Рефераты. Развитие творческой исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования

p align="left">Женя К.: «Пуговицы тоже круглые».

Аня А.: «Глаза у медведя и голова у него круглая».

Ира Р.: «Ластик у меня круглый».

Наташа Б.: «И у куклы тоже глаза и голова круглые».

Миша Ш.: «А у конструктора есть детали круглые».

Петя В.: «У меня значок круглый» и т.д.

Аналогично воспитатель предложила детям найти предметы треугольной, квадратной, прямоугольной формы.

При выполнении заданий дети испытали трудности в нахождении предметов схожих по форме, так как были невнимательны. После вопросов воспитателя, стимулирующих их анализирующее восприятие, дети активизировались, исследовали пространство и находили нужные предметы.

Задание 3. Цель: учить детей находить предметы-заместители, обращаясь к личному опыту; развивать воображение, абстрактное и логическое мышление.

Воспитатель предложила задание: «Ребята, назовите предметы, которыми можно есть, копать?».

«Есть можно ложкой, вилкой». (Вера О.)

«А ложкой можно копать и вилкой тоже». (Женя К.)

«Лопатой обычно копают или совком». (Петя В.)

Воспитатель обратилась к детям с вопросом, побуждающим их на поиск предметов-заместителей: «А если бы у вас под рукой не оказалось в нужный момент ни ложки, ни вилки, чтобы вы тогда делали?».

- «Ножом можно и есть и копать». (Сережа К.)

- «А ведь из дерева можно сделать ложку, мой дедушка в деревне делал». (Миша Ш.)

- «Копать можно палкой». (Саша К.)

- «Линейкой тоже можно землю раскопать, есть тоже можно». (Аня А.)

-«Руками люди могут кушать, копать руками тоже можно». (Наташа Б.)

На первом этапе формирующего эксперимента можно было проследить, что дети сначала невнимательно слушали задание и неверно отвечали на поставленные вопросы, но при помощи вопроса воспитателя, стимулирующего на обследование, они активизировались, начали искать, предметы, детали в окружающей обстановке, исследовать пространство, делать для себя открытия. Возникающий интерес к заданиям мы поддержали вопросом о предметах-заместителях, обратились к личному опыту детей.

В результате заданий удалось развить у детей наблюдательность, внимание, воображение детей, формировать умения анализировать, рассуждать, делать умозаключения, то есть развить те мыслительные операции, которые составляют ядро познавательной активности.

II этап.

Этот этап был построен так, чтобы активизировалась внутренняя содержательная сторона познавательного интереса, что помогло бы ребенку размышлять. Дети овладевали умением находить образные сравнения. С этой целью были разработаны задания:

Воспитатель предлагает детям прослушать стихотворение:

На свете все на все похоже:

Змея - на ремешок из кожи,

Луна - на круглый глаз огромный,

Журавль - на тощий кран подъемный,

Кот полосатый - на пижаму,

Я - на тебя, а ты - на маму. (Р. Сеф)

Воспитатель: «Почему в стихотворении змею сравнивают с ремешком (луну с глазом, журавля с подъемным краном, кота с пижамой)? Какое между ними сходство?», предложила картинки (змея и ремень, журавль и кран и т.д.), вместе с детьми находили сходство. Например: «Змея, как и ремень, из кожи, тоже длинная» (Петя В.); «Луна и глаз круглые». (Ира Р.)

Воспитатель: «Посмотрите, это предметы-братья, так как они похожи друг на друга по форме как луна и глаз, по расцветке как кот и пижама» и т.д.

Задание было усложнено:

Детям предложили набор картинок с изображением предметов, которые различны между собой, но схожи в образном сравнении (например: гриб - зонтик - шляпа; груша - лампочка; арбуз - мячик; подсолнух - солнце; еж - иголки - булавки; змея - ремень - веревка - шнур и т. д.). (Приложение № 1)

Воспитатель предлагает найти на картинках предметы-братья и объяснить сходство. Дети, рассматривая картинки, затруднялись дать ответ, тогда воспитатель предложила послушать загадки, где присутствовало образное описание предмета, например:

Висит груша - нельзя скушать. (Лампочка)

Ребенок находил картинку с изображением груши и лампочки и проводил анализ этих предметов, объясняя сравнение: «Лампочка похожа, потому что они висят и похожи по форме». (Петя В.)

Под кочкой крошка

Только шляпка да ножка. (Гриб)

Женя К.: «У гриба шляпка на ножке, вот здесь есть картинка со шляпой», показал картинку. Затем дети приходили к выводу, что гриб чем-то похож на зонт, у которого есть ручка (как ножка у гриба) и шляпка от дождя.

Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый - все довольны.

Так приятен он на вкус!

Что это за шар? (Арбуз)

Дети нашли картинки с изображением арбуза и мяча, сравнили их: «Арбуз, как мячик круглый, он полосатый». (Наташа Б.); «А еще арбуз похож на шарик». (Оля П.)

Вьется веревка,

На конце - головка. (Змея)

Дети отвечали: «Здесь есть картинка со змеей, значит змея, потому что она длинная и голова у нее есть». (Сережа К.); «И веревка тоже длинная, как змея». (Аня А.)

Вот иголки и булавки

Вылезают из-под лавки.

На меня они глядят,

Молока они хотят. (Ежик)

Ответы детей: «Иголки есть у ежа и молоко они любят, нам говорили, поэтому это еж». (Петя В.)

В результате выполнения задания, мы отметили, что дети, опираясь на образные сравнения, пытались объяснить свою догадку, сначала выдвигая свое доказательство, а уже потом тезис (отгадку). Дети глубже и точнее анализировали предметы, рассуждали, делали умозаключения, находили в различных предметах сходство и на основе этого давали образное сравнение.

III этап.

На этом этапе детям предлагалась модель, с помощью которой учили выделять признаки и на этой основе составлять загадки.

Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств предмета. Метод моделирования, разработанный Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером, Н. А. Ветлугиной, Н. Н. Поддьяковым, заключается в том, что мышление дошкольников развивается с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной, доступной для ребенка форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. Этот переход от внешних свойств предметов к существенному отношению - важнейший в развитии познавательной активности. При этом учитывали основное назначение моделей - облегчить ребенку познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно воспринимаемым свойствам, качествам вещей. Эти скрытые свойства и связи являются весьма существенными для познаваемого объекта, их осознание поднимает знания детей на более высокий обобщенный уровень, приближает их к пониманию понятия. С этой целью были проведены задания с использованием модели, где дети, опираясь на принцип моделирования, учились анализировать свойства предметов, составлять собственные загадки.

Модель - на листе бумаги изображены :

· человек - назначение и способы использования предмета;

· геометрические фигуры - форма предмета;

· цветовой спектр - цвет предмета;

· кусочки ткани - материал (гладкий, шероховатый).

Задание 1. Детям было предложено для анализа и рассмотрения яблоко. Опираясь на модель, дети выделяли признаки данного предмета.

Воспитатель:

· «Какой формы яблоко, есть ли эта форма на модели?»

· «Какого цвета яблоко? Каких цветов бывает?»

· «Какое яблоко на ощупь?»

· «Как оно используется человеком?»

Ответы детей:

«Яблоко круглое, похоже на шар, круг». (Наташа Б.)

«Оно зеленое, но бывают разные яблоки желтые, красные, смешанных цветов». (Вера О.)

«Оно гладкое вот как здесь», ребенок показал на гладкий материал в модели. (Женя Ш.)

Сложнее всего было установить связь «человек-яблоко». С помощью вопросов воспитателя дети назвали: «Варят варенье, есть сок яблочный» (Аня А.), «пироги пекут с яблоками» (Петя В.), «яблоки люди выращивают, мы едим их, они вкусные» (Саша К.).

Воспитатель предложила проанализировать и сравнить с помощью модели киви, кубик и т.д.

Задание 2.Дети с помощью модели составляли загадки о каком-нибудь предмете. Ребенок показывал на модели свойства загаданного предмета, а остальные искали отгадку по предложенным свойствам. Воспитатель обратил внимание детей на то, чтобы они внимательно слушали загадку и не торопились с ответом. Например: «Круглый, оранжевый, шершавый, люди его выращивают, делают из него сок, он вкусный» (Сережа К.), «это апельсин, я догадалась сразу, потому что он оранжевый» (Аня А.); «Коричневый, прямоугольный, гладкий, люди кладут в него свои вещи» (Вера О.).

На данном этапе опытной работы дети научились понимать схему и обобщать признаки и свойства предметов на основе модели, что будет необходимо для следующего этапа обучения детей составлению загадок.

IV этап.

Цель: учить детей самостоятельно конструировать загадки, используя образные сравнения; закреплять умения детей сравнивать предметы, образно мыслить при составлении загадок.

Задание 1. Воспитатель вместе с детьми внимательно рассмотрели несколько предметов (настольная лампа, мяч, книга, аквариум и т.д.).

Воспитатель задала детям вопросы для активизации наблюдательности и подведения их к поиску образных сравнений. Например: «На какие предметы похож мяч? Чем они похожи между собой?», дети сравнивали мяч с шариком, яблоком, апельсином, глобусом, арбузом.

Воспитатель: «Это предметы-братья мяча. А теперь, давайте найдем предметы-братья для других предметов».

Затем каждый ребенок девал свое сравнение предмету:

Настольная лампа: «Она похожа на гриб» (Оля П.), «светит как солнышко, оно тоже светит» (Женя К.), «шнур у нее как веревка» (Аня А.), «а еще она как свечка светит или как маленькая люстра» (Саша К.).

Аквариум: «как дом стеклянный для рыбок» (Миша Ш.), «как большая банка с водой» (Ира Р.), «похож на маленькое море» (Наташа Б.), «как пруд с рыбками, только дома» (Петя В.).

Книга: «У нее есть листочки как у дерева» (Вера О.), «она похожа с тетрадкой, только толще, но выглядит также - обложка и листочки» (Сережа К.), «как будто страницы - это поле со снегом, а на нем букашки черные» (Оля П.).

Задание 2. Воспитатель предложила детям следующее задание: «Пусть каждый из вас нарисует любой предмет, а потом вы к каждому рисунку придумаете загадку».

Дети, нарисовав предметы, придумали загадки, например:

Цветок (Аня А.): «Растет в саду и на поле, похож на маленькое солнце, круглая серединка, а от нее лучики» (Ира Р.), «растет, цветет, пахнет, как духи» (Наташа Б.).

Солнце (Вера О.): «Желтое, как цыпленок, круглое, как блин» (Женя К.), «летом греет, как печка» (Саша К.), «утром, днем и вечером большая тарелка на небе» (Петя В.).

Самолет (Миша Ш.): «Большая железная машина с крыльями» (Сережа К.), «летает, с крыльями, но это не птица, большой» (Оля П.), «по небу железная птица людей несет» (Женя К.).

Задание 3. Игра «Отгадай и найди предмет».

Правила игры: С помощью считалки выбрать ребенка, который будет водящим и выйдет из групповой комнаты в спальню. Остальные дети в это время определяют какой-либо предмет, находящийся в группе, придумывают про него загадку. После того, как водящий зашел, он должен отгадать и найти этот предмет, отгадав загадку, придуманную детьми.

Условие: Водящий может задать два наводящих вопроса о загаданном предмете (например: «Из чего сделан предмет? Как он используется человеком? Съедобный или несъедобный? Какого он цвета?» и т.д.), если какие-либо качества, свойства, признаки данного предмета не были названы в загадке.

В ходе игры детьми были составлены и отгаданы следующие загадки:

Чудо-ящик сам говорит, поет, новости передает. (Радио)

Большое озеро в стекле, а там много жителей. (Аквариум)

Деревянная палочка бегает по белому полю и за собой следы оставляет. (Карандаш)

Она нас встречает и провожает. (Дверь)

Они молчат и учат нас. (Книги)

Большой хранитель наших вещей. (Шкаф)

Он мягкий и теплый как ласковый зверь, лежит под ногами и

греет. (Ковер)

В стеклянном домике огонек горит. (Лампочка)

Он за окном зимой и летом нам говорит, во что одеваться.

(Градусник)

Игра вызвала большой интерес у детей, они активно придумывали загадки, приходили к общему мнению. Воспитатель вместе с детьми обсуждала выбранные предметы, направляла мысли детей так, чтобы они в результате из всех названных признаков и свойств предмета, выделили основные и составили загадку. При конструировании загадок дети старались использовать образные сравнения.

Литература.

1. Аникин В. И. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М., 1957.

2. Батищев Г. С. Познание и творчество // Природа. - 1986. - №6.

3. Богоявленская Д. Н. Интеллектуальная активность как проблема творчества. - Ростов-на-Дону: РГУ. - 1983.

4. Венгер Л. А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного возраста. - М., 1986.

5. Елкина Н. В., Тарабарина Т. И. 1000 загадок. - Ярославль, 1997.

6. Кригер Е. Э. Педагогические условия развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. …к. п. н. - Барнаул, 2000.

7. Лисина М. И. Общение, личность и психология ребенка. - М., 1997.

8. Матюшкин А. М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии. - 1982. - №4.

9. Поддьяков А. Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. - М., 2000.

10. Поддьяков Н. Н. Проблемы обучения и развития творчества дошкольников. - Нижний Новгород, 1999.

11. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Венгера Л. А. - М., 1986.

12. Развитие мышления и умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Поддьякова Н. Н. И Говорковой А. Ф. - М., 1985.

13. Стрельцова Л. Е. Литература и фантазия. - М., 1992.

14. Усова А. П. Обучение в детском саду. - М., 1981.

15. Формирование познавательной активности дошкольников: Сборник научных трудов. - Шадринск, 1992.

16. Щукина Г. И. Проблема познавательных интересов в педагогике. - М., 1971.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.