Рефераты. Реализация кредитно-зачетной системы в высшем образовании Франции

p align="left">Рациональное использование времени;

Соотношение ( и иногда противоречие) между стремительно растущим объемом актуальной научной и социально-политической информации и традиционными методами обучения.

Наравне с выше сказанным при расчетах трудоемкости основных образовательных программ высшего профессионального образования в зачетных единицах учитываются:

1 зачетная единица соответствует 36 академическим часам общей трудоемкости продолжительностью по 45 минут (или 27 астрономическим часам).

Максимальный объем учебной нагрузки студента в неделю составляет 54 академических часа, т.е. 1,5 зачетные единицы.

Расчет трудоемкости дисциплины в зачетных единицах производится исходя из деления ее трудоемкости в академических часах на 36 с округлением до 0,5 по установленным правилам. Зачет по дисциплине и трудоемкость курсовых проектов (работ) входит в общую трудоемкость дисциплины в зачетных единицах.

Одна неделя практики выражается 1,5 зачетными единицами.

Один семестровый экзамен выражается 1 зачетной единицей (3 дня подготовки и 1 день на экзамен).

Зачетная единица включает все виды работы: аудиторную, самостоятельную, экзамены, курсовые проекты, квалификационные работы, подготовка к государственной аттестации и др. Вуз вправе сам решать, как в конкретной программе соотносятся аудиторная и самостоятельная работа, хотя общая тенденция - к сокращению объема аудиторной нагрузки и увеличению доли самостоятельной работы в подготовке специалистов с высшим образованием.

Зачетные единиц получают только те студенты, которые успешно сдали итоговую аттестацию по дисциплине (зачет или экзамен). Если студент прослушал данный курс, но не смог пройти итоговый контроль в установленной форме, он не получает зачетных единиц за данную дисциплину. Зачетные единицы модно получать за дисциплины, пройденные на различных профессиональных курсах, если уровень этих дисциплин соответствует уровню высшего образования.

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВО ФРАНЦИИ

Практически непрерывный процесс реформирования системы образования Франции, начавшийся в 1968 году принятием Закона об ориентации высшего образования, представляет собой последовательную цепь преобразований, направленность и содержание которых определялась наиболее неотложными проблемами национальной системы образования на конкретных этапах ее развития. В этой связи можно выделить период коренных структурно-организационных преобразований высшей школы (70-80ые годы), период оптимизации управленческих принципов и механизмов системы образования в целом и ее отдельных составляющих (80-90ые годы), период концентрации усилий на качестве и содержании обучения (90-е годы).

Нормативно- правовое обеспечение реформ, основой которого являются программные законы № 8452 от 26.01.1984г. о высшем образовании и № 89-489 от 10.07.1989г. об ориентации образования, постоянно дополняется и актуализируется законами более частного характера, президентскими декретами и постановлениями правительства.

Указанный выше закон об ориентации образования (1989) представляет собой законодательный акт, в котором впервые за последние сто лет охвачена вся совокупность системы образования от детских садов до высшей школы. Закон формулирует цели образовательной политики на длительную перспективу и по существу является долгосрочной национальной программой в области образования.


Реформирование высшего образования

Интенсивное реформирование системы высшего образования Франции началось с создания при университетах «университетских институтов технологии», осуществляющих в течение 2 лет профессиональную подготовку специалистов, предназначенных для непосредственного использования на рынке труда. В дальнейшем этот сектор подготовки, постоянно расширяющийся за счет открытия новых специальностей и введения новых типов дипломов, оказался одним из наиболее эффективных и пользующихся самым высоким спросом со стороны абитуриентов - выпускников средних школ (лицеев). В настоящее время этот сектор, включающий в себя наряду с университетскими институтами технологии аналогичные подразделения с двухлетним сроком обучения, функционирующие в рамках университетов или автономно, обеспечивает основную часть потребности Франции в кадрах среднего уровня. Преобладающие профили подготовки: техника, информатика, экономика, сфера обслуживания. Осуществляемое в этих учебных заведениях образование, юридически относящееся к высшему, все чаще выделяют как особый краткосрочный тип высшего профессионального образования, называемый термином «третичный Б» (tertiary В), в отличие от «третичного А» (tertiary А), который ассоциируется с образовательными программами, ведущими, как минимум, к университетской степени бакалавра.

     В последующие периоды продолжалось структурное преобразование высшей школы, происходившее по трем следующим основным направлениям:

автономия, под которой понимается децентрализация управления высшей школой на всех уровнях и расширение автономных прав учебных заведений и подразделений;

участие, предполагающее большую причастность студентов и преподавательского корпуса, а также, представителей деловых кругов и других заинтересованных слоев общества
к решению вопросов, определяющих развитие и функционирование вузов, и к непосредственному управлению вузами;

многодисциплинарность, являющаяся фактически основным направлением всех реформ высшей школы Франции.

Практическое осуществление многодисциплинарности вылилось в радикальную перестройку существовавших ранее вузовских структур, что заняло по времени период около 30 лет. В результате основные организационные компоненты вузов - узкоспециальные или узкодисциплинарные факультеты и кафедры были заменены новыми междисциплинарными подразделениями, так называемыми учебно-исследовательскими единицами (Unite d`Enseignement et de Recherche или Unite de Formation et de Recherche). Они стали основными центрами принятия решений в университетах, обладающими значительной самостоятельностью в определении целей и содержания обучения и НИР.

Наряду с изменением внутренней структуры университетов была постепенно проведена реструктуризация самих вузов с целью повышения их управляемости и эффективности. Все крупные университеты были расчленены на самостоятельные вузы, имеющие оптимальные размеры и определенную профилизацию, основанные на социально-экономической и региональной целесообразности.

     В последующем реформирование высшей школы Франции продолжалось в соответствии с целями и задачами названного выше Закона об ориентации. С этой целью были приняты новые законы, декреты и многочисленные правительственные постановления. К настоящему времени период коренных структурных преобразований высшего образования считается завершенным и продолжается работа по оптимизации и актуализации существующих структур и организационно-содержательной базы высшей школы. Основные направления деятельности, осуществляемой в этом отношении в настоящее время, следующие:

дальнейшая профессионализация университетского сектора высшего образования за счет открытия в университетах новых специальностей междисциплинарного и «технологического» (прикладного) типа и введения новых, профессионально ориентированных направлений подготовки, в том числе, с более короткими сроками обучения по сравнению с традиционно существующими;

максимально возможная интеграция в университетах, особенно на старших курсах, учебного процесса и НИР, в частности за счет все большей обусловленности финансирования вузов от результатов их исследовательской деятельности и степени вовлеченности в нее преподавателей и студентов;

количественное и качественное расширение короткого «третичного» сектора образования при одновременном расширении для его выпускников возможностей продолжения обучения на более продвинутом уровне;

поддержание высокого качества образования, прежде всего, за счет совершенствования процедур, механизмов и стимулов системы контроля качества;

и, наконец, мероприятия, осуществляемые во Франции в последние годы в связи с реализацией ее активного участия в Болонском процессе. Их назначение - содействовать интеграции образования и науки в рамках объединенной Европы, сохраняя при этом идентичность и высокую конкурентоспособность французской системы образования.

     По последнему из перечисленных направлений деятельности только в апреле 2002 г. было принято три правительственных постановления, регламентирующих введение новых дипломов специалист? и «мастера» (магистра), в соответствии с рекомендациями Болонской декларации.

Качество образования и его контроль

Проблема поддержания высокого качества образования постоянно находится в центре внимания органов управления образованием и общественности. Для решения этой задачи на уровне первой и второй ступени образования в Министерстве национального образования в 1987г. было создано Управление (дирекция) по оценке и планированию, координирующее деятельность в этой области инспекционных подразделений как в центральном ведомстве, так и на местах. Наряду с оценкой образовательных учреждений в задачу Управления по оценке и планированию входит разработка мероприятий по повышению квалификации всех категорий образовательного персонала, а также проведение анализа соответствия педагогических целей и достигаемых результатов при изучении конкретных дисциплин на уровне начальной и средней школ.

Что касается проблемы качества высшего образования, то во Франции, в отличие от других стран отсутствует институт аккредитации учебных заведений или учебных программ. Все государственные вузы считаются аккредитованными, однако они должны обладать правом осуществлять обучение и выдавать дипломы государственного образца, что означает также и возможность получения государственного финансирования. Это право ежегодно подтверждается Министерством национального образования в форме публикуемых официальных списков видов подготовки (наименований дипломов) по всем признанным специальностям с перечислением университетов и других вузов, в которых министерство предусматривает данную подготовку на предстоящий учебный год и соответственно планирует ее финансирование из своего бюджета. Как правило, наблюдаются подвижки в участии вузов в списках, относящихся к тем или иным специальностям или к уровням подготовки. Это связано с ведением новых специальностей и частичным закрытием старых, связанных с колебаниями студенческого состава. В любом случае каждый вуз, претендующий на открытие у себя нового вида подготовки, должен обосновать это право и получает его от министерства в результате длительной процедуры.

Основной формой внешнего контроля высших учебных заведений во Франции в настоящее время является оценка их деятельности. Оценку вузов осуществляет Национальный Комитет по оценке - независимое вневедомственное учреждение, созданное специальным законом от 26 января 1984 года. Обладая административной и финансовой независимостью и располагая необходимыми экспертными возможностями, Национальный комитет по оценке проводит комплексную оценку качества работы вузов согласно отработанной системе критериев и показателей, среди которых важнейшими являются критерии качества обучения и научных исследований.

Оценка высших учебных заведений Комитетом представляет собой некоторую аналогию аттестации вузов в других странах. При этом между оценкой и аттестацией имеются существенные различия как в их процедурах, так и в концептуальном назначении: оценка, в отличие от аттестации, призвана играть информационно-стимулирующую роль и не предназначена осуществлять жесткое ранжирование вузов по принципу «соответствует - не соответствует».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.