Рефераты. Рефлексивность как профессионально значимое личностное качество учителя-логопеда

p align="left">Если непосредственные переживания блокируются или искажаются и становится невозможным их адекватное подключение к Я-концепции, возникает дезадаптация. Роджерс рассматривает дезадаптацию как состояние несоответствия, внутреннего диссонанса, причем главный его источник заключается в потенциальном конфликте между установками личностного Я и непосредственным опытом индивида. Такое несоответствие может возникнуть в тех случаях, когда Я-концепция чрезмерно обусловлена ценностями и представлениями, исходящими от других людей и интернализованными индивидом. Внутренний конфликт такого рода возникает у человека в том случае, если его Я-концепция сильно акцентирует любовь к другим людям и заботу о них, а жизненная ситуация такова, что он находится в агрессивном состоянии под воздействием фрустрации. Чувства эти могут блокироваться, поскольку Я-концепция этого человека не может смириться с мыслью о том, что он способен испытывать ненависть. Роджерс приводит такой пример: мать, которая не в состоянии признаться в своих агрессивных чувствах по отношению к собственному ребенку, воспринимает его поведение как плохое и заслуживающее наказания. Тогда она может быть с ним агрессивна, не разрушая при этом своего образа "хорошей и любящей матери".

Часто причины такого несоответствия между Я-концепцией и организмическими чувствами следует искать в ранних периодах жизни. Нередко условием родительской любви и хорошего отношения является отказ ребенка от своих истинных чувств. Если он действительно злится на мать, то он - плохой мальчик, человек недостойный. К воспитании детей Роджерс считает важным не требовать от них, чтобы в качестве условия родительского расположения они отказывались от своих подлинных чувств или искажали их, хотя родители не вправе требовать от детей подавления открытого выражения этих чувств. Роджерс придерживается такой точки зрения: родителям следует указывать ребенку, что хотя его чувства и понятны, тем не менее, непозволительно руководствоваться ими в своих действиях, поскольку подобное поведение может принести вред или причинить страдание близким. Однако нельзя выражать неодобрение по поводу самого факта наличия у ребенка этих негативных чувств. Ребенку следует не отказываться от них, а быть сдержанным в их проявлении. Это в значительной степени помогает избежать дезадаптации впоследствии.

Роджерс считает природу человека, по существу позитивной, движущейся к зрелости, социализации и самоактуализации. По его мнению, Фрейд нарисовал картину человека, в глубине души иррационального, несоциализированного, разрушительного по отношению к собственному Я и к другим. Роджерс вполне допускает, что индивид может иногда проявлять себя подобным образом, но в это время он действует как невротик, а не как здоровый человек. Когда человек ощущает психологическую свободу, он открыт опыту и может действовать в позитивной, доверительной и конструктивной манере.

Итак, в целом феноменалистический подход предстает, как часть важных попыток ряда психологов разобраться в том, что касается непосредственного опыта человека, путем рассмотрения его реального поведения. У этого подхода тем, но менее есть два важных потенциальных ограничения: он может исключать из рассмотрения некоторые весьма существенные переменные и может приводить к ненаучным спекулятивным построениям.

Таким образом, Я-концепция представляет собой совокупность всех представлений индивида о себе и включает убеждения, оценки и тенденции поведения. В силу этого Я-концепции можно рассматривать как свойственный каждому индивиду набор установок, направленных на самого себя.

Я-концепция является важным фактором организации психики и поведения индивида, поскольку определяет интерпретацию опыта и служит источником ожиданий индивида. В области теоретической психологии первые работы, содержащие представления о Я-концепции, принадлежат Джемсу, Кули и Миду.

Джемс постулировал различие двух аспектов, свойственных интегральному Я: Я-сознающее - рефлексивно-процессуальное и Я - как объект - содержание сознания, в котором в свою очередь можно выделить такие аспекты, как духовное Я, материальное Я, социальное Я, физическое Я.

Феноменалистический подход в понимании Я-концепции, развитый Роджерсом, основывается на следующих положениях:

· поведение зависит от ракурса индивидуального восприятия;

· этот ракурс по своей природе субъективен;

· всякое восприятие индивида преломляется в феноменальном поле его сознания, центром которого является Я-концепция,

· Я-концепция - это одновременно и представление, и внутренняя сущность индивида, которая тяготеет к ценностям, имеющим культурное происхождение,

· соответственно Я-концепция регулирует поведение;

· Я-концепция обладает относительной стабильностью и обусловливает довольно устойчивые схемы поведения;

· расхождения между опытом индивида и его Я-концепцией нейтрализуются с помощью механизмов психологической защиты;

· главным побуждением всякого человека является стремление к самоактуализации.

В зависимости от того, на каком уровне -- организма, социального индивида или личности -- проявляется активность человека, в Я-концепции выделяют:

- физический Я-образ (схема тела), вызывающийся потребностью в физическом благополучии организма;

- социальные идентичности: половую, возрастную, этническую, гражданскую, социально-ролевую, связанные с потребностью человека в принадлежности к общности и стремлением быть в этой общности;

- дифференцирующий образ Я, характеризующий знание о себе в сравнении с другими людьми и придающий индивиду ощущение собственной уникальности, обеспечивающий потребности в самоопределении и самореализации (В. В. Столин) (29).

Существуют и другие варианты:

- неосознанные, представленные только в переживании, установки по отношению к себе,

- частные, парциальные самооценки,

- относительно целостная Я-концепция,

Я-концепция как часть системы ценностных ориентации личности и др. (12).

Кроме того, Я-концепция описывается с точки зрения содержания и характера представлений о себе, сложности и дифференцированности этих представлений, их субъективной значимости для личности, а также внутренней цельности и последовательности, согласованности, преемственности и устойчивости во времени (Я-прошлое -- Я-настоящее -- Я-будущее) (М. Розенберг, Е. Т. Соколова) (26).

Выделяются также динамическое Я (как, по моим представлению человека, он изменяется, развивается, каким стремится стать), «представляемое Я», «Я-маска», «фантастическое Я» и т. п. Расхождение между «идеальным Я» и «реальным Я» служит важным источником развития, однако существенные противоречия между ними могут стать источником внутриличностных конфликтов и негативных переживаний.

Важнейшей функцией Я-концепции является обеспечение внутренней согласованности личности, относительной устойчивости ее поведения. Развитие личности, ее деятельность и поведение находятся под существенным влиянием Я-концепции.

Я-концепция формируется под воздействием жизненного опыта человека, прежде всего детско-родителъских отношений, однако достаточно рано она сама приобретает активную роль, влияя на интерпретацию этого опыта, на те цели, которые индивид ставит перед собой, на соответствующую систему ожиданий, прогнозов относительно будущего, оценку их достижения и тем самым на собственное становление.

Соотношение понятий Я-концепции и самосознания точно не определено. Часто они выступают как синонимы. Вместе с тем существует тенденция рассматривать Я-концепцию в отличие от самосознания, как результат, итоговый продукт процессов самосознания.

1.3. Профессиональная Я-концепция педагога

В психологии принято выделять две формы Я-концепции -- реальную и идеальную. Возможны и более частные ее виды, на-пример, профессиональная Я-концепция личности или Я - профессиональное. В свою очередь, профессиональная Я-концепция личности также может быть реальной и идеальной.

Несмотря на очевидную близость, психологические понятия самооценки и Я-концепции имеют отличия. Я-концепция представляет набор скорее описатель-ных, чем оценочных представлений о себе. Хотя, конечно, та или иная часть Я-концепции может быть окрашена положительно или отрицательно. Понятие самооценки, наоборот, непосредственно связано с тем, как человек оценивает свои собственные качества. Заметим, что одни и те же качества могут интерпретироваться одним человеком в позитивном плане (и тогда они повышают самооценку), а другим -- в негативном (и тогда они ее, естественно, понижают). В целом понятие «Я-концепция» шире понятия «самооценка». Профессиональная самооценка может быть рассмотрена как в структуре важнейший элемент профессио-нальной Я-концепции личности.

Самооценка является понятием более частным в сравнении с понятием «самоотношение», которое описывает общую направленность и «знак» отношения
человека к самому себе. Самооценка является конкретным выражением самоот-ношения, часто представляемым даже количественно. Отношение человека к са-мому себе является наиболее поздним образованием в картине мира (Б. Ананьев,
В. Мясищев) (1, 16). Однако, несмотря на это (а может быть, именно
благодаря этому), в структуре отношений личности самооценке принадлежит осо-бо важное место.

В структуре самооценки вообще и профессиональной самооценки в особен-ности целесообразно выделять: а) операционально-деятельностный и б) личностный аспекты. Операционально-деятельностный аспект самооценки связан с оцен-кой себя как субъекта деятельности и выражается в оценке своего профессио-нального уровня (сформированности умений и навыков) и уровня компетентности (системы знаний). Личностный аспект профессиональной самооценки выражает-ся в оценке своих личностных качеств в связи с идеалом образа «Я-профессионального». Самооценка по этим двум аспектам не обязательно согласованна. Рассогласование самооценки по операционально-деятельностному и личностному аспектам влияет на профессиональную адаптацию, профессиональную успешность и профессиональное развитие.

В структуре профессиональной самооценки целесообразно также выделять: а) самооценку результата и б) самооценку потенциала. Самооценка результата связана с оценкой достигнутого (в общем и парциальном аспекте) и отражает удовлетворенность/неудовлетворенность достижениями. Самооценка потенциа-ла связана с оценкой своих профессиональных возможностей и отражает, таким образом, веру в себя и уверенность в своих силах. Низкая самооценка результата вовсе не обязательно говорит о «комплексе профессиональной неполноценнос-ти». Напротив, низкая самооценка результата в сочетании с высокой самооценкой потенциала является фактором профессионального саморазвития. Указанный са-мооценочный паттерн лежит в основе позитивной мотивации саморазвития и коррелирует с социальным и профессиональным успехом личности, в том числе и в педагогической деятельности. К настоящему моменту сделано уже достаточ-но эмпирических наблюдений (А. А. Деркач, А. А. Реан), подкреп-ляющих сделанные нами обобщения (8, 22).

В теоретическом и прикладном плане важно изучать не просто недифферен-цированную самооценку, а конкретные ее составляющие и их соотношение. Имен-но с самооценочными паттернами, а не с упрощенной обобщенной самооценкой связаны объяснительные механизмы профессиональной успешности и динамич-ного профессионального развития личности.

1.4. Рефлексивность и самопознание в структуре личности

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.