается концепция современного ученого И.Ф. Харламова. Такой выбор обусловлен тем, что И.Ф. Харламова в своих исследованиях особое внимание уделяет вопросу активной учебной деятельности учащихся (познавательной, учебно-исследовательской и научно-исследовательской), которая проводится как в форме классных занятий, так и в форме внеклассной деятельности, в результате чего и происходит развитие способностей.

1.2 Характеристика внеклассной деятельности подростков

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что значимость творческих способностей не становится меньше с течением времени, а также не теряет актуальности проблема развития творческих способностей. Развитие творческих способностей подростков является неотъемлемой частью образовательного процесса, который включает в себя не только классные занятия, но и внеклассную деятельность учащихся.

Внеклассная деятельность - это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка.

Внеклассная работа обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка:

ь во-первых, разнообразная внеучебная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке;

ь во-вторых, включение в различные виды внеклассной работы обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки;

ь в-третьих, разнообразная внеклассная работа способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности;

ь в-четвертых, в различных формах внеклассной работы дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека и пр. Причем каждый вид внеучебной деятельности - творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой - обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определенном аспекте, что в своей совокупности дает большой воспитательный эффект. [24; стр. 181]

Специфика внеклассной воспитательной работы проявляется на уровне следующих задач [24, с. 185]:

1. Формирование у ребенка положительной «Я-концепции», которая характеризуется тремя факторами: а) уверенностью в доброжелательном отношения к нему других людей; б) убежденностью в успешном овладении им тем или иным видом деятельности; в) чувством собственной значимости. Положительная «Я-концепция» характеризует позитивное отношение ребенка к самому себе и объективность его самооценки. Она является основой дальнейшего развития индивидуальности ребенка.

2. Формирование у детей навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия. Для скорейшей социальной адаптации ребенок должен положительно относиться не только к себе, но и к другим людям. Если у ребенка при наличии положительной «Я-концепции» сформированы умения договариваться с товарищами, распределять обязанности, учитывать интересы и желания других людей, выполнять совместные действия, оказывать необходимую помощь, позитивно разрешать конфликты, уважать мнение другого и т.д., то его взрослая трудовая деятельность будет успешной. Полностью положительная «Я-концепция» формируется только в коллективном взаимодействии.

3. Формирование у детей потребности в продуктивной, социально-одобряемой деятельности через непосредственное знакомство с различными видами деятельности, формирование интереса к ним в соответствии с индивидуальностью ребенка, необходимых умений и навыков. Другими словами, во внеклассной работе ребенок должен научиться заниматься полезной деятельностью, он должен уметь включаться в такую деятельность и самостоятельно организовывать ее.

4. Формирование нравственного, эмоционального, волевого компонентов мировоззрения детей. Во внеклассной работе дети усваивают моральные нормы поведения через овладение нравственными понятиями. Эмоциональная сфера формируется через эстетические представления в творческой деятельности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.