Рефераты. Развитие творческих способностей у учащихся на кружковых занятиях по вышивке

p align="left">Декоративно-прикладное искусство играет большую роль в художественном образовании детей. Вышивка, как один из самых распространенных его видов, особенно доступна для восприятия ребенком; её красота и естественность пробуждают любовь к природе, интерес к истории и культуре своей Родины.

Изменение социокультурной среды ставит новые задачи дополнительного образования, форм и методов обучения и воспитания детей разного возраста, создание оптимальных условий для развития творческой личности ребенка, его адаптации в современной жизни.

Для успешного развития творческих способностей в общеобразовательных школах учителя декоративно-прикладного искусства проводит с детьми большую внеклассную и внешкольную работу.

Внеклассная работа по декоративному искусству это проведение бесед, лекций, докладов, руководство кружкам и факультативам, декоративно-прикладному искусству, истории искусств; проведение экскурсий и музеи, на выставки, в мастерские художников; организация школьных выставок (репродукции произведений мастеров декоративно-прикладного искусства детских работ), оформление школы к различным праздникам.

Внеклассная работа ставит те же задачи, что и классные занятия. Важнейшей задачей всех видов внеклассной работы с детьми по декоративно-прикладному искусству является творческое развитие учащихся, расширение и углубление знаний и представлений школьников о прекрасном, развитие способности понимать и чувствовать прекрасное в окружающей действительности.

Основными формами внеклассной работы с детьми являются кружки, факультативные занятия по изобразительному и декоративному искусству.

В школьной практике широкое распространение получили кружки рисунка, графики, композиции, декоративно-прикладного искусства, оформительского искусства.

Основная задача кружков по декоративному искусству развитие художественных способностей школьников в процессе обучения средствам выразительности различных видов искусства. Формирование у учащихся эстетических потребностей, вкуса, интереса к искусству, понимание его роли в жизни народа.

Как правило, в кружке одновременно занимаются 12-15 учащихся. Меньшее количество учащихся в кружках по сравнению с их количеством на уроке декоративно-прикладного искусства дает возможность педагогу больше объяснить каждому школьнику правила рисования, перспективы и т.д.

Большинство учебных заданий в кружке рассчитано на относительно длительное время - 3-6 часов, тогда как на уроке изобразительного искусства длительный рисунок выполняется в течении 2-3 часов.

Особенности организации процесса занятий в кружках позволяют успешно выполнять учебно-воспитательные задачи кружковой работы по изобразительному искусству:

Воспитать у учащихся эмоционально-эстетичекое отношение к предметам и явлениям окружающей действительности;

Развить художественные способности каждого учащегося, исходя из его индивидуальных способностей;

Научить грамотно передавать особенности формы, конструктивного строения, пространственного расположения, светотени и цвета изображаемых объектов;

Сформировать у учащихся умение самостоятельно разработать и последовательно выполнить тематическую композицию;

Воспитать у школьников стремление использовать полученные в кружке знания, умения и навыки в общественно полезной работе - оформление стенных газет, школьных выставок, праздничных вечеров;

Научить анализу произведений искусства.

Важных видом занятий в кружковых являются ознакомление учащихся с выдающимися произведениями декоративно-прикладного искусства. В отличии от аналогичного вида занятий на уроках в кружке педагог имеет возможность более подробно рассказать о демонстрируемом произведении, о творческом пути художника, шире привлечь для сравнения произведения мастеров.

Условия работы в кружках позволяют широко знакомить учащихся с произведениями художественных народных промыслов, с национальными особенностями культуры народов. Большой опыт работы накоплен в Москве, Санкт-Петербурге, Горьком, а так же в Армянской, Грузинской, Латвийской, Литовской, Украинской, Эстонской республиках.

Следовательно, для развития творческих способностей необходимо создать благоприятствующие условия, использовать наиболее эффективные методы и учитывать возможности каждого. К сожалению, даже самые полные и эффективные методики лишь инструмент в руках учителя. Умело используя их, можно добиться высоких результатов.

1.4 Вывод по главе I

Внеклассная и внешкольная работа в значительной степени способствует развитию индивидуальных способностей учащихся, вызывает у них стремление овладевать знаниями и умениями сверх обязательных программ. Занятия не только вооружают детей умениями и навыками, но и помогают осознать свою силу творца. Они будят творческую активность, учат вносить изменения в технологию изделия, осуществлять собственные замыслы. В результате этого каждая вышитая вещь имеет свою индивидуальную неповторимость. Дети неистощимы на выдумку, они относятся к изготовленным вещам с огромной душевной теплотой, им весело и радостно их делать потому, что стремление воображения к воплощениям и есть подлинная основа и движущее начало творчества.

Глава II. «Опытно-практическая часть»

2.1 Описание работы кружка и характеристика базы практики

Для того чтобы определить уровень развития творческих способностей у учащихся на кружковых занятиях по вышивке, я посетила несколько занятий кружка по вышивки во Дворце пионеров.

Руководителем кружка является Иванова Наталья Михайловна. Она является заслуженным работником образования. Опыт работы 25 лет.

В кружке занимаются 11 детей, возраста от 11- 13 лет.

Работы кружковцев и их руководителя часто участвуют на городских и республиканских выставках, конкурсах. На конкурсе «Город - мечта» кружок выставил работу Степановой Анастасии. С этой поделкой они заняли 4 место. Также кружок участвует каждый год в конкурсе «Котавася», дети выполняют забавных котят и не раз занимали призовые места.

Тема, посещенных мною занятий «Город в ожидании лета». Дети выполняли коллективную работу. Задание рассчитано на три занятие. Каждый ребенок выполнял отдельный элемент, который в последствии они с помощью техники аппликации нашивали на общий фон. Была поставлена следующая цель: выполнить коллективную работу показывающая жизнь города весной. На основе поставленной цели выдвигаются следующие задачи:

Обучить особенностям весеннего пейзажа;

Воспитать трудолюбие, эстетический вкус, аккуратность, самостоятельность;

Развить творческие способности, умение тонко чувствовать природу, коллективизм, композиционные навыки;

Занятие 1.

Подготовка к занятию была начата своевременно. У детей ярко была выражена активность, они очень заинтересовались предстоящей деятельности. Наталья Михайловна показала детям наглядность, в которой были представлены множество разнообразных техник выполнения: простая гладь, плоская гладь, русская гладь, россыпь, «дырочки», настил, стлань, счетная гладь. Преподаватель распределил задания, учитывая возможности каждого. Сначала дети составляли композицию. Так как нужно было показать город, то в композиции обязательно должен быть экстерьер. Здесь детям выдалась замечательная возможность дать волю своим фантазиям. Они придумывали забавные формы домов, машин и клумб, необычные деревья, оригинальные улочки. Руководитель следил за ходом работы, оказывал индивидуальную помощь.

Занятие 2.

Дети приступают к самостоятельному выбору материала и техники выполнения. Они советовались и подбирали наиболее лучший вариант, на котором ему легче было работать.

Выбор материала и техники остался позади. Ребята приступили к выполнению задания. Наталья Михайловна помогала индивидуально. На этом занятии была выполнена основная часть работы.

Занятие 3.

Ребята доделывали свои работы.

Затем предстояло собрать все выполненные работы воедино, на общий фон. Каждый предлагал свое мнение, Наталья Михайловна вносила поправки.

Дети очень хвалили свою коллективно выполненную работу. Они получили огромное удовольствие и удовлетворение от своей деятельности.

2.2 Анализ развития творческих способностей на кружковых занятиях по вышивке

Во многом и в различной мере зависит от нравственного облика преподавателя, проводящего занятия, его знаний и умений, организаторских способностей, отношение к делу и ребятам, педагогического мастерства, такта и других качеств. В большинстве случаев это воздействие является решающим.

Наталья Михайловна, преподаватель с большим опытом работы. Она умеет находить общий язык с каждым. Выслушивает мнения детей, направляет их в «правильное русло», в споре умело избегает конфликтные ситуации.

Для успешного развития творческих способностей не мало важную роль играет наглядность. На кружковом занятии применялись следующие виды наглядных пособий: демонстрация различных реальных предметов; показ изделий и макетов; изображение предметов, процессов; условие изображения.

Наталья Михайловна руководила восприятием показываемого учащимся, направляла их внимание на главные и существенные стороны объекта, не перегружала наглядными пособиями, использовала их в таком количестве, которое необходимо для достижения цели. На занятии предстояло показать несколько пособий, дети рассматривали их по мере надобности, а не все сразу.

С помощью наглядностей Наталья Михайловна широко опиралась на чувственно-практический опыт детей, непосредственное восприятие ими предметов и трудовых процессов. Наглядность обеспечила яркое эмоциональное запоминание детьми живых образов, возбудило детское воображение, творческую фантазию, стремление к глубокому познанию вещей, явлений. Поэтому Толстой признавал почти единственно правомерными средствами наглядности сами реальные предметы, окружающую ребенка действительность и пополнение впечатлений о ней через повседневное наблюдение в быту, труде, детских играх, прогулках, и, конечно же, целенаправленно, через школьные опыты, эксперименты, экскурсии [7.45].

Постепенное усложнение видов и способов применения - одно из обязательных условий развивающей наглядности. Это прежде всего сочетание накапливаемых учеником представлений реальной действительности со словом учителя и речью, воображением самого ученика.

Наталья Михайловна знакомит ребят только с той наглядностью, которая дает возможность выработать у них новые восприятия, продвинуться в развитии творческих способностей. В противном же случае дети не были бы активными, и на занятии господствовала бы скука.

При отборе видов труда преподаватель учитывал интересы учащихся, их индивидуальные особенности и уровень подготовки. Большую воспитательную работу играет строгое выполнение детьми техники безопасности, требований культуры труда, норм времени, взаимных обязательств в коллективе и т.д.

Посещенные мной занятия, были правильно организованны, что способствовало развитию творческих способностей. Цель и задачи, поставленные перед детьми, были достигнуты.

2.3 Методические рекомендации по проведению кружковой работы по вышивке

В старину детей приобщали к вышивке с 6 лет, и к 7 годам они достаточно уверенно вышивали небольшие работы, например, декоративно украшали платки. К 10-12 годам многие из них справлялись со сложными изделиями, а к 14-15 годам наиболее талантливые могли на основе народных традиций создавать узоры или элементы узоров, владея практически всеми техниками.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.