Рефераты. Реализация профильного обучения в средней общеобразовательной школе

p align="left">Таким образом, можно выделить несколько вариантов организации профильного обучения.

1) Модель внутришкольной профилизации

В этой модели общеобразовательное учреждение может быть однопрофильным и многопрофильным.

2) Модель сетевой организации

При этой модели профильное обучение учащихся конкретной школы осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных ресурсов иных образовательных учреждений.

При этом не исключается возможность существования универсальных школ и классов, не ориентированных на профильное обучение, и различного рода специализированных общеобразовательных учреждений.

2.5 Взаимосвязь профильного обучения со стандартами общего образования и единым государственным экзаменом

Важна связь профильного обучения на старшей ступени с общей установкой на введение государственного стандарта общего образования. Если модернизация образования предусматривает введение института единого государственного экзамена, если речь идет о становлении общенациональной системы контроля качества образования, то, очевидно, объективность и реализуемость подобной системы может быть обеспечена только введением соответствующих образовательных стандартов не только для базовых общеобразовательных, но и для профильных общеобразовательных предметов. В связи с этим профилизация обучения в старшей школе должна быть прямо соотнесена с вводимым единым государственным экзаменом.

2.6 Элективные курсы в профильном обучении

Элективные курсы - факультативные курсы, направленные как на внутрипрофильную дифференциацию, так и на компенсацию профильной однонаправленности; способствующие углублению индивидуализации профильного обучения, расширению мировоззренческих представлений учащихся.

Курсы по выбору являются обязательной частью содержания профильного обучения.

Учащимся предлагается не менее трех курсов по выбору на одно учебное полугодие. Количество учебных часов, отводимых по учебному плану на каждый из этих курсов, колеблется от 15-16 до 48.

Курсы по выбору могут завершаться как экзаменационными испытаниями, так и защитой выполненного проектного или исследовательского задания.

Курсы по выбору в профильном обучении предполагают заметное сокращение преподавания в классно-урочно-предметной системе за счет использования таких методов, как:

· самостоятельное изучение основной и дополнительной учебной литературы, а также иных источников информации;

· обзорные и установочные лекции;

· лабораторные и лабораторно-практические работы;

· семинары, собеседования, коллоквиумы, дискуссии, творческие встречи и др.

· информационная поддержка с помощью учебных видеофильмов, электронных текстов, Интернета и др.;

· проведение творческих конкурсов, публичных защит проектов;

· проведение эвристических контрольных работ;

· экскурсии на предприятия, специализированные выставки;

· практики на оплачиваемых и учебных рабочих местах;

· самостоятельное трудоустройство и выполнение оплачиваемой работы;

· работа в третьем секторе экономики, волонтерство и др.

Элективные курсы могут быть весьма разнообразными и выбираются, исходя из конкретных условий.

Элективные курсы незаменимы для достижения основных целей образования на старшей ступени школы.

Ограниченное сочетание базовых профильных и элективных предметов позволит достичь целей профильного обучения и реализовать следующие принципы:

1. Принцип региональности определяется существенным различием занятости, рынков труда и образовательных услуг, социальных ожиданий выпускников школы.

2. Принцип вариативности. Развитая вариативная часть профильного обучения условно делится на две - на гимназическое и углубленное реальное.

Гимназическое образование предназначается в первую очередь для тех, кто планирует получать высшее образование в университетах, ведущих целенаправленную подготовку научных кадров.

Углубленное реальное образование предназначается для тех, планирует продолжение образования в высших и средних специальных учебных заведениях, осуществляющих подготовку по массовым профессиям.

3. Принцип индивидуализации предполагает, во-первых, свободу выбора учащимся старших классов профиля обучения, во-вторых, реальную возможность смены профиля на любом этапе обучения, в-третьих, самостоятельное определение целей и задач своего образования с учетом возможностей и способностей, изменений жизненных и профессиональных планов.

4. Принцип продуктивности учебной деятельности предполагает эскалацию проектной деятельности учащихся в профильном обучении.

5. Принцип доступности связан с проблемой представления содержания профильного обучения.

Таблица №1

Цели образования

Примерная тематика элективных курсов

1

Формирование функциональной грамотности

1.1 Работа с книгой

1.2 Графическая грамотность

1.3 Культура общения

1.4 Культура умственного труда

1.5 Развивающие интеллектуальные игры

1.6 «Я» - знания

1.7 Вероятностно-статистический характер современного знания

2

Формирование

технико-технологического мышления

2.1 Основы техники

2.2 «Сумма технологий» материального производства

2.3 Основы материального производства

2.4 Техники решения изобретательских задач

2.5 Основы проектирования и конструирования

2.6 Подготовка материального производства

2.7 Фундаментальная и прикладная науки

2.8 Наука - техника - производство - общество

3

Формирование экономического мышления

3.1 Основные представления о реальном секторе экономики

3.2 Организация материального производства

3.3 Основы производственного менеджмента

3.4 Экспертирование качества товаров и услуг

3.5 Предпринимательство, малый и средний бизнес

3.6 Основы экономической демократии

3.7 Национальные трудовые ресурсы

3.8 Национальная экономическая безопасность

4

Формирование имиджа и культуры поведения

4.1 Психология общения

4.2 Культура поведения

4.3 Стиль личный и фирменный

4.4 Психология отношений «руководитель - подчиненный»

4.5 Деловая карьера

4.6 Здоровье

4.7 Самоимиджирование

5

Развитие гуманитарной образованности специалиста

5.1 Труд людей в зеркале литературы и искусства

5.2 История развития технических идей и техники

5.3 Философия техники

5.4 Популяризация науки и техники

5.5 Педагогические технологии профессионального образования

5.6 Профессионально важные качества личности специалиста

5.7 Индустриальный дизайн

5.8 Инженерная психология

5.9 Инженерное обеспечение архаичных производств

2.7 Профильное обучение как педагогическое явление

Профильное обучение предполагает включение мощного социально-педагогического и психологически-диагностического блока, предоставляющего школьникам возможность не только выяснить свое отношение к тому или иному виду профессиональной деятельности, но и познать свои профессионально важные качества, степень и потенциал их развития.

Можно предположить появление в общеобразовательных учреждениях педагогов и социальных педагогов новой формации, должны выполнять психологоемкую деятельность по информационной и педагогической поддержке социально-профессионального самоопределения учащихся.

Реально спрогнозировать и возможные конфликты с учителями, учениками, родителями, способы их конструктивного разрешения.

Профильное обучение предоставляет человеку свободу «быть другим», поскольку трудовая деятельность в современных условиях ориентирована на возможную смену профессий несколько раз за трудовую жизнь человека.

3. Психолого-педагогические проблемы профильного обучения

План-график введения профильного обучения на старшей ступени общего образования предусматривает широкий переход на профильное обучение в старших классах общеобразовательных учреждений Российской Федерации, который должен начаться с 2006-07 учебного года, а с 2005-06 учебного года - введение предпрофильной подготовки в 9-х классах. С 2003 \ 04 учебного года эксперимент по профильному обучению в десяти регионах, двадцати муниципальных образованиях России. В связи с этим широкомасштабная подготовка к профилизации обучения необходима уже сейчас.

3.1 Основные педагогические проблемы перехода к профильному обучению

а) Номенклатура профилей

Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования предусматривает возможность введения пяти профилей:

1. естественно-математический;

2. социально-экономический;

3. гуманитарный;

4. технологический;

5. универсальный / общеобразовательный.

Предлагается вариант введения десяти профилей: физико-математический, естественнонаучный, информационно-технологический, гуманитарный, филологический, социально-экономический, оборонно-технический, художественный, агротехнологический, индустриально-технологический. При этом ряд традиционных предметов может потерять свою самостоятельность, нарушаются сложившиеся межпредметные связи.

При большом числе направлений профилизации вызывает обеспокоенность статус общеобразовательного направления обучения, в котором преподавание всех учебных дисциплин осуществляется на уровне, достаточном для поступления в ВУЗ любого профиля, что дает возможность профессионального самоопределения по завершении, а не в процессе получения общего образования.

б) Многовариантность форм организации профильного обучения

В модели внутришкольной профилизации общеобразовательное учреждение может быть однопрофильным и многопрофильным. Школа может быть в целом, и не ориентирована на конкретные профили, но за счет значительного увеличения числа элективных курсов предоставлять учащимся возможность реализовать индивидуальные профильные образовательные траектории. Модель сетевой организации может строиться в двух основных вариантах.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.