Образовательная программа
«Развитие творческих способностей»
Введение
Вспышками детского вдохновения, внезапными озарениями непозволительно дирижировать… Тем, что мы предписываем детям путь… мы отлучаем детей от их собственного творческого опыта. Ребенок податлив и доверчив. Он жадно вбирает в себя указания взрослого. И верит, что благодаря средствам, полученным в готовом виде, сможет преуспеть быстрей, чем другие, выиграть в соревновании, навязанном ему извне. Таким образом, ребенок отторгается от собственных задач. На этом пути он сперва теряет личные средства выражения, адекватные жизненному опыту, а затем и сам этот опыт… Слишком раннее усвоение готовых форм ведет к закрепощению личности.
Л.С. Выготскому принадлежит формулировка основной задачи будущей педагогики. Жизнь в ней «раскрывается как система творчества, постоянного напряжения и преодоления, постоянного комбинирования и создания новых форм поведения. Таким образом, каждая наша мысль, каждое наше движение и переживание является стремлением к созданию новой действительности, прорывом вперед к чему-то новому».
Проблема творчества является одной из основных проблем для психологии личности и ее развития. Ф. Баррон и Д. Харрингтон выделяют следующие характеристики творческого процесса:
1. Творчество - это способность адаптивно реагировать на необходимость в новых подходах и новых продуктах. Данная способность позволяет также осознавать новое в бытии, хотя сам процесс может носить как сознательный, так и бессознательный характер.
2. Создание нового творческого продукта во многом зависит от личности творца и силы его внутренней мотивации.
3. Специфическими свойствами творческого процесса, продукта и личности являются их оригинальность, состоятельность, адекватность задаче.
4. Творческие продукты могут быть очень различны по природе: новое решение проблемы в математике, открытие химического процесса, создание музыки, картины или поэмы, новой философской или религиозной системы, инновация в юриспруденции, свежее решение социальных проблем.
Вопрос о развитии творческих способностей учащихся в теории и практике обучения стоит особенно актуально. Сегодня очень важна готовность человека действовать инициативно и творчески при любых обстоятельствах - этот социальный запрос соответствует потребностям ребёнка быть самостоятельным, знать и уметь использовать свои возможности.
В период младшего школьного возраста, дети отличаются огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Особое внимание необходимо уделять созданию условий для развития творческого начала в деятельности ребёнка.
Цель работы: создать программу сопровождения развития творческих способностей детей, обучающихся в начальной школе.
Задачи: теоретическое исследование литературы по теме исследования; составление диагностического комплекса для работы с учащимися; разработка коррекционно-развивающей программы.
Структура работы: данная работа состоит из введения, заключения, трёх частей, трёх схем и списка используемой литературы.
В педагогическом плане главное в творчестве - это осознание ребенком себя как «нового открытия», как активного, преобразующего начала, как строителя мира, реализующего в процессе этого строительства свою личность и свои отдельные способности, знания и умения.
Как замечает В.В. Давыдов, «нельзя выявить подлинные глубины творческого потенциала человека, оставаясь лишь в пределах устоявшихся форм его деятельности и уже принятых систем обучения и воспитания, так как в других условиях жизни и в других системах обучения и воспитания этот потенциал может существенно меняться. Цель развивающего образования как раз и состоит в том, чтобы углубить его и расширить». [17]
Содержание программ обучения для развития творчества должно быть основано на: 1) изучении основополагающих тем; 2) интеграции тем и проблем, относящихся к разным областям знаний; 3) использовании принципа междисциплинарности; 4) рассмотрении задач «открытого типа», т.е. не имеющих единственного и окончательного решения; 5) соблюдении принципа высокой степени насыщенности содержания.
Методы обучения должны развивать продуктивное мышление высокого уровня (развитие творческого, критического, абстрактно-логического мышления и способности к разрешению проблем), способности к исследовательской работе, обеспечивать самостоятельность в учении (т.е. организацию обучения как процесса, руководимого самим учеником), стимулировать выдвижение новых идей, разрушающих привычные стереотипы и общепринятые взгляды, поощрять создание работ с использованием разнообразных материалов, способов и форм, развивать способности детей к самопознанию и самопониманию, воспитывать у детей уважение к индивидуальным особенностям каждого человека.
Важнейшим условием развития творческости является взаимодействие детей и взрослых в соответствии с принципами гуманистической психологии: безоценочность, принятие других, психологическая безопасность и поддержка. Усилия педагогов должны быть направлены на то, что бы продемонстрировать детям широкий веер индивидуальных различий и оказать поддержку этим различиям и показать самоценность каждой личности. В результате дети приходят к осознанию собственной индивидуальности и её отличия от индивидуальности других людей. Необходимо создавать детям условия и возможности для эмоционального самовыражения, когда дети используют такие способы, которыми они никогда не пользовались и которые не моли им предложить ни родители, ни учителя. [2]
Также для развития творческости детей педагогам рекомендуется использовать технологию проблемного обучения. Суть - в создании проблемных ситуаций и их решении в процессе совместной деятельности учителя и учащегося.
Заключение
В последние годы в психологии творчества сложилось представление о сложной, многоуровневой иерархии различных этапов процессов творчества, причем личностные и интеллектуальные свойства, уже давно ставшие предметом исследования, остаются им и поныне вследствие неоднозначного объяснения уже полученных результатов и вновь возникающих вопросов.
В многочисленных исследованиях была продемонстрирована важная роль мотивационно-личностных особенностей и условий социального окружения детей в реализации их потенциала. Согласно концепции Дж. Рензулли, развитие творчества основано на взаимосвязи трех конструктов: интеллекта выше среднего уровня, креативности и приверженности к задаче.
Мы понимаем творчество как реализацию человеком собственной индивидуальности. В свою очередь, самодостаточным проявлением человеческой индивидуальности для нас являются эмоциональные реакции и состояния человека. Для того чтобы развивать творчество, необходимо иметь дело с эмоциональным содержанием. В качестве основного принципа развития творческого потенциала мы видим принцип трансформации когнитивного содержания в эмоциональное.
Для того чтобы развить творчество человека, необходимо в первую очередь обращаться к его эмоциональным реакциям и состояниям. Принимая и поддерживая эмоциональные реакции и состояния человека, мы способствуем проявлению его творчества. Понимание взрослым основных эмоциональных реакций и состояний детей - основное условие развития творчества ребёнка.
Список использованной литературы
1. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. - М.: Просвещение, 1990.
2. Развитие творческой одарённости детей школьного возраста // Школьный психолог. 2001. №11, с. 7.
3. Алгоритмы активизации творческого мышления (по Бухвалову) // Школьный психолог. 2004. №4, с. 26.
4. Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника // Вопросы психологии. 1996. №3 с. 28
5. Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития // Вопросы психологии. 1997. №4 с. 20
6. Дорфман Л.Я., Ковалева Г.В. Основные направления исследований креативности в науке и искусстве // Вопросы психологии. 1999. №2 с. 101
7. Богоявленская Д.Б. «Субъект деятельности» в проблематике творчества // Вопросы психологии. 1999. №2 с. 35
8. Найди необычное в обычном. И. Вачков // Школьный психолог. 2004. №4 с. 30
9. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / сост. И.В. Дубровина. - М.: «Академия», 1999.
10. Лук А.Н. Психология творчества. - М.: «Наука», 1978.
11. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер, 2003.
12. Батаршев А.В. многофакторный личностный опросник Р. Кэттела: Практическое руководство. - М.: ТЦ Сфера, 2002.
13. Римская Р., Римский С. Практическая психология в тестах. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.
14. Курбатова И.А. Возможности полимодального подхода в диагностике детской одаренности // Вопросы психологии. 1995 №2
15. Щебланова Е.И., Аверина И.С., Хеллер К.А., Перлет К. Идентификация одаренных учащихся как первый этап лонгитюдного исследования развития одаренности // Вопросы психологии. 1996 №1 с. 97
16. Торшина К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1998 №4 с. 123
17. Леонтьев А.А. «Научите человека фантазии…» (творчество и развивающее образование) // Вопросы психологии. 1998 №5 с. 82
18. Цукерман Г.А. Обучение, творчество и понимание как синонимы // Вопросы психологии. 1999 №2 с. 110
19. Разумникова О.М., Шемелина О.С. Личностные и когнитивные свойства при экспериментальном определении уровня креативности // Вопросы психологии. 1999 №5 с. 130
20. Щебланова Е.И. Особенности когнитивного и мотивационно-личностного развития одаренных старшеклассников // Вопросы психологии. 1999 №6 с. 36