Рефераты. Развитие внимания первоклассников при проведении экскурсий

p align="left">- какие растения вы увидели в школьном «Зимнем саду»?

- кто может рассказать, как и зачем надо ухаживать за растениями?

И затем даём детям итоговое задание: провести опыт с семенем фасоли и понаблюдать за его ростом и развитием в течение 1-2 недель, а результаты наблюдения систематически записывать и зарисовывать в таблицу рабочей тетради «Лабораторных опытов» (см. Памятку) Ниже представим образец таблицы: [5]

Так, с помощью метода систематического наблюдения, мы развивали у детей внимание.

Мы описали методические рекомендации по проведению экскурсий с первоклассниками. Далее опишем результаты контрольного эксперимента по выявлению уровня развития внимания первоклассников.

Мы проводили констатирующий эксперимент с детьми 1 «В» класса по выявлению уровня развития внимания по 3 показателям: объём внимания, переключаемость внимания и устойчивость внимания. Мы предлагали детям 6 тестов (по 2 на каждый показатель) и вычислили в процентном соотношении уровень развития внимания всего класса по всем трём показателям. Результаты получились следующие:

- объём внимания: средний уровень (преобладает 71%);

- устойчивость внимания: низкий уровень (преобладает 55%);

- переключаемость внимания: высокий уровень (преобладает 75%).

Для контрольного эксперимента мы взяли те же диагностические методики по выявлению у детей уровня развития внимания по этим же трём показателям.

Первый тест (Л. В. Черемошкиной), который мы предложили детям, был на выявление уровня объёма внимания. Он заключался в следующем: предлагались две картинки, в которых нужно было найти три отличия (см. Приложения). На выполнение этого теста детям давалось 15 секунд. Результат получился следующий: задание выполняли 28 человек (28 мы взяли за 100%).

Все три отличия нашли 12 человек, т.е. 42,8%. Это высокий уровень. Два отличия нашли 16 человек, т. е. 57,1%. Это средний уровень. И детей, которые нашли только одно или вообще не нашли ни одного отличия, нет.

Также на выявления уровня объёма внимания мы предлагали детям ещё один тест Л. В. Черемошкиной. Он заключался в следующем: детям предлагалась фигура, состоящая из нескольких геометрических фигур (треугольники, ромбы, круги). Общее количество фигур составляло 5: 2 треугольника, 2 круга, 1 ромб. И детям нужно было за 30 секунд найти всевозможные фигуры и записать их количество. Данный тест выполняло 28 человек (28 мы взяли за 100%). Результаты получились следующие:

Все 5 фигур нашло 24 человека или 85,7%. Это высокий уровень.

Детям, которые нашли хотя бы 2 фигуры, или допустили неточности, мы присудили средний уровень: 4 человека или 14,2%.

И детей, которые не нашли ни одной фигуры или нашли только одну, нет. [39]

Ниже представим диаграмму контрольного эксперимента по результатам двух тестов по объёму внимания всех детей:

По данной диаграмме видно, что у детей 1 «В» класса преобладает высокий уровень объёма внимания.

Следующий тест, который мы проводили с детьми (Е. И. Рогова) был на выявление устойчивости внимания детей. Он заключался в следующем: даётся два ряда самых разнообразных букв, среди которых «запрятаны» три слова. И детям за 12 секунд нужно было найти эти слова и подчеркнуть их. (см. Приложения) Задание выполняло 28 человек. Результаты получились следующие:

Все три слова нашло 9 учеников, т.е. 32,1%. Это высокий уровень.

Два слова нашли 15 учеников, т.е. 53,5%. Это средний уровень.

И одно слово (или вообще ни одного) нашли (не нашли) 4 человека, т. е. 14,2%. Это низкий уровень.

Ещё один тест на выявление уровня устойчивости внимания Е. И. Рогова заключался в следующем: детям предлагался небольшой литературный текст, состоящий из 4 предложений. И детям нужно было за 1 минуту прочитать текст и подчеркнуть в словах только букву «а». Задание выполняло 28 учеников. Результаты получились следующие:

Ребятам, которые нашли букву «а» в 100- 80% текста, мы присудили высокий уровень (17 человек или 60,7%).

Ребятам, которые нашли букву «а» в 80- 50% текста, мы присвоили средний уровень (7 человек или 30%).

И ученикам, которые нашли букву «а» ниже 50% текста или вообще не нашли, мы присудили низкий уровень (4 человека или 14,2%). [31]

Ниже представим диаграмму контрольного эксперимента по результатам двух тестов по устойчивости внимания всех детей:

По данному графику видно, что у детей 1 «В» класса преобладает средний уровень устойчивости внимания.

Следующий тест, который мы проводили с детьми, был на выявление уровня переключаемости внимания. (Т. Г. Богдановой). Он заключался в следующем: детям предлагается 3 ряда разных слов. В каждом ряду надо найти и подчеркнуть слова, которые обозначали какой - то предмет, например, в первом ряду из всех слов детям нужно было найти и подчеркнуть те слова, которые обозначают птицу, во втором ряду - растение, и в третьем - фрукт (см. Приложения). На выполнение теста отводилось 15 секунд. Выполняли тест 28 человек. Результаты получились следующие:

Все слова нашло 22 человека. (78,5%) Это высокий уровень (сюда же мы отнесли тех детей, которые не нашли одного слова из всех).

Не нашли два-три слова - 4 ученика (14,2%). Это средний уровень.

Дети, которые нашли всего два-три слова, или вообще не нашли ни одного слова - 2 человека (7,1%). Это низкий уровень.

Ещё один тест на выявления уровня переключаемости внимания О. В. Завязкина, который мы провели с детьми, заключался в следующем: детям предлагались 4 ряда лиц (см. Приложения). В первом ряду дано 4 разных лица, а в трёх остальных рядах одного лица из верхнего ряда не хватает. Детям нужно было в 3 остальных рядах дорисовать недостающие лица. Задание выполняло 28 человек. Результаты получились следующие:

Все лица (и в правильном порядке) нашли и дорисовали 24 человека или 85,7%. Это высокий уровень.

Не дорисовали одно лицо, или допустили 1 ошибку 3 человека или 10,7%. Это средний уровень.

И детям, которые допустили 2 и более ошибок или неверно нарисовали лица (1 человек или 3,5%), мы присвоили низкий уровень. [4]

Ниже представим диаграмму контрольного эксперимента по результатам двух тестов по переключаемости внимания всех детей:

По данному графику видно, что у детей 1 «В» класса преобладает высокий уровень переключаемости внимания.

Ниже представим сравнительный анализ по результатам констатирующего и контрольного экспериментов:

КОНСТАТИРУЮЩИЙ КОНТРОЛЬНЫЙ ПРЕОБЛАДАЮЩИЙ

ЭКСПЕРИМЕНТ: ЭКСПЕРИМЕНТ: УРОВЕНЬ:

Конст. э.: Контр. э.

Показатели объёма внимания:

71%64,25% средний высокий

Показатели устойчивости внимания:

45,5% 46,2%низкий средний

Показатели переключаемости внимания:

75%82,1% высокий высокий

Таким образом, по результатам сравнительного анализа, видно, что у детей 1 «В» класса показатели объёма внимания поднялись со среднего уровня до высокого; показатели устойчивости- с низкого до среднего уровня; и показатели переключаемости внимания по - прежнему остались на высоком уровне.

По результатам проведённой нами работы можно сделать вывод о том, что гипотеза дипломной работы о том, что проведение экскурсий во внеурочное время будет способствовать развитию внимания первоклассников, подтверждается.

Выводы по 2 главе:

Для выявления уровней внимания первоклассников мы подобрали диагностические методики из следующих источников:

- «Развитие внимания детей», автор- Любовь Валерьевна Черемошкина.[47]

- «Диагностики познавательной сферы ребёнка», автор Тамара Геннадьевна Богданова.[4]

- «Настольная книга практического психолога», автор- Евгений Иванович Рогов. [38]

- «Играя, развиваем логику», автор- Олег Владимирович Завязкин.[19]

Нашей задачей было - определить уровень внимания первоклассников по трём показателям: объём внимания, устойчивость внимания и переключение внимания. А также провести констатирующий и контрольный эксперименты на выявление уровней развития внимания детей по трём данным показателям и описать методические рекомендации по проведению экскурсий.

Результаты констатирующего эксперимента показали, что у детей 1 «В» класса преобладает средний уровень объёма внимания, высокий уровень переключаемости внимания и низкий уровень устойчивости внимания.

Результаты контрольного эксперимента показали, что у детей 1 «В» класса повысился уровень объёма (высокий) и устойчивости внимания (средний). А уровень переключаемости внимания по-прежнему остался на высоком уровне.

Мы провели с детьми комплекс экскурсий, способствующих развитию их внимания и наблюдательности на следующие темы: «Экскурсия в сад - огород», «Кто построил этот дом?», «Осенние явления в живой природе», «Признаки зимы», «Экскурсия в школьный ЗИМНИЙ САД» и сделали главный вывод: гипотеза дипломной работы о том, что проведение экскурсий во внеурочное время будет способствовать развитию внимания первоклассников, подтверждается.

Заключение:

Возраст от 6 до 11 лет является чрезвычайно важным для психического и социального развития ребенка. Во-первых, кардинально изменяется его социальный статус - он становится школьником, что приводит к перестройке всей системы жизненных отношений ребенка. У него появляются обязанности, которых ранее не было и которые определяются теперь не только взрослыми, но и окружающими его сверстниками.

Внимание младших школьников неустойчивое, отличается частым и непроизвольным перемещением с одного объекта на другой.

Возрастная особенность внимания младших школьников - сравнительная слабость произвольного внимания. Произвольное внимание развивается вместе с развитием общественно-значимых мотивов учения, ростом осознания своей ответственности за успех учебной деятельности.

Возрастной особенностью внимания первоклассника является его сравнительно небольшая устойчивость, неумение длительно сосредотачиваться на работе, особенно на однообразной и неинтересной, отвлечение внимания.

Все виды экскурсий, кроме всех перечисленных значений, развивают внимание учащихся, т. к. их психическая деятельность направляется и сосредотачивается на каком - то определённом объекте или явлении. Т. е. нашей задачей при проведении экскурсий с первоклассниками является направить и сконцентрировать их внимание на конкретном изучаемом или исследуемом объекте.

Любовь к природе, эстетические чувства, большой интерес к тому, что нас окружает - воспитываются у учащихся именно на экскурсиях.

Экскурсии укрепляют сознательную дисциплину учащихся, развивают у них самостоятельность и привычку к труду. Экскурсии имеют огромное значение в деле образования и воспитания подрастающего поколения и являются составной частью школьной работы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.