Рефераты. Роль дидактических игр и упражнений в развитии представлений о геометрических фигурах

p align="left">Д/у "Домино"

Цель: Развитие умений выделять и абстрагировать цвет, форму, размер; сравнивать предметы по заданным свойствам.

Материал: логические фигуры.

Ход игры:

Фигуры делятся между игроками поровну. В правилах игры указываются три свойства: ходить фигурами такого же цвета, но другими по размеру и форме, или фигурами такого же размера, но другими по форме и цвету; фигурами другого цвета, размера и формы.

Д/у "Чем похожи домики?"

Цель: Упражнять детей в самостоятельном решении задач, в умении доказывать его правильность или ошибочность с помощью анализа групп фигур, сопоставления обобщенных признаков одной и другой групп.

Материал: См. Приложение № 4.

Ход игры:

Ребята, рассмотрите домики и ответьте, из каких фигур они построены.

Чем они похожи?

Д/у "Из каких фигур сложены предметы?"

Цель: Учить различать геометрические фигуры по форме, путем сопоставления элементарных фигур; узнавание знакомых форм в рисунке.

Материал: См. Приложение № 5.

Ход игры:

Рассмотрите рисунок и назовите все фигуры, из которых сложены дом, машина, ракета, качель.

Д/у "Закрась лишнюю фигуру"

Цель: учить решать логическую задачу на сходства и различие.

Материал: См. Приложение № 6.

Ход игры:

Закрасьте лишнюю фигуру.

Почему закрасили именно ее?

Как называется геометрическая фигура, которую вы закрасили?

А как называются остальные фигуры?

8. Д/у "Какая геометрическая фигура лишняя".

Цель: Учить решать логическую задачу на сходства и различие, на нахождение пропущенной фигуры.

Материал: См. Приложение № 7.

Ход игры:

Которая из геометрических фигур здесь лишняя и почему?

9. Д/и "Где чей гараж"

Цель: Развитие умений классифицировать.

Материал: Логические фигуры, таблицы с изображением дорог и гаражей. См. Приложение № 8.

Ход игры:

Ребята, у вас у каждого таблица и блоки. Таблица - это гараж, а блоки - машины. Нужно поставить каждую машину в свой гараж. Знаки на развилке дорог показывают, на какую дорогу должна свернуть машина.

Д/и "Где спрятался мышонок?"

Цель: Развитие логического мышления, умение кодировать информацию о свойствах предметов с помощью знаков - символов.

Материал: фланелеграф, логические блоки, карточки с обозначением свойств, мышонок. См. Приложение № 9.

Ход игры:

Я с помощью карточек обозначаю три свойства того блока, под которым спрятался мышонок. Свойства блока я обозначаю перечеркнутыми и неперечеркнутыми знаками.

Д/и "Придумай свой орнамент"

Цель: Учить детей анализировать способ расположения частей, составлять фигуры - силуэт, ориентируясь на образец.

Материал: набор фигур к игре "Танграм"; образец См. Приложение № 10.

Ход игры:

Посмотрите внимательно на фигуры-силуэты, которые составлены из 7 фигур. Из каких геометрических фигур они составлены?

Возьмите фигуры и составьте свой орнамент.

ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Цель: Закрепить и расширить знания детей по определению выявлять свойства геометрических фигур.

Задачи:

Закрепить и расширить знания и умения выявлять и абстрагировать свойства.

Продолжать учить и закреплять умения сравнивать предметы по их свойствам.

Продолжать обучать детей практическим умениям в определении классификации и обобщений; способности к логическим действиям и операциям.

Методы исследования:

дидактические игры;

дидактические упражнения;

Организация детей:

на занятиях;

в свободное для игры, время;

небольшими подгруппами до пяти человек и индивидуально.

Для формирования знаний по определению выявлять свойства геометрических фигур были проведены следующие дидактические игры и упражнения.

"Построй дом", "Две дорожки", "Найди кошку", "Засели домики", "Игра с двумя обручами", "Загадки без слов", "Найди и закрась", "Закрась правильно", "Чудесный мешочек", "Выложи предмет".

Д/и "Построй дом"

Цель: Развитие способности к абстрагированию, анализу, декодированию.

Материал: логические блоки, мешочек, карточки-домики, прямоугольники по размеру клеток на карточке. См. Приложение № 11.

Ход игры:

Сейчас мы с вами будем строителями. У каждого из вас карточки-домики и прямоугольники-"кирпичики". Ваша задача - построить свой дом. Я по очереди буду вынимать фигуры из мешочка, а тот кто найдет соответствующее обозначение на своей карточке, закрывает его прямоугольником-"кирпичиком".

Д/и "Две дорожки"

Цель: Развитие умений выделять и абстрагировать свойства; сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам.

Материал: логические блоки.

Ход игры:

Каждый участник берет себе из набора 12 разных фигур, перемешивает и складывает стопкой. Играющие по очереди строят дорожки из своих фигур. Сначала первый игрок выкладывает все фигуры перед собой в ряд, начиная с верхней в стопке. Получается дорожка. Второй игрок по порядку к каждой фигуре соперника приставляет свою, начиная с верхней фигуры в своей стопке. Если он находит отличие от его собственной тремя свойствами (формой, цветом и размером), то забирает себе его фигуру. Побеждает тот, кто наберет больше фигур.

Д/у "Найди кошку"

Цель: Учить решать логическую задачу путем зрительного и мыслительного анализа рядов фигур и из 6 предложенных фигур. Упражнять в доказательстве решения.

Материал: См. Приложение № 12.

Ход игры:

Посмотрите внимательно на эту задачу, она нарисована. В третьем ряду, нижнем, одно кошки не хватает, на ее месте стоит знак вопроса. Будем находить кошку по признакам: форме туловища, головы, количество усов и направления головы.

А теперь выберите из 6 предложенных изображений.

Д/и "Засели домики"

Цель: Развитие классификационных умений.

Материал: Логические блоки, карточки с изображением домов. См. Приложение № 13.

Ход игры:

Перед вами - таблица. На ней нарисован новый дом в городе логических фигур. Но жители города - фигуры - никак не могут расселиться в нем. И добрый домовой решил помочь жителям. Он нарисовал вокруг дома знаки подсказки. Знаки показывают, какие фигуры должны поселиться на каждом этаже и в каждом подъезде дома.

Назовите, какие фигуры оказались в каждой клеточке.

Д/и "Игра с двумя обручами"

Цель: Формирование логической операции, обозначаемой союзом "и", классификация по двум свойствам.

Материал: игровой лист с двумя пересекающими обручами, логически блоки. См. Приложение № 14.

Ход игры:

Перед вами игровой лист с двумя пересекающимися обручами и блоки. Сначала надо выяснить, сколько получится мест?

Давайте превратим обручи в клумбы, а блоки в цветы. Внутри красного обруча - клумбы все блоки - цветы красного цвета, а внутри синего - все круглые блоки - цветы.

Какие блоки-цветы лежат внутри двух обручей?

Какие блоки-цветы оказались вне обоих обручей?

Д/и "Загадки без слов"

Цель: Развитие умений расшифровывать (декодировать) информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково-символическим обозначениям.

Материал: Логические блоки, карточки с обозначением свойств. См. Приложение № 9.

Ход игры:

Сейчас мы будем отгадывать необычные загадки. Это загадки без слов. Я буду показывать карточки знаками. Знаки подсказывают, какие фигуры загаданы. А вы отгадайте эти фигуры. Загадывать буду сразу три совместных свойства.

Д/у "Найди и закрась"

Цель: Учить решать логическую задачу на анализ и синтез; закреплять знания о геометрических фигурах: круг, треугольник, овал.

Материал: см. Приложение № 15.

Ход игры:

Из каких геометрических фигур состоит неваляшка?

Из каких геометрических фигур состоит рыбка?

Из каких геометрических фигур состоит заяц?

Раскрась тот рисунок, который составлен из нарисованных внизу геометрических фигур.

Какой предмет закрасили и почему?

Д/у "Закрась правильно"

Цель: Учить решать логическую задачу на анализ и синтез.

Материал: см. Приложение № 16.

Ход игры:

Закрасьте справа геометрические фигуры, из которых составлен зайка.

Какие геометрические фигуры остались не закрашенными?

Д/и "Чудесный мешочек"

Цель: Учит детей выбирать фигуры на ощупь по осязательно воспринимаемому образцу.

Материал: мешочек, 2 набора геометрических фигур: объемный и плоскостной (шарики, конусы, цилиндры, овал, прямоугольные полоски, квадраты, треугольники).

Ход игры:

Мешочек называется чудесным, он не раскроется, пока вы на ощупь не определите, что там находится, и не найдете такой же предмет на столе.

Дети по очереди выполняют задание. Если ребенок правильно назвал фигуру и нашел ее на столе, воспитатель раскрывает мешочек. Ребенок достает фигуру и помещает ее рядом с такой же на столе.

Д/и "Выложи предмет"

Цель: Учить детей анализировать способ расположения частей, составлять фигуру-силуэт, ориентируясь на образец.

Материал: см. приложение № 17.

Ход игры:

Из зоопарка пропали звери. Злой колдун превратил всех зверей в кусочки картона. Давайте вернем зверюшкам прежний вид. Но сначала рассмотрим кусочки картона. На какую игру они похожи?

Посмотрите внимательно на фигуры-силуэты. Из скольки частей они составлены?

Возьмите фигуры и выложите животных по силуэтным изображениям. Может кто-то самостоятельно составит силуэты других зверей, которые могли бы жить в зоопарке.

3.2 Констатирующий эксперимент № 2

Цель: Выявить уровень знаний и умений детей по определению выявлять свойства геометрических фигур.

Задача:

Определить уровень умений выявлять и абстрагировать свойства.

Выявлять умения сравнивать предметы по их свойствам.

Выявлять уровень практических умений в определении классификации обобщения; способностей к логическим действиям и операциям.

Методы исследования:

проведение дидактических игр и упражнений;

обследование продуктивной деятельности детей;

наблюдение.

Организация детей:

В свободное, отведенное для игры время (утренние часы до завтрака, во второй половине дня);

небольшими подгруппами до пяти человек, индивидуально.

Были проведены следующие дидактические игры и упражнения для выявления уровня знаний детей по определению выявлять свойства геометрических фигур. "Необычные фигуры", "Найди пару", "Где чей гараж", "Помоги фигурам выбраться из леса", "Преврати геометрические фигуры в предметы", "Продолжи ряд", "Раздели блоки-3", "Найди недостающий домик", "Игра с тремя обручами", "Сложи узор".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.