Связь всех лингвистических дисциплин, изучающих речь, с речевой ситуацией, с условиями протекания речевого акта дает основание говорить о них как о речеведческих дисциплинах, а понятия, рассматриваемые в них, объединить термином -- «речеведческие понятия».
Таким образом, остановившись на психологическом аспекте нашего исследования, мы выделили, что речевая деятельность, как процесс говорения, и развитие речи взаимосвязаны: структура речевой деятельности соотносится с системой работы над связным высказыванием.
В связи с этим наряду с традиционными методами усвоения родной речи в настоящее время используется коммуникативный подход, заключающийся в моделировании речевого высказывания, создании речевой ситуации.
Развитие речи и развитие мышления также взаимосвязаны: психологической основой речи служит мысль, успешное развитие речи возможно на основе развитой системы понятий, в свою очередь овладение языком создает предпосылки для совершенствования мысли, для развития мышления.
Поэтому методика развития речи основывается на психологии и учитывает психологические особенности при разработке различных методов обучения.
1.2. Речь. Виды речи. Функции речи
Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь.
Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, не имеющих еще четкого грамматического оформления, речь постепенно обогащается и усложняется.
Ребенок овладевает фонетическим строем и лексикой, практически усваивает закономерности изменения слов (склонения, спряжения и пр.) и их сочетания, логику и композицию высказываний, овладевает диалогом и монологом, различными жанрами и стилями, развивается меткость и выразительность его речи.
Всем этим богатством ребенок овладевает не пассивно, а активно -- в процессе своей речевой практики.
Речь -- это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка (слов, их сочетаний, предложений и пр.).
Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей.
Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника -- средством успешного обучения в школе.
Речь -- способ познания действительности. С одной стороны, богатство речи в большой степени зависит от обогащения ребенка новыми представлениями и понятиями; с другой -- хорошее владение языком, речью способствует познанию сложных связей в природе и в жизни общества.
Дети с хорошо развитой речью всегда успешнее учатся по разным предметам.
Могут быть выделены следующие периоды речевого развития человека:
· младенческий возраст -- до 1 года -- гуление, лепет;
· ранний возраст -- от 1 года до 3 лет -- овладение слоговым и звуковым составом слова, простейшими связями слов в предложении; речь диалогическая, ситуативная;
· дошкольный возраст -- от 3 до 6 лет -- появление монологической, контекстной речи; появление форм внутренней речи;
· младший школьный возраст -- от 6 до 10 лет -- осознание форм речи (звукового состава слов, лексики, грамматического строя), овладение письменной речью, понятием о литературном языке и норме, интенсивное развитие монолога;
· средний школьный возраст -- от 10 до 15 лет -- овладение литературной нормой, функциональными стилями речи, начало формирования индивидуального стиля речи;
· старший школьный возраст -- от 15 до 17 лет -- совершенствование культуры речи, овладение профессиональными особенностями языка, становление индивидуального стиля.
В лингвистической литературе мы находим следующие определения речи, ср.: С.И.Ожегов дает несколько значений понятия «речь»: это способность говорить (владеть речью, отчетливая речь); разновидность, стиль языка (стихотворная речь, разговорная речь); звучащий язык (русская речь, речь музыкальна); публичное выступление (выступить с речью) [25, с.625].
В лингвистическом энциклопедическом словаре под речью понимается конкретное говорение, протекающее во времени и облаченное в звуковую или письменную форму [18, с.469].
Руководство развитием речи не может не учитывать особенностей речи, ее видов.
Основанием классификации разновидностей речи могут быть различные факторы.
Речь в первую очередь подразделяется на внешнюю и внутреннюю.
Внешняя речь -- это речь, облеченная в звуки или в графические знаки, обращенная к другим.
Внутренняя речь -- это не произнесенная и не написанная, «мысленная» речь, она обращена как бы к самому себе.
В зависимости от формы обмена информацией - с помощью звуков или с помощью письменных знаков выделяют устную и письменную речь.
Устная речь -- звуковая, она характеризуется определенными информационными средствами (темп речи -- ускорение или замедление, повышение и понижение голоса, паузы, логические ударения, эмоциональные окраски и т. п.), может сопровождаться мимикой и жестами; говорящий может использовать наглядные средства, обратиться к ситуации.
У говорящего легче устанавливается контакт с аудиторией (или с собеседником), так как он видит ее реакцию и может вовремя перестроиться. Следовательно, устная речь, по сравнению с письменной, обладает большими выразительными возможностями, может оказать более сильное непосредственное воздействие на слушателей. В этом ее достоинства.
Недостатки устной речи определяются ее неподготовленностью. Как правило, говорящий устно не имеет времени для обдумывания композиции, плана своего высказывания, для отбора слов. Здесь нужна высокая готовность речи, значительный объем оперативной памяти и развитая способность упреждающего синтеза.
Поэтому в устной речи синтаксис проще, предложения короче, выше повторяемость слов, нередки ошибки: незаконченность начатых предложений, неправильное их построение, неточный выбор слова, неправильное образование морфологических форм и т. п.
Письменная речь всегда полнее и сложнее устной (особенно монолог): крупнее предложения, больше сложных предложений, чаще употребляются конструкции, осложняющие предложение, больше книжных слов.
Как показали исследования, даже размер целого рассказа (сочинения) в письменном варианте в среднем больше по объему, чем в устном варианте. Все это объясняется возможностью подготовить, обдумать письменное высказывание, причем эта подготовка проходит не только в форме внутренней речи, но и устно.
Письменная речь, особенно в начальных классах, протекает значительно медленнее, чем устная, так как дети еще не овладели навыком скорописи. Поэтому у некоторых детей сам процесс написания превращается в самоцель, а это отрицательно сказывается на содержании написанного сочинения. Следовательно, очень важно добиться, чтобы для каждого ученика всегда главным, ведущим было содержание, чтобы школьники постоянно искали наилучшие формы выражения подготовленного содержания сочинения.
В письменной речи невозможны паузы, логические ударения и другие вспомогательные средства, играющие столь важную роль в устной речи. Этот недостаток письменной речи компенсируется отчасти знаками препинания, делением текста на абзацы, выделением слов шрифтом и некоторыми другими средствами.
Огромную роль в письменной речи играют орфография и пунктуация (аналогичную роль в устной речи играет орфоэпия).
По количеству активных участников акта коммуникации речь может быть представлена в виде монолога или диалога.
Монолог - развернутое высказывание одного лица.
Диалог - разговор двух или нескольких лиц, форма речи, состоящая из обмена репликами.
По наличию содержательно - смысловых и коммуникативно - структурных признаков текста выделяют функционально - смысловые типы речи - описание, повествование, рассуждение.
По функционированию речи в той или иной социально значимой сфере общественной практики выделяют функциональные стили.
На процесс речи влияют психологические и социально - ролевые характеристики.
К психологическим структурным компонентам относятся намерение и цель высказывания. К социально - ролевым структурным компонентам акта речевой коммуникации относятся статусные и ситуативные роли участников общения и стилевые приемы.
Функции речи связаны с ее сущностью и взаимосвязаны между собой.
1. Одна из основных функций речи состоит в оформлении мысли, в ее выражении.
2. Коммуникативная функция заключается в том, что речь служит средством человеческого общения (человеческая речь возникает в ответ на необходимость вступить в общение или сообщить что - либо, поэтому речь определяют как использование языка в коммуникативных целях).
3. Эмоциональная, проявляющая в способности выражать чувства и эмоции говорящих.
4. Волюнтативная (функция воздействия) - при помощи языка человек может воздействовать на кого - либо.
Как мы видим, речь - это один из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта.
Основными функциями речи являются функции общения, эмоционального самовыражения и воздействия.
Развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника -- средством успешного обучения в школе.
Поэтому одним из основных аспектов работы на уроках русского языка уже в начальных классах является развитие речи, включающее обучение нормам литературного языка, работу по обогащению словаря и грамматического строя речи, развитие связной (монологической) речи.
1.3 Особенности развития речевого развития младших школьников
Существует несколько условий, без соблюдения которых речевая деятельность невозможна, а, следовательно, невозможно и успешное развитие речи учащихся.
Первым условием возникновения и развития речи человека является потребность высказываний. Без потребности выразить свои стремления, чувства, мысли не заговорили бы ни маленький ребенок, ни человечество в своем историческом развитии.
Следовательно, методическим условием развития речи учащихся является создание ситуаций, вызывающих у школьников потребности высказываний, желание и необходимость что-то высказать устно или письменно.
Второе условие любого речевого высказывания -- это наличие содержания, материала, то есть того, о чем нужно сказать. Чем этот материал полнее, богаче, ценнее, тем содержательнее высказывание.
Четкость, логичность речи зависит от того, насколько богат и насколько подготовлен материал.
Следовательно, методическим условием развития речи учащихся является тщательная подготовка материала для речевых упражнений (рассказов, сочинений и пр.), забота о том, чтобы речь детей была по-настоящему содержательной.
Выражение мысли и общение между людьми возможно только с помощью общепонятных знаков, то есть главным образом слов, их сочетаний, различных оборотов речи.
Поэтому третье условие успешного речевого развития -- это вооружение средствами языка. Детям нужно дать образцы языка, создать для них хорошую речевую среду.
Страницы: 1, 2, 3, 4