Рефераты. Развитие внимания младшего школьника в учебной деятельности

p align="left">При обработке результатов определяется количество колец, просмотренных ребенком за каждую минуту работы и за все пять минут эксперимента. Также определяется количество ошибок, допущенных им в процессе работы.

Распределение внимания оценивается по формуле: S= 0,5N-2,8n/ 60, где: S -- показатель распределения внимания; N -- количество колец, просмотренных ребенком за минуту, п -- количество ошибок, допущенных ребенком за это же время. (если с помощью этой формулы определяется общий показатель распределения внимания за все пять минут, то, естественно, N будет равно числу колец, просмотренных в течение пяти минут, следующий показатель п -- числу ошибок, допущенных в течение пяти минут, а знаменатель данной формулы - 300). По результатам теста строится график, отражающий зависимость концентрации внимания от времени, оценивается динамика сосредоточения.

Интерпретация данных:

Количество баллов

Показатель S

Уровень распределения

10 баллов

выше, чем 1,25 балла

Очень высокий

8-9 баллов

от 1,00 до 1,25 балла

.высокий

4-7 баллов

от 0,75 до 1,00 балла

средний

2-3 баллов

от 0,50 до 0,75 балла

низкий

0-1 балла

от 0,00 до 0,50 балла

Очень низкий

5. Методика "Таблицы Шульте"

Цель: исследование переключение внимания и психического темпа.

Инструментарий: предлагаются четыре таблицы, размером 60х60 см. (см. Приложение № 4, уменьшенные копии). На каждой таблице расположено в беспорядке 25 цифр от 1 до 25.

Инструкция: "Показывай указкой и называй вслух все числа по порядку от 1 до 25. Задание постарайся выполнить как можно быстрее".

При оценке результатов обратить особое внимание на время поиска чисел по каждой из таблиц. Норма для младших школьников - поиск чисел в одной таблице в течение 40-60сек. К возрасту 10 лет время поиска уменьшается до 30 - 40 сек. Сравнивается время работы по каждой из таблиц. При анализе работы с каждой таблицей следует учитывать задержки в счете, ошибки, характер темпа деятельности.

7. Методика "Запомни и расставь точки"

Цель
- оценить объем внимания ребенка.

Оборудование: стимульный материал Приложения № 5.

Инструкция: "Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках".

Ход эксперимента. Ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.

Оценка результатов теста Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек).

Количество баллов

Количество правильно воспроизведенных точек

Уровень объема внимания

10 баллов

6 и более точек

очень высокий

8-9 баллов

от 4 до 5 точек

высокий

6-7 баллов

от 3 до 4 точек

средний

4-5 баллов

от 2 до 3 точек

низкий.

0-3 балла

не более одной точки

Очень низкий

Таким образом, мы пришли к выводу. В наши дни у психолога существует большое количество методик по диагностике уровня развития произвольного внимания и его свойств. Были рассмотрены некоторые из них. Многие из этих методик, за исключением упражнения С. Кабыльницкой, стандартизированы, предназначены также и для взрослых, они предполагают математический анализ. Упражнение С. Кабыльницкой рассчитано на младших школьников, оно сходно с заданиями по проверке детьми своих сочинений и диктантов. Поэтому методика наиболее важна для выявления уровня внимательности.

2.2 Методики и игры по развитию произвольного внимания учащихся начальной школы

На основе данных диагностики внимания учитель может провести групповую или индивидуальную работу с учащимися по развитию произвольного внимания. Для этого существует огромное количество методик, игр и упражнений. Некоторые из них мы рассмотрим.

1) Методики по развитию общей внимательности, наблюдательности.

1. Упражнение "Запрещенная буква"

Цель- тренировать произвольное внимание, находчивость.

Один из участников игры - водящий. Он поочередно, обращаясь к играющим, задает каждому какой-нибудь несложный вопрос, требуя на него немедленного ответа. Например: "Сколько тебе лет?", "Какое ты любишь варенье?" и т. п. Тот, к кому обращен вопрос, должен тотчас же дать любой ответ, но, не употребляя в своей фразе "запрещенной" по уговору буквы, например, буквы "А". Водящий постарается подыскать каверзные вопросы, которые предполагают в ответе букву "А". В таком случае игроку вместо верного ответа придется отделаться шуткой. "Не могу вспомнить!".

Игра ведется в быстром темпе, долго раздумывать не разрешается. Не ответил сразу или употребил в своем ответе запрещенную букву, становись на место водящего и задавай вопросы. Победителями будут те, кто ни разу не попал в ловушку и давал быстрые, находчивые ответы.

2. Птица - не птица.

Веселая игра на внимание и знание птиц. Взрослый читает стишки. (см. Приложение № 6). Задача детей внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал - хлопать. Обязательно спросить ребенка, что неправильно и уточнить: "А муха - это кто?" Выиграет тот, кто верно заметит всех не птиц.

2) Методики, игры и упражнения для развития свойств внимания

Упражнение на увеличение объема внимания "Заметь все"

Раскладываются в ряд 7--10 предметов (или картинок с изображением предметов на наборном полотне), которые затем закрываются. Приоткрыв предметы на 10 с, снова закрыть их и предложить детям перечислить все предметы (или картинки), которые они запомнили.

Затем закрыть предметы, потом приоткрыть их снова секунд на 8--10, спросить у детей, в какой последовательности они лежали. Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них.

Можно придумать и другие варианты этой игры (убирать предметы и просить детей называть исчезнувший; располагать предметы не в ряд, а, например, выкладывать один на другой, с тем чтобы дети перечислили их по порядку снизу вверх, а затем сверху вниз и т. п.).

Игры на развитие концентрации и устойчивости внимания.

1. Корректурное задание.

Цель-развитие концентрации внимания и самоконтроля у школьников.

Оборудование- любые печатные тексты с крупным шрифотом (старые ненужные книги, газеты и др.), карандаши и ручки.

Корректурные упражнения должны проводиться по 5 мин минимум 5 раз в неделю в течение 2--4 месяцев. Занятие может быть индивидуальным или групповым.

Инструкция: "В течение 5 мин нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы "А" (можно указать любую букву): и маленькие, и заглавные, и в названии текста, и в фамилии автора".

По мере овладения игрой правила меняются отыскиваемые буквы; одновременно отыскиваются две буквы, одна зачеркивается, вторая подчеркивается. Все вносимые изменения отражаются в инструкции.

По итогам работы подсчитывается количество пропусков и неправильно зачеркнутых букв. Показатель нормальной концентрации внимания -- четыре и меньше пропусков. Больше четырех пропусков -- слабая концентрация.

Это задание рекомендуется проводить в форме игры, придерживаясь следующих правил:

1. Доброжелательная атмосфера игры.

2. Проигрыш не должен вызывать чувства досады, поэтому можно ввести "штрафы", например, промяукать столько раз, сколько сделал ошибок.

3. Проверка выполнения задания в групповых занятиях проводится самими учениками друг у друга.

Корректурные упражнения должны проводиться по 5 мин минимум 5 раз в неделю в течение 2-4 месяцев. Практика работы с этим заданием показывает, что после первых 3-4 недель занятий наблюдается сокращение ошибок в 2-3 раза в письменных заданиях. Для закрепления навыков самоконтроля необходимо продолжать занятия в течение 2-4 месяцев.

2. Игра "Маленький жук"

Оборудование - квадратное поле из 16 клеток, в одной из которых нарисован жук (см. Приложение № 7).

Инструкция: "Сейчас мы будем играть в такую игру. Перед тобой поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает жук. Жук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я буду диктовать тебе ходы, а ты будешь мысленно передвигать по полю жука в нужном направлении. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя! Внимание! Начали. Одна клеточка вверх, одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Одна клеточка налево. Покажи, где остановился жук".

Если ребенок затрудняется выполнять задание мысленно, то сначала можно позволить ему показывать пальчиком каждое движение жука. Важно, чтобы в результате ребенок научился мысленно ориентироваться в клеточном поле.

Упражнение на тренировку избирательности внимания.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.