Рефераты. Развитие творческого потенциала воспитанников в процессе изучения предмета "Технология"

p align="left">Для того чтобы ученик «вступил во владения» собственным творческим потенциалом нужно использовать оба подхода, чтобы путь творческого развития был целенаправленным и полным, а ребенок смог использовать весь арсенал художественных средств и свое воображение, мог не только фантазировать, но и воплощать задуманное путем изобразительных навыков, полученных на академических уроках.

В ходе данного обучения нужно отметить несколько моментов, важных для обучения на уроках.

1. Перед детьми с первых шагов обучения должна ставиться задача на «выразительность», все более усложняющаяся по содержанию, касающаяся цвета, формы, материала. Решая такие задачи, ребенок делает на доступном ему уровне то же самое, что и настоящий профессионал.

2. Творческое развитие ребенка протекает нормально, когда он осваивает технологию искусства не в качестве самоцели, а в связи с решением конкретных задач. Тогда приобретенный навык становится не лишним грузом за плечами, а гибким инструментом в руках, средством воплощения собственных замыслов.

3. Необходимо пробуждать у ребенка личную заинтересованность в творчестве. В этом могут помочь задания, требующие адекватного выражения собственного чувства, отношения, настроения, замысла ребенка.

На уроках технологии решаются вопросы эстетико-познавательного воспитания открываются широкие возможности для творческого развития учащихся, формируются эмоционально-нравственное отношение к миру, окружающей жизни, к людям, развивается ассоциативно-образное мышление. Задача таких уроков разбудить и воспитать душу ученика, сформировать в нем творческое начало.

Для проявления интереса к творчеству на практике использовались следующие принципы:

1. Принцип гуманизации воспитания. Ребенок должен иметь максимальную свободу для проявления творческой инициативы, творческой деятельности. Очень важным было то, чтобы на уроках технологии звучали не холодные, бездушные, хотя и правильные ответы учащихся, а ответы, содержащие собственные переживания и впечатления, окрашенные детской эмоцией, совершенно искренние выплески души и разума. Именно тогда, процесс восприятия искусства, в общем, и творческой задачи в частности, приобретает желанную форму и помогает ученику раскрыть себя.

2. Принцип толерантности. Сюжет работы учащихся никогда не должен подвергаться критике, а наоборот, воодушевлять ребенка, чтобы он продолжал творить. Если учащийся затруднялся творить, ему предлагалось создать, то, что было ему посильно.

3. Принцип осознанности. Знакомство с различными материалами. Ребенок, работая с различными материалами, чувствует, себя творцом и способен в создании конкретных предметов выражать свое отношение к миру. В различных технических средствах ребенок находит удовольствие, обогащая свои познания о мире. Каждый ребенок в детстве строит, изображает, украшает. Умение фантазировать и созидать - это начало пути, точка отсчета, стартовая площадка, с которой ученик уверенно и свободно может отправляться на поиск новых открытий, из ничего создавать и выдумывать новое. Нужно только вооружить его этими знаниями для его открытий.

4. Принцип самостоятельности. Использование элементов творческой игры на уроках. Здесь можно достичь больших успехов в воспитательно-образовательной работе с детьми. Творческая игра учит детей обдумывать, как осуществить тот или иной замысел. В ней, как ни в какой другой деятельности, развиваются ценные для людей качества: активность, самостоятельность воображение, а также, что очень важно, в творческой игре снимается напряжение и неуверенность. Ведь любые игры - это всегда интерес и так же, как творчество, увлечение и даже страсть.

5. Принцип личностного подхода. Для стимулирования творческой деятельности очень важно выставлять работы детей на показ для зрителей. Это заинтересовывает ребенка в своей работе, у него появляется гордость за нее и уверенность в своих силах. И для каждого ребенка это очень полезно, т.к. с каждым разом он стремиться делать все лучше и может посмотреть свою работу со стороны, оценить и сравнить свое творчество. Каждому из них приятно видеть свои работы со стороны, что стимулирует к дальнейшей деятельности.

Практика показала, что все эти принципы развивают интерес к творчеству. Если через уроки технологии добиться того, чтобы детская душа проснулась, зазвучала, т.е. научить ученика сопереживать, то его духовная жизнь станет более полной. Именно тогда развивается нравственный и духовный аспект, а также творческий потенциал ученика, что немаловажно. И каждый раз вместе с детьми нужно радоваться их маленькой победе на уроке: радостному озарению в глазах, задумчивому выражению лица, эмоциональному всплеску и новой идее. Что делается в душе ребенка на уроке? Только педагогическая проницательность и интуиция способны в какой-то степени увидеть и почувствовать эту великую работу - труд души, которая поднимает еще на одну ступеньку общечеловеческой культуры.

По наблюдениям, учащиеся больше всего любят заниматься изобразительным искусством и декоративно прикладным творчеством, а именно, аппликацией и коллажом из различных материалов, а также мастерить что-либо из подручных материалов. В качестве примера можно привести урок в 5-м классе по теме: «Отделка передника аппликацией». В программном уроке использовался творческий элемент украшения изделия аппликацией.

Аппликация - от латинского слова «applicacio» - прикладывание, широко распространяемая техника декоративно-пркладного искусства. Это разноцветные кусочки ткани, бумаги, кожи, меха, соломки, предметы декора, природный материал нашивают или приклеивают на материал другого цвета, фактуры или выделки. Способы выполнения аппликации также очень разнообразны: обрывная, коллажная, объемная, смешанная. На урок был подобран следующий дидактический материал:

В процессе работы над собственным эскизом учащиеся оформляют его в тетрадях. А затем в соответствии с эскизом подбираются ткани и вырезаются детали аппликации.

В процессе беседы с учащимися были найдены и объяснены разнообразные способы крепления аппликации на ткани и составлена схема опорного конспекта по разделу.

Петельный

Тамбурный

Крестообразный

Окончательная отделка

Оформление

Рис. 8. Опорный конспект «Аппликация»

Во время практической работы учащимся было интересно придумывать свои неповторимые модели. Такое множество разнообразных и оригинальных способов творческой деятельности необычайно развивает фантазию, творческое воображение, появляется эстетический вкус, что важно не только в искусстве, но и повседневной жизни. Разнообразные технологические приемы служат развитию мелкой моторики, а значит, стимулируют речевую и умственную деятельность.

Еще одним ярким примером проявления творчества учащихся на уроке «Технология» является урок в 7-м классе по теме «Бисероплетение». Данный урок носит практико-ориентированный характер и направлен на овладение учащимися основными приёмами бисероплетения. Урок создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся. Этот урок проводился в преддверии праздника «День матери».

Главными задачами учителя при организации урока являлось обсудить проблемы изделия, продемонстрировать возможные работы, предложить разработать и изготовить эскиз для плетения из бисера. Помочь учащимся разобраться в технике плетения. Предложить зарисовать эскиз. Организовать обсуждение безопасных приемов работы с бисером. В свою очередь учащиеся должны были рассмотреть варианты изготовления изделия, выбирать лучший. Изучить технику. Выбрать схемы для плетения. Зарисовать эскиз и начать выполнять работу. Для демонстрации были выбраны следующие работы:

Ученику предлагается видоизменить предложенный объект, используя данные или добавляя новые детали. Один и тот же способ выполнения работы можно использовать на разных уровнях сложности. Можно просто повторить образец, предлагаемый учителем, а можно с учетом творческого подхода, изменить первоначальный вариант и выполнить по-своему способу изготовления, применив изобретательность и находчивость. Ученику также предлагается подумать над практическим применением работы или предложить варианты использования поделки.

Один из важнейших элементов методики преподавания данного урока - дать возможность ребенку самому открыть новый для него технологический прием. «Это открытие руками» носит прикладной характер. В случае затруднения учитель может помочь наводящими вопросами, но, не раскрывая при этом способы выполнения до конца. Вариантов открытия может быть несколько и ребенок не должен быть скован определенным и единственным способом и приемом выполнения задания. Иногда он приходит к совершенно неожиданному и оригинальному решению. Это нужно всячески поощрять, т. к. это и есть развитие его творческого потенциала.

В своих изделиях ученик изливает естественным и спонтанным образом свои чувства и эмоции. Он созидает и разрушает, убивает и воскрешает образы, соответствующие его уровню сознания, его манере чувствовать и объяснять окружающий мир. Со временем ребенок выражает в изделии более развитый взгляд на окружающий мир, придавая ему все большее правдоподобие, делая его более точным, реалистичным и выразительным. Еще одним таким примером служит проектная деятельность учащихся.

Ученики 8-х классов изучают раздел «Вышивка» по школьной программе в течение первого полугодия. После изучения основного блока (цветоведение, композиция, виды швов, подбор материала и инструментов, оформления) они выполняют творческое задание в форме проекта.

Б. Неменский считал коллективную творческую работу - одним из самых эффективных методов развития творческих способностей, т. к. в такой работе нет нетворческих детей, каждый что-то делает для общего результата по мере своих сил.

В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Во время работы над проектом учащиеся образуют группу с едиными целями, задачами. Немаловажно, что все проекты, созданные во время работы, будут представлены широкой аудитории учащихся. Поэтапное выполнение работы, благотворно влияет на эффективность развития творческих способностей. Тематика проекта выбирается по желанию учащихся, но может быть предложена и учителем. В любом случае перед каждым из участников проекта встают следующие проблемы,

- где получит информацию о проектах;

- как выбрать модель, конструкцию изделия;

- как разработать технологический процесс изготовления изделия;

- как произвести экономический расчет изделия;

- как оформить отчет по проекту и т.д.

В ходе выполнения творческого проекта учащиеся познакомились с видами вышивки, с использованием основных и вспомогательных материалов, для оформления изделия. Для каждого вида вышивки составлены технологические карты, подобраны инструменты и основные и вспомогательные материалы. На обсуждении было решено, как оформить дидактический материал, выработаны правила оформления, с учетом требований дизайна. Теоретическая часть представлена в виде «Пояснительной записки к проекту». Пояснительная записка снабжена «Приложением», в котором представлены в виде эскизов, образцов, рисунков, схем для вышивания. В процессе выполнения творческого проекта учащимся приходится пользоваться знаниями многих школьных дисциплин: математикой, физикой, химией, географией, биологией, рисованием, черчением и многими другими знаниями, которые они узнают из «Технологии». Технологическое обучение опирается на межпредметные знания: из антропометрии - измерение человеческого тела и его частей при снятии мерок, выявление соответствия изделия размерам и форме человека; из безопасности жизнедеятельности - система мер по охране труда, производственной санитарии, гигиене, и т.д.; из биологии - строение тела человека, особенности его телодвижений; из географии - климатические условия в различных регионах, пределы температуры в данном климатическом регионе; из истории костюма - сведения об истории развития, видоизменений определенных видов одежды; из математики - расчет формул для построения выкроек, расчет расхода материалов, денежных средств, математические зависимости и многие другие.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.