Рефераты. Развитие зрительного восприятия у младших школьников при изучении предмета "Окружающий мир"

атуральные предметы должны широко использоваться и в качестве раздаточного материала на различных занятиях.

Использование средств наглядности развивает бережное отношение к диалектическому материалу. Красиво оформленное наглядное пособие, выполненное руками учителя, старшеклассников или собственными, сознание того, что им будут пользоваться и другие, заставляет младших школьников бережно относиться к нему.

Большое значение имеет изготовление младшими школьниками наглядных пособий: раздаточного материала, трафаретов различных фигур, абаков и других. Данная работа развивает пространственные представления и вооружает практическими навыками [2,с.18].

При решении вопроса об использовании наглядных средств следует учесть то большое значение, которое приобретает учет функциональной деятельности пораженного зрительного анализатора: индивидуальные и групповые различия, скорости восприятия, световой и цветовой чувствительности.

Как установлено, у лиц с теми или иными нарушениями зрения складывается зрительный или осязательный типы восприятия. Их соотношение зависит от тяжести поражения зрительного анализатора. Данное обстоятельство и указывает на необходимость широкого применения различных средств наглядности для развития зрительного восприятия.

Применяя средства наглядности в учебном процессе, необходимо учитывать диапазон индивидуальных различий младших школьников в скорости восприятия, а также состояние световой и цветовой чувствительности школьников.

Требования, предъявляемые к наглядным средствам при развитии зрительного восприятия[13, с.36]:

1) Требования, предъявляемые к объемной наглядности.

Характерные признаки изображаемых предметов должны быть точно переданы. Важно соблюдение правильных пропорций и соотношения частей предмета в модели или макете.

2) Требования, предъявляемые к рельефной наглядности.

Рельефная наглядность рассчитана на восприятие детьми, имеющими глубокую зрительную патологию. Необходимо использовать рельефную наглядность для развития зрительного восприятия младших школьников, имеющих прогрессирующие зрительные заболевания и большую потерю зрения.

3) Требования, предъявляемые к натуральной наглядности.

Предметы должны быть удобными для зрительного и осязательного обследования, ярко окрашенными, традиционной, легко узнаваемой формы. Основные детали должны быть четко выражены и выделены цветом.

4) Требования, предъявляемые к изобразительной наглядности.

При подборе или изготовлении наглядности этого вида следует учитывать, что способность различать изображения зависит от остроты центрального зрения.

Следует также учитывать тот факт, что младшие школьники с нарушением зрения лучше воспринимают изображения в цветовом исполнении, чем черно-белые, силуэтные и контурные. Восприятие цветных изображений стимулирует зрительную реакцию, активизирует зрительные функции, создает у младших школьников положительный эмоциональный настрой. При таких заболеваниях, как косоглазие, восприятие определенных цветов (красного, желтого, оранжевого) особенно важно, так как это растормаживает аппарат сетчатки глаз, способствуя закреплению результатов лечения, направленного на повышение остроты зрения. В то же время следует избегать использования изобразительной наглядности темно-синего, темно-фиолетового, темно-зеленого цветовых оттенков, так как они хуже всего воспринимаются детьми с зрительной патологией [13,с. 38].

Направления адаптации изобразительной наглядности: четкое выделение общего контура изображения, усиление цветового контраста; выделение главного в изображении контуром, линиями, цветом; уменьшение количества второстепенных деталей; выделение переднего, среднего и заднего планов в многоплановых сюжетных изображениях

Нередко педагогам приходится самостоятельно изготавливать изобразительную наглядность. При этом необходимо учитывать смысловое содержание картинки, четкость изображения, , а также имеющиеся у них представления об изображенном предмете или явлении (наглядность должна быть доступной пониманию младших школьников и соответствовать их интересам), должны быть точно переданы форма, цвет и строение изображенного предмета, пространственное расположение его частей, их пропорциональное соотношение.

При изготовлении раздаточного иллюстративного материала следует учитывать зрительную нагрузку. Раздаточный материал должен быть оптимальных размеров: 10x10; 20x30.

К подбору для демонстрации младшим школьникам слайдов, диа-, кино- и видеоматериалов также следует подходить с позиции комфортности их зрительного восприятия, возможности получить адекватные представления об изображаемых объектах и явлениях.

5) Требования, предъявляемые к дидактическим игрушкам.

Они выступают в качестве моделей и должны иметь четко выделенные основные детали, характеризующие изображаемый предмет. Игрушки, изображающие человека или животное, должны передавать все части тела и правильное их пропорциональное соотношение.

6) Требования, предъявляемые к графическим пособиям.

Они должны быть выполнены четкими линиями, с минимальным количеством деталей, должны быть понятны младшим школьникам, доступны для их зрительного восприятия и осмысления. Применяемые в графической наглядности условные изображения должны быть очень простыми и точными, включать в себя только те элементы, которые передают основное содержание, признаки и свойства изображаемых предметов, т.е. быть легко узнаваемыми. Необходимо также придерживаться единой системы условных изображений в разных графических пособиях.

7) Требования, предъявляемые к символической наглядности.

Символическая наглядность должна отвечать тем же требованиям, что и изобразительная наглядность.

Для эффективности использования наглядности необходимо соблюдать следующие условия [13,с.40]:

1) Для обследования наглядности младшими школьниками с нарушением зрения должно предоставляться вдвое больше времени, чем нормально видящим.

2) Некоторым младшим школьникам необходимо предоставить возможность приблизиться к демонстрируемой наглядности, внимательно рассмотреть ее, обследовать с помощью осязания.

3) Демонстрируемая наглядность должна быть размещена таким образом, чтобы каждый младший школьник мог ее рассмотреть (в хорошо освещенном месте, на уровне глаз младших школьников, на достаточном для их зрительного восприятия расстоянии).

4) В ряде случаев (например, при ознакомлении младших школьников с многоплановыми сюжетными изображениями или с предметами сложной формы) наглядность следует внести в класс до начала занятия для того, чтобы младшие школьники могли предварительно рассмотреть ее. После окончания занятия эта наглядность некоторое время может оставаться в классе.

5) Педагог должен сопровождать демонстрацию наглядности четким, доступным пониманию младшим школьникам описанием.

6) Использование рельефной наглядности должно сопровождаться соотнесением ее с реальными предметами.

7) При демонстрации новых, не знакомых младших школьникам игрушек, предметов педагог обращает внимание на последовательность знакомства с их характерными признаками, свойствами, качествами, формирует у младших школьников планомерность зрительно-осязательного восприятия.

Требования, предъявляемые к программе занятий, в том числе и по развитию зрительного восприятия:

1) открытость;

2) соответствие условия выбранным методам развития зрительного восприятия;

3) возможность разных способов решения;

4) учет актуального уровня развития;

5) учет возрастных особенностей учащихся.

6) использование здоровьесберегающие режимные моменты [13,с.42]

Таким образом, правильно подобранный материал и грамотно организованное занятие позволяет раскрыть качества и свойства предмета, отличительные и общие признаки. Использование наглядности стимулирует развитие зрительного восприятия, познавательную активность, позволяет поддерживать интерес к занятиям и преподносить даже самый сложный материал в доступной форме.

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что зрительное восприятие у младших школьников - это развитие восприятия и формирование представлений об окружающем мире, в котором живет младший школьник. Значение зрительного восприятия в младшем школьном возрасте трудно переоценить. Важность зрительного восприятия определяется тем, что познание окружающей действительности основывается, прежде всего, на ощущениях и восприятиях окружающего мира.

Зрительное восприятие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития у младших школьников, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения у младших школьников в школе, и для многих видов труда.

Зрительное восприятие необходимо во всех видах физического и умственного труда. Учитывать закономерности потенциальных возможностей младшего школьника каждого возрастного периода это теория зрительного восприятия. Она предусматривает требование научно обоснованной программы всего воспитательно-образовательного комплекса зрительного восприятия (двигательные умения и навыки, правильно и точно воспринимать цвета, формы и другие свойства окружающей действительности.), усвоение которой обеспечивает младшим школьникам необходимый уровень подготовленности для дальнейшего успешного обучения в школе. Вместе с тем необходим учет возрастных особенностей и возможностей младшего школьника каждого периода его жизни. В каждом возрасте перед зрительным воспитанием стоят свои задачи, и формируется определенное звено сенсорной культуры.

Зрительное восприятие тесно переплетается с развитием зрительной памяти и мышления младших школьников. При определении средств развития зрительного восприятия младших школьников следует исходить из основных положений возрастных особенностей младших школьников.

Учитывая индивидуальные психолого-педагогические и физиологические особенности младших школьников, их способности и условия обучения, целесообразно комплексное развитие зрительного восприятия, что, несомненно, станет залогом жизненного успеха сегодняшних младших школьников.

Правильно подобранный материал и грамотно организованное занятие позволяет раскрыть качества и свойства предмета, отличительные и общие признаки. Использование наглядности стимулирует развитие зрительного восприятия, познавательную активность, позволяет поддерживать интерес к занятиям и преподносить даже самый сложный материал в доступной форме.

При организации занятий по развитию зрительного восприятия необходимо применять все требования применения наглядных средств и требования, предъявляемые к программе занятий.

2. Развитие зрительного восприятия у младших школьников средствами предмета окружающий мир

2.1 Методологические основы развития зрительного о восприятия у младших школьников средствами предмета окружающий мир

Проблема зрительного восприятия у младших школьников, как показал теоретический анализ литературы, заключается в том, что зрительное восприятие предусматривает требование научно обоснованной программы всего воспитательно-образовательного комплекса зрительного восприятия (двигательные умения и навыки, правильно и точно воспринимать цвета, формы, звуки и другие свойства окружающей действительности.).

Индивидуальные различия могут касаться темпа и качества выполнения заданий, отношения к деятельности, полученного результата. Таким младшим школьникам, требуется дополнительная помощь в виде дополнительных занятий. Нацелены эти занятия на предупреждение и преодоление тех трудностей, которые испытывают младшие школьники в учебе через формирование высших психических функций: зрительное восприятие, мышление, память, внимание и т.д.

Неоднородность состава учащихся начальных классов ярко проявляется на разных уровнях овладения программным материалом. В каждом классе встречаются младшие школьники, которые плохо запоминают и удерживают то, что преподносится им на уроках, усваивают материал медленно и не полностью; их знания недостаточно прочны и четки.

Недостаточное развитие зрительного восприятия и других высших психических функций может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния младшего школьника в школе. Поэтому важно развить механизмы, создать условия для развития зрительного восприятия и других высших психических функций

Организация занятий по развитию зрительного восприятия у младших школьников предусматривает применение психофизиологических и психолого-педагогических методов, которые направлены на активизацию сенсорно-перцептивных, мнемических и мыслительных процессов.

Психофизиологические методы применяются для стимуляции и повышения функциональной активности зрения, развития зрительных функций. Психофизиологические методики направлены на коррекцию нарушений восприятия основных свойств предметов и изображений - формы, размера, цвета в условиях различной адаптации и пространственной локализации. Эти методики реализуются с помощью специальных психофизиологических стимуляторов, позволяющих варьировать форму, цвет, размер, яркость, контраст и менять условия стимуляции - адаптацию, фиксацию, частоту, время.

Пять развивающих зрительное восприятие методик, используемых в системе Л.П. Григорьевой, направлены на активизацию зрительных возможностей у младших школьников на всех уровнях его развития.

Первая методика (по Е.Н. Соколову) представляет собой дозированную ритмическую стимуляцию глаза (с частотой в 1 герц), которая облегчает синоптическую проводимость нейронной сети и приводит к повышению разрешающей способности глаза.

Вторая методика - наглядно-действенная - обеспечивает экстериоризацию ориентировочно-исследовательской деятельности, развивающей перцептивные действия. Эта методика формирует фундаментальные свойства восприятия -- предметность, целостность, структурность, константность.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.