Рефераты. Роль и место музыкальной субкультуры в музыкально-эстетическом развитии подростка

p align="left">- Интеллектуальная взрослость. Она выражается в стремлении подростка что-то знать и уметь по-настоящему. Это стимулирует развитие познавательной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы (кружки, музеи и т.п.). Значительный объем знаний у подростков- результат самостоятельной работы. Учение приобретает у таких школьников личный смысл и превращается в самообразование.

Что становится главным для подростка в школе? Дети общаются, их отношения строятся на кодексе товарищества, полного доверия и стремления к абсолютному взаимопониманию. В этот период учебная деятельность для подростка отступает на задний план. Центр жизни переносится из учебной деятельности, хотя она и остается преобладающей, в деятельности общения. Главное происходит на переменах. Туда выплескивается все самое сокровенное, сверхсрочное , неотложное. Интересно складывается система отношений с учителем: то место, которое ребенок занимает внутри коллектива, становится даже важнее оценки учителя. В общении осуществляется отношение к человеку именно как к человеку. Как раз здесь происходит усвоение моральных норм, осваивается система моральных ценностей. Здесь идет мыслимое и воображаемое проигрывание всех самых сложных сторон будущей жизни. Это единственная деятельность, в которой будущая жизнь может быть мысленно «продействована».

Основное новообразование этого возраста - социальное сознание, перенесенное внутрь. По Л.С. Выготскому, это и есть самосознание. Контролирование своего поведения, проектирование его на основе моральных норм - это и есть личность. По Д.Б. Эльконину, все новообразования подросткового возраста, как в капле воды, отражаются в отношении подростка к девушке: достаточно посмотреть на эти отношения, чтобы увидеть всю систему моральных норм, усвоенных личностью.

Характеризуя подростковый возраст, Л.И. Божович писала: « В течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и к самому себе… и развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие, в конечном счете, к той жизненной позиции, с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь».

В переходный период происходят преобразования в самых различных сферах психики. Кардинальные перемены касаются мотивации. В содержании мотивов на первый план выступают мотивы, которые связаны с формирующимся мировоззрением, с планами будущей жизни. Что касается механизма действия мотивов, то они возникают «на основе сознательно поставленной цели и сознательно принятого намерения». Именно в мотивационной сфере, как считала Л.И Божович, находится главное новообразование переходного возраста.

С мотивационной сферой тесно связано нравственное развитие школьника, которое существенным образом изменяется именно в переходном возрасте. Как писала Л.И. Божович, «выражая определенные отношения между людьми, нравственные нормы реализуются в любой деятельности, которая требует общения,- производственной, научной, художественной и др.» Усвоение нравственного образца происходит тогда, когда он совершает реальные нравственные поступки в значимых для него ситуациях. Но это усвоение не всегда проходит гладко. Совершая различные поступки, подросток больше поглощен частным содержанием своих действий. «В результате,- писала Л.И. Божович,- он приучается вести себя соответственно данному образцу, но не может осознавать его обобщенный нравственный смысл». Процессы эти весьма глубинные, поэтому часто изменения, происходящие в области нравственности, остаются не замеченными ни родителями, ни учителем. Но именно в этот период существует возможность оказать нужное педагогическое влияние, потому что вследствие «недостаточной обобщенности нравственного опыта» нравственные убеждения подростка находятся еще в неустойчивом состоянии.

Одновременно с развитием убеждений формируется нравственное мировоззрение, которое представляет собой систему убеждений, что приводит к качественным сдвигам во всей системе потребностей и стремлений подростка.

Еще одно новообразование, возникающее в конце переходного периода, Л.И. Божович называла «самоопределением». С субъективной точки зрения оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой общественно значимой позиции. Самоопределение возникает в конце учебы в школе, когда человек стоит перед необходимостью решать проблему своего будущего. Оно основывается на уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта, предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств, оно опирается на формирующееся мировоззрение подростка и связано с выбором профессии. Оно как системное новообразование, связанное с формированием внутренней позиции взрослого человека, возникает значительно позже и является завершающим последний этап онтогенетического развития личности ребенка.

А в конце переходного периода самоопределение характеризуется не только пониманием самого себя - своих возможностей и стремлений, но и понимание своего места в человеческом обществе и своего назначения в жизни. Обухова Л. Ф., Возрастная психология. Учебник.- М., Российское педагогическое агентство. 1996.

Говоря о роли музыкально-эстетического развития, можно отметить, что проблема совершенствования форм и методов музыкально-эстетического воспитания приобретает сегодня особую актуальность и это связано с тем, что ведущими сферами реализации функции и потенциалов культуры является образование и досуг. Эти две сферы жизнедеятельности находятся в постоянной системной связи и взаимодополняют друг друга.

Не для кого не секрет, что в стадии хронического кризиса находятся театры, клубные учреждения, музеи, библиотеки, кинотеатры. Роль высокого искусства в современной жизни заметно уменьшилась, особенно такого искусства, которое требует от аудитории определенной активности и эстетической культуры. Несмотря на то, что правительство принимает различные меры, направленные на приобщение к культурным ценностям, развитию нравственного и художественно-эстетического образования проблема эта с каждым днем все больше усугубляется.

Реальный процесс музыкально-эстетического развития подростков происходит на уровне музыкального воспитания и образования. В последние десятилетия произошло отчуждение образования от духовности личности. Музыкальное образование потеряло эстетическую ориентацию, превратилось в однонаправленное обучение какому-либо виду исполнительской деятельности, а в современных экономических условиях стало уделом немногих. Сложившаяся кризисная ситуация в массовом музыкальном воспитании привела к потере поколений слушателей, что отразилось на музыкальной жизни общества. Несмотря на то, что по объему обхвата населения музыкальное искусство за счет радио, телевидения носит почти всеобщий характер, живые источники музыкальной культуры - концерты, театры, филармонии посещаются недостаточно интенсивно. А общение с серьезной музыкой рассчитано именно на непосредственное ее восприятие. В результате богатство классической и современной академической традиции, фольклорная культура оказываются недоступными для понимания современного массового слушателя. Между тем, определяющим критерием состояния музыкальной культуры общества, служит отношение слушателей к музыке классических жанров. Следовательно, проблема формирования культуры подростков в настоящее время выдвинута в центр всеобщего внимания.

Формирование профессиональных основ музыкально-эстетической культуры должно включать знания и представления о закономерностях искусства, структуре и восприятии произведения, механизмах функционирования культуры. Эстетическая специфика литературы, музыки, живописи - все эти слагаемые работают на развитие духовного содержания подростка.

Одна из основных задач воспитания - творческое развитие формирующейся личности, которое наиболее эффективно воздействует на подростка, когда он сам является «творцом» и это качество можно реализовать в условиях внеклассной работы. Сущность этого процесса заключается в художественно-воспитательном воздействии на участников через: а) приобретение, создание, хранение, а также распространение и пропаганду художественных ценностей; б) выработку художественных ценностных ориентаций участников коллектива, посредством приобщения человека к искусству.

Таким образом, музыкальное искусство, освоенное чувством и разумом человека, а также практически - через творческую музыкально-эстетическую деятельность, может активно использоваться в воспитательных целях.

В чем же состоит воспитательная направленность музыки?

Ё В современных условиях музыка воплощает в себе совокупный результат осуществления всех возможных функций музыкального искусства в процессе их социальной реализации.

Ё Воспитательная функция музыки - функция высшего порядка, поскольку ее целевое назначение предполагает переход от реализации единичных функций к качественно новому их проявлению в практике воспитания подрастающего поколения.

Ё Воспитательная функция музыки становится ее важнейшей содержательной функцией, определяющей значение музыкального искусства в жизни общества.

В целом современная теоретическая и практическая платформа музыкально-эстетического воспитания подростков предполагает практическую активизацию социально-художественного начала в человеке. Многообразные задачи музыкально-эстетического воспитания (формирование музыкальной культуры, пути развития любви к музыке, вооружение знаниями, помогающими самостоятельно в ней разобраться) являются продуктивными целями гармонического развития, как самого человека, так и совершенствование творческих способностей личности. Князева М.М. Влияние музыкально-эстетического воспитания на развитие личности. М., 1992.

Если говорить о художественных предпочтениях подростков, можно сказать, что большинство старшеклассников не имеет устойчивого художественного вкуса, искусство для них -- главным образом развлечение. Сами они постоянно жалуются на скуку, пустую трату времени и неумение организовать свой досуг. Обращая внимание на роль музыки, можно отметить, что на данный момент лидирующая роль музыки как самого «юношеского» искусства общепризнанна. Благодаря своей экспрессивности, связи с движением и ритмом музыка лучше, чем какое-либо другое искусство, позволяет подростку оформить и выразить свои эмоции, смутные переживания, которые невозможно передать словами, разве что в поэзии: ведь она тоже своего рода музыка.

В отличие от чтения, требующего уединения и сосредоточенности, восприятие музыки может быть как индивидуальным, так и групповым. Создавая общее настроение, музыка является важным средством межличностной коммуникации. В сочетании с танцем или пением она составляет не только фон, но и важный компонент общения.

Привилегированное место музыки в подростковой субкультуре обусловлено также тем, что она творится самой молодежью. «Молодой писатель» или «молодой режиссер» в нашей стране -- это обычно люди среднего возраста. Книги о подростках и для подростков пишут люди, которые вышли из этого возраста. Стихи, песни и музыку юноши сочиняют сами о себе и для себя, здесь больше непосредственного самовыражения и меньше самоконтроля, в частности эстетического. Естественно, это увеличивает количество однодневок, импонирующих сегодня и отсеивающихся назавтра. Но молодежь это не заботит.

Юношеская субкультура не является чем-то независимым, цельным и законченным. Ее содержание всегда производно от культуры взрослых и большей частью вторично по отношению к ней. Она весьма неоднородна, включая в себя множество разных, подчас враждебных друг другу течений. Кроме того, как и все юношеские свойства, она текуча и изменчива. Тем не менее, она социально и психологически реальна и имеет целый ряд постоянных компонентов: специфический набор ценностей и норм поведения; определенные вкусы, формы одежды и внешнего вида; чувство групповой общности и солидарности; характерная манера поведения, ритуалы общения. Ее наиболее общие возрастные свойства лежат на поверхности. Например, юноши и девушки всегда хотят быть современными. Но «современность» нередко понимается как сумма внешних признаков, слепое следование сиюминутной моде. Поэтому многие юношеские увлечения и причуды краткосрочны, рассчитаны на внешний эффект и, подчеркивая собственную «новизну», довольно тривиальны по содержанию. Взрослым трудно понять, как могут развитые, неглупые старшеклассники придавать такое большое значение покрою штанов, длине волос или писать яростные письма протеста в редакцию газеты, напечатавшей критическую заметку о манере исполнения полюбившегося им певца. Но эти моды и причуды надо рассматривать не изолированно, а в социально-психологическом контексте юношеского жизненного мира.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.