Рефераты. Развивающее чтение как средство развития самооценивания младших школьников на уроках чтения

p align="left">У него появляются новые представления о том, как вести себя на улице, каковы его обязанности по отношению к товарищам. Вместе с тем появляются представления о своих правах - праве выполнять какие-то поручения по дому, праве на оценку за выполнение задания. Вот это стремление школьника проявить своё новое положение среди людей, осуществить свои новые права и обязанности должно быть учтено родителями и педагогами. Усваивая в процессе обучения и воспитания определенные нормы и ценности, школьник начинает под воздействием оценочных суждений и других (учителей сверстников) относиться определенным образом, как к реальным результатам своей учебной деятельности, так и к самому себе как к личности.

В школе ребёнок встречается с чёткой и развёрнутой системой моральных требований. Старшие следят за тем, чтобы эти требования соблюдались и усваивались детьми - это путь к формированию у них общественной направленности личности. С возрастом ученика в учебно-воспитательном процессе формируется установка на оценку своих возможностей - один из основных компонентов самооценки. М.И. Дьяченко считает: «Самооценка выявляет оценочное отношение человека к себе, к своему характеру, внешнему виду, речи» [5 с. 364].

В самооценке отражается то, что ребёнок узнаёт о себе от других, и его возрастающая собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств. Самооценка ребёнка обнаруживается не только в том, как он оценивает себя, но и в том, как относится к достижениям других. На протяжении школьного обучения, уже в начальных классах, смысл отметки для ребёнка существенно меняется; при этом он находится в прямой связи с мотивами учения, требованиями, которые сам школьник себе предъявляет. Отношение ребёнка к оценке его достижений всё больше и больше связывается с потребностью иметь, возможно, более достоверное представление о самом себе.

В.С. Мухина отмечает: «Основная тенденция в становлении самооценки заключается в постепенном выделении ребёнком тех или иных качеств из отдельных видов деятельности и поступков, обобщении их и осмыслении сначала как особенностей поведения, а затем и как относительно устойчивых качеств личности» [10 с. 102]. Развитие самооценки у детей, по мнению П.Т. Чаматы, проходит в два этапа: «на первом дети, оценивания себя, ограничиваются главным образом оценкой своих действий и поступков, а на втором сферу самооценки включаются внутренние состояния и моральные качества личности» [24].

Формирование второго, высшего этапа самооценки начинается в подростковом возрасте и продолжается в течение всей жизни человека по мере накопления социального опыта и дальнейшего умственного развития. Формирование у ребёнка определённого круга ценностей происходит не только в школе. Ребёнок черпает их из книг, из бесед со своими близкими, из таких источников информации, как радио и телевидение. Часть оценок переносится ребёнком на самого себя - это оценки поведения и качеств личности.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний целей, которые человек перед собой ставит. Г.М. Кождаспирова отмечает: «Уровнем притязаний называют уровень образа «Я» проявляющийся в степени трудности цели, которую человек ставит перед собой» [8 с. 234]. Родители задают исходный уровень притязаний ребёнка-то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях. Неудача или успех наиболее остро переживаются в той деятельности, которую сам человек считает для себя основной, где у него есть высокие притязания. Постоянно сталкиваясь с оценками своей учебной работой и работы товарищей по классу, младший школьник начинает разбираться в своих собственных силах и учебных возможностях. У него складывается определённый уровень притязаний, который носит устойчивый характер, но затем этот уровень устанавливается, при чем характерно, что он достаточно дифференцирован, зависит от того, чем занимается ребёнок и насколько это для него значимо.

Л.Ю. Фомина отмечает: «У младших школьников наблюдаются все виды самооценок: адекватная, устойчивая, завышенная устойчивая, неустойчивая в строну неадекватного завышения или занижения. Причем от класса к классу возрастает умение правильно оценивать себя, свои возможности и в то же время снижается тенденция переоценивать себя» [17 с. 100]. Самооценка в зависимости от своей формы (адекватная, завышенная, заниженная) может стимулировать или, наоборот, подавлять активность человека.

Г.М. Кождаспирова отмечает: «Адекватная самооценка - позволяет человеку правильно соотносить свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих» [8 с. 364].

Для развития адекватной самооценки и чувства компетентности необходимо создавать в классе атмосферу психологического комфорта и поддержки. Оценивая работу учеников, учитель должен не просто ставить отметку, а давать соответствующие пояснения, доносить свои положительные ожидания до каждого ученика, создавать положительный эмоциональный фон при любой, даже низкой. Адекватная самооценка даёт человеку нравственное удовлетворение. В работе «Что виляет на формирование самооценки младших школьников» Л.Ю. Фомина отмечала, дети с адекватной самооценкой активны, бодры, общительны, обладают чувством юмора. С интересом самостоятельно ищут ошибки в своих работах, выбирают задачи в соответствии со своими возможностями. [17 с. 100]. После успеха решения задач выбирают такую же или более трудную, после неудачи проверяют себя или берут менее трудную. Их прогнозы на своё будущее к концу младшего школьного возраста становятся все более обоснованными и менее категоричными.

Причём их оптимизм и уверенность в себе основываются на правильной самооценке своих возможностей и способностей. На становлении самооценки младшего школьника огромное влияние оказывает стиль воспитания в семье, принятые в ней ценности. Дети с завышенной самооценкой воспитываются по принципу кумира семьи, в обстановке некритичности, всеобщего поклонения. В семьях, где дети имеют высокую (не завышенную) самооценку, внимание к личности ребёнка сочетается с достаточной требовательностью, родители не прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребёнок этого заслуживает. В.С. Мухина отмечает: «Дети с заниженной самооценкой пользуются большой свободой в семье, но эта свобода, результат бесконтрольности, следствие равнодушия родителей к детям» [10 с. 291].

Отношение ребёнка к себе как ученику в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребёнка культивируются те качества, которые больше всего заботят родителей: поддержание престижа, послушание, высокая успеваемость. Замечено, что ценности учения у детей и их родителей полностью совпадают в первом классе и абсолютно расходятся к четвёртому.

Неадекватная самооценка - (завышенная или заниженная) самооценка деформирует внутренний мир личности, искажает её мотивационную и эмоционально - волевую сферу и тем самым препятствует гармоничному развитию, как считает Г.А. Цукерман [17с100]. Неадекватная, низкая самооценка снижает уровень социальных притязаний человека, способствует развитию неуверенности в собственных возможностях, ограничивает жизненные перспективы человека. Самооценка не остаётся стабильной, в зависимости от успехов в деятельности, возрастных особенностей и многих других факторов она имеет тенденцию изменяться. Устойчивая заниженная самооценка проявляется крайне редко. Все это говорит о том, что самооценка младшего школьника динамична и имеет тенд6енцию к устойчивости, постепенно переходит во внутреннюю позицию личности, становится мотивом поведения, влияет на формирование определенных качеств личности.

Неадекватная заниженная самооценка у младших школьников ярко проявляется в их поведении и чертах личности. Характерной особенностью детей с заниженной самооценкой является их склонность уходить в себя, выискивать в себе слабости, сосредоточивать на них свое внимание. Нормальному развитию детей с заниженной самооценкой мешает их повышенная самокритичность, неуверенность в себе. Во всех своих начинаниях делах они ждут только неудачи.

И.Ф. Харламов отмечает: «Такие дети очень ранимы, повышенно тревожны, застенчивы, робки, сосредоточены на себе, неуспехи затрудняют их общение с детьми и взрослыми. Эти дети чувствительны к одобрению, ко всему тому, что повысило бы их самооценку» [18 с. 117].

Высокая неадекватная самооценка сопротивляется перестройке, и ребёнок склонен сохранять её, игнорируя и оценку его окружающими, и свой опыт. Он не допускает у себя наличие слабости, неумения, несостоятельности.

Длительное сохранение завышенной самооценки имеет место в двух случаях: когда ребёнок, несмотря на неуспех, все-таки получает от кого-либо положительную оценку или когда он обладает какими-то способностями, которые обеспечивают ему частичный или временный успех.

Дети с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, результаты деятельности, личностные качества. Они выбирают задачи, которые им явно не по силам. После неуспеха продолжают настаивать на своём или тут же переключаются на самую лёгкую задачу, движимые мотивом престижности. «Они обязательно расхваливают себя, но зато охотно критикуют все, что делают другие. Высокомерие, бестактность, чрезмерная самоуверенность - эти черты личности легко формируются у детей с завышенной самооценкой» [23].

Учитывая выше изложенное, логично предположить, что причинами неадекватности самооценки младших школьников будут определённые

упущения в тех сферах, которые способствуют развитию самосознания и самооценки - учебной деятельности и общении. Это вывод получил теоретическое и экспериментальное подтверждение в трудах. А.И. Божович [17 с. 101].Самооценка - результат постоянного сопоставления того, что человек наблюдает в себе, с тем, как он видит в других людях, и в то же время с тем, что, как он предполагает, видят в нём другие [25].

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что центральной характеристикой любой личности является «Я - концепция». Основными факторами, влияющими на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, являются оценочные воздействия учителя, родителей и их отношение к учебной деятельности. Учебная деятельность является одним из важнейших факторов, оказывающим влияние на формирование самооценки младшего школьника, поэтому учитель начальных классов должен знать психологические особенности младших школьников и учитывать индивидуальные особенности самооценки в учебном процессе.

1.2 Приёмы развивающего чтения как средство развития самооценки личности младших школьников на уроках чтения

По мнению ряда исследователей, таких как Л.Н. Засорина, В.С. Кукушина и др., развивающее чтение является одним из эффективных факторов, влияющих на процесс самооценивания личности младших школьников. Однако, как считает В.С. Кукушин, термин «развивающее чтение» ещё не получил признание в педагогике общего образования, как и сама педагогика чтения, имеющая основание для обособления среди других разделов педагогического знания [9 с. 337]. Более глубокие основания проблемы нужно искать в педагогике и преимущественно в педагогическом искусстве, в фундаментальных направлениях воспитания и классической дидактике. С.А. Смирнов отмечает: «Так, знакомясь с новыми трудами по педагогической технологии, можно убедиться, что методология и идеология развивающего чтения в отдельных своих гранях последовательно осознавались крупнейшими деятелями и теоретиками педагогической мысли» [16 с. 337].Таким образом, развивающее чтение как интегральное понятие возникло не пересечении педагогики развивающего обучения и развития речи.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.