Рефераты. Родительская газета, как форма взаимодействия ДОУ и семьи

p align="left">* Математика - это не только счет. Воспитатели анализируют готовность детей к школе по математике, выделяют проблемные поля, предлагают варианты совместной деятельности по оказанию помощи детям.

* Как хорошо уметь читать! Все об обучении грамоте, о наших личных, родителями и детьми сделанных, азбуках.

* В какую школу отдать ребенка? Почти весь номер отдан завучам ближайших школ для презентации своих первых классов. Здесь же предупреждение психолога: не перегружайте ребенка! Будьте внимательны к его здоровью, его эмоциональному состоянию.

* До свиданья, детский сад! Наши напутствия выпускникам, благодарности родителей и детей педагогам детского сада.

Авторами газеты в равной степени являются педагоги ДОУ, студенты-практиканты педагогического колледжа, родители. Если говорить о родителях, то чаще всего опытом семейного воспитания делятся мамы, реже папы. Эти статьи всегда находят отклик у наших читателей. Такому опыту легко подражать, ведь социальная ситуация примерно одинакова у всех родителей: большинство из них - молодые мамы и папы, одинакового возраста у них дети, воспитательные возможности тоже примерно равны. Иногда через газету родители объявляют конкурс, например Кто первым решит головоломку? с последующим награждением символическими, но приятными призами. И совсем неважно, что головоломка взята из книги, а не придумана самими родителями, ценно другое: желание включиться в педагогический процесс детского сада. "Мы с дочкой научились этому, нам это нравится, порадуйтесь и вы."

Почти в каждой газете выделяется место для того, чтобы отметить родителей, оказавших помощь группе в данном месяце. Рубрики называются по-разному: "Большое спасибо!", "Примите наши благодарности!", "И что бы мы без вас делали!" - а суть одна и та же: поблагодарить родителей, показать им свою признательность за доброе дело, убедить всех, что участие мам и пап в делах группы помогает в воспитании детей.

Без родителей сложно организовать экскурсии, а автобус, которые предоставляет Иван Сергеевич, Алешин папа, дает возможность вывезти детей в лес, на речку. Наталья Олеговна, Ксюшина мама, не только покупает билеты в театр, но и сопровождает детей вместе с воспитателем. Анна Петровна сшила кукольную одежду, Антон Николаевич отремонтировал дверь. Все это необходимо для успешной работы с дошкольниками и мы благодарны родителям.

Неоднократно мы слышали реплики: "А вот про нашего папу написано" - сообщает своему ребенку, а, заодно, стоящим рядом родителям, довольная мама. Это всегда приятно. Поэтому родители не просто выполняют наши просьбы, но и сами предлагают помощь.

Конечно, в нашей газете никогда не клеймят позором, никого ни разу не пригвоздили к позорному столбу. У нас другие цели. Главное -интересный опыт воспитания сделать достоянием каждого и преподнести его так, чтобы самым безразличным родителям захотелось сделать что-то похожее. И еще одно: нельзя допускать, чтобы в газете из номера в номер речь шла об одних и тех же детях. Мы стараемся показать родителям: все дети в группе равны, все они особенные, а мы, взрослые, видим своеобразие каждого ребенка и учитываем его в воспитании и обучении.

Издание газеты - дело хлопотное и недешевое, но и здесь помогают родители. Сбор материалов осуществляют воспитатели, редакционная работ и компьютерная верстка остаются за старшим воспитателем, а тиражирование - дело родителей.

Мы выпускаем газету вместе с педагогами детского сада, начиная с первого курса. За это время выпустили девять газет для разных возрастных групп на следующие темы:

· «Хвалим, наказываем, поощряем»;

· «Пусть всегда будет мама»;

· «Сто тысяч Почему»;

· «Зверье мое»;

· «В школу мы теперь пойдем»;

Подготовка газет предполагала следующую последовательность работы:

1. Подготовить выпуск газеты для родителей;

2. Собрать информацию у детей;

3. Собрать информацию у родителей;

4. Проанализировать собранную информацию, обработать ее, подготовить статьи для газеты;

5. Подготовить вводную редакционную статью о детских познавательных интересах и способах их развития;

6. Попросить родителей написать заметку;

7. Совместно с воспитателем составить информацию в разделе «Мы вам очень благодарны»;

8. Набрать газету, подобрать иллюстративный материал;

9. Размножить газеты.

2.3 Эффективность использования газеты, как формы педагогического информирования родителей

На протяжении года мы собирали информацию об эффективности газеты для родителей с целью прогнозирования возможных условий, средств и методов ее улучшения.

В качестве методов изучения мнения родителей по поводу газеты, использовались анкеты (анонимные, чтобы обеспечить достоверность информации), беседы с родителями, их высказывания в ходе собраний-студий, консультаций.

Обработанные данные показали:

7% родителей отметили, что газета помогла (в какой-то степени) сократить "проблемное поле" семьи, изменить характер семейных отношений;

14% родителей считают, что газета вызвала интерес к самовоспитанию и самообразованию в педагогической области; они стали читать специальную литературу для родителей, слушать теле и радио передачи по вопросам воспитания;

21% родителей указали, что в газете познакомились с интересным опытом воспитания детей и применили его в собственной практике. Это значит, что газета сделала доступной информацию, которая обогатила образовательный процесс, раздвинула рамки традиционных контактов, показала, как члены семьи могут разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, как находки одной семьи в воспитании становятся достоянием многих.

49% родителей отметили, что с радостью находили материалы о своих детях, узнавали их с новой стороны. Положительные эмоции свидетельствуют о том, что газета внесла определенный вклад в установление доброжелательных взаимоотношений между воспитателями и родителями. Эти отношения можно считать оптимальными, т.к. обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Родители уверены в хорошем отношении педагога к ребенку, чувствуют компетентность педагога в вопросах воспитания, ценят его личностные качества: заботливость, гибкость, внимание к ребенку;

9% родителей указали, что благодарности, высказанные педагогами через газету за оказанную помощь группе, стимулировали их включение в педагогический процесс, расширили спектр совместных дел.

Таким образом, можно говорить о достаточно высокой эффективности газеты для родителей как формы педагогического просвещения семей воспитанников. Вместе с другими формами: собраниями-студиями, консультациями, беседами, "круглыми столами", "педагогическими гостиными" она обеспечивает формирование актуальных для родителей каждой возрастной группы педагогических знаний и некоторых воспитательных умений, помогает педагогам убедить родителей, что нас связывают общие интересы: здоровье, полноценное и своевременное развитие каждого ребенка. Через газету мы показываем, что родители имеют право рассчитывать на помощь специалистов ДОУ, мы всегда учитываем ценности семьи, ее стратегию в вопросах воспитания, никогда не вмешиваемся в ее интимный мир.

Положительные результаты в использовании родительской газеты, как формы взаимодействия с семьями достигнуты еще и потому, что в подготовке и выпуске газет активно участвовали многие члены педагогического коллектива и родители.

Газета для родителей всегда вызывает интерес у слушателей курсов повышения квалификации педагогов ДОУ, которые проходят на базе нашего детского сада.

Обобщенный опыт ДОУ №57 стал основой статьи, подготовленной для участия во II всероссийской интернетконфернции преподавателей и студентов педагогический колледжей и педагогических училищ в 2006 году. Работа отмечена Грамотой (приложение №7).

Вместе с преподавателем колледжа и воспитателями ДОУ подбирали материалы для статьи «Учимся работать с родителями», опубликованной в журнале «Ребенок в детском саду» №5 2006 г.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теоретическое изучение проблемы исследования и результаты практической работы подтвердили корректность выдвинутой гипотезы и позволили сформулировать следующие выводы:

1. Семья - важнейший социальный институт, обеспечивающий наиболее благоприятные условия для воспитания и развития ребенка.

Семья воспринимает и передает детям культурные и моральные ценности общества. « Семья есть первичное лоно человеческой духовности; а потому и всей духовной культуры, и, прежде всего - Родины», писал И.А.Ильин.

2. Родители составляют первую общественную среду для ребенка. Родители являются образцами, на которые ребенок ориентируется ежедневно. Личность родителей играет существеннейшую роль в жизни каждого человека. По конституции РФ родители обязаны заботиться о воспитании своих детей.

3. Цель и мотив воспитания ребенка - это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям, а значит нравственно богатая, жизнь ребенка. На созидания такой жизни и должно быть направлено семейной воспитание.

4. Только при уверенности ребенка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения.

Задача педагога - объяснить любящим родителям, что их педагогическая грамотность зависит, прежде всего, от них самих, от их желания разобраться в сложном и трудном процессе становления и развития личности; указать пути и условия формирования нравственности ребёнка.

5. В теории и практике разработаны и апробированы разнообразные формы и методы взаимодействия ДОУ и семьи. Их применение зависит от профессионализма и опыта педагогов, от особенностей контингента родителей.

6. Родительская газета - современная форма взаимодействия педагогов и родителей, она обеспечивает информирование родителей о методах воспитания детей, позволяет обмениваться опытом семейного воспитания.

Газета для родителей, как форма взаимодействия ДОУ и семьи способствует установлению сотрудничества, взаимопонимания между субъектами целостного педагогического процесса.

7. Родительская газета вызывает интерес у читателей, если она ориентированна на потребности конкретных родителей данной группы, отвечает на их запросы, в разных формах показывает заинтересованное отношение к ребенку.

8. Родительская газета - одна из форм взаимодействия с семьями, ее эффект усиливается, если газета включается в общую систему совместной работы ( беседы, собрания-студии, консультации, газета)

9. Цель исследования достигнута, поставленные задачи решены в полной мере, выдвинутая гипотеза подтверждена.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Арнаутова, Е.П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях / Е.П. Арнаутова // Детский сад от А до Я. - 2004. - №4. - с. 23-35.

2. Варюхина, С.И. Истоки доброты / С. И. Варюхина. - Минск. : 1987.

3. Гребенников, И.В. Воспитательный климат семьи / И.В. Гребенников. - М.: 1975.

4. Детский сад и семья / Подгот. Т.А. Марковой, В.Р. Ничаевой, Л.В. Загиг, В.М. Ивановой [и др.] ; под ред. Т.А.Марковой. - М.: Просвещение, 1981.

5. Доронова, Т.Н. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство развития: методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И. Мусиенко. - М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 2001.-224 с.

6. Захаров, А.И. Как преодолеть страхи у детей / А.И. Захаров. - М.: Педагогика, 1986.- 112 с.

7. Ильин, И.А. Душа ребенка / И.А. Ильин // Очаг. - 1993. - № 9.

8. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова.- 3-е изд., исправ. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 416 с.

9. Коменский, Я.А. Материнская школа // Мчелидзе, Н.Б. [ и др.] ; История дошкольной зарубежной педагогики. Хрестоматия, - М.: Просвещение, 1974.

10. Лешли, Д. Работа с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы / Д.Лешли. - М.: Просвещение, 1968.

11. Макаренко, А.С. Книга для родителей / А.С. Макаренко. - М.: Просвещение, 1968.

12. Маркова, Т.А. Воспитание дошкольников в семье / Т.А. Маркова. - М.: 1979.

13. Махов, Ф.С. Кого мы растим: Беседы о материнском и отцовском воспитании / Ф.С. Махов.- М.: Профиздат, 1989.

14. Мухина, В. Возрастная психология / В. Мухина. - М.: 1998.

15. Новиков, Н.И. Из трактата «О воспитании и наставлении детей» // Умом и сердцем / Н.И. Новиков. - М.: 1989.

16. Оклендер, В. Окна в мир ребенка / В. Оклендер.-М.: 1997.

17. Розанов, В.В. Сумерки просвещения / В.В. Розанов.-М.: 1990.

18. Скинер, Р. Семья и как в ней уцелеть / Р. Скинер, Д. Клиз. - М.: 1995.

19. Спок, Б. Разговор с матерью: Кн. О воспитании. Пер. с англ. / Б. Спок. - М.: Политиздат. 1991.

20. Усова, А. Обучение в детском саду / А. Усова.- М.: 1970.

21. Фолкен, Ч.Т. Психология - это просто / Ч.Т. Фолкин. - М.: Агенство «ФАНР», 1998.

22. Этика и психология семейной жизни: Проб. Пособие для учителя / И.В. Гребенников, И.В. Дубровина, Г.А. Разумихина [и др.] ; под ред. И.В. Гребенникова. - М.: Просвещение, 1984. - 256 с.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.