Основные задачи обучения на этом этапе:
1) углубить понимание закономерностей движений изучаемого действия;
2) уточнить технику действия по ее пространственным, временным и динамическим характеристикам в соответствии с индивидуальными особенностями обучаемых;
3) усовершенствовать ритм действия, добиться свободного и слитного выполнения движений;
4) создать предпосылки вариативного выполнения действия.
Обучение на этом этапе строится в соответствии с закономерностями совершенствования двигательного умения, частичного перехода его в навык. Уточнение техники происходит в процессе многократного воспроизведения действия или его частей с направленным внесением изменений в движения. По мере отработки техники число автоматизированных компонентов движений увеличивается, что и определяет переход двигательного умения в навык.
Новорождённый: Положение на животе (ПЖ): руки и ноги согнуты. При прикосновении к ступням пытается ползти. Ребенок способен повернуть голову в сторону, освободив лицо для свободного дыхания. Положение на спине (ПС): Прочно охватывает палец врача или матери. При поглаживании щеки ищет грудь, совершает сосательные движения. Удержать голову не может. Руки и ноги согнуты. Плавающие движения глазных яблок кукольные движения глаз) при повороте тела. Может фиксировать свет или лицо матери, врача. Предпочитает смотреть на лицо человека, а не на неодушевлённые предметы.
6 недель ПЖ: Во время бодрствования ноги часто разогнуты, во сне согнуты в коленных и тазобедренных суставах. Может в течение короткого времени удерживать голову. ПС: Может повернуть голову в сторону. При этом конечности с этой же стороны более разогнуты (асимметричный затылочный тонический рефлекс). Может контролировать положение головы при взгляде. Фиксирует объект и может проводить его взглядом на 90 градусов. Улыбается в ответ на улыбку взрослого. Проявляет интерес к окружающему.
2 месяца ПЖ: Ноги часто полностью распрямлены. Может приподнять голову на 45 градусов. ПС: При подтягивании ребёнка к положению сидя может в течение нескольких секунд удержать голову. В положении сидя голова склоняется вбок. Конвергенция взгляда. Следит за движущимся предметом от бокового поля зрения через срединную линию.
3 месяца ПЖ: Ноги полностью разогнуты. Может приподнять голову и плечи на 45-90 градусов и удерживать их в таком положении несколько минут. Опирается на предплечья. ПС: При подтягивании ребёнка голова всё еще запрокидывается. В положении сидя голова откидывается вперёд. Разглядывает собственные руки. Следит за движущимся предметом на 180 градусов. Оживляется при виде чего-то приятного (грудь матери, бутылочка).
4 месяца ПЖ: Плавательные движения. Руги и ноги разогнуты. Голову может поднять на 90 градусов. ПС: Голова - по средней линии. При подтягивании ребёнка голова несколько отстаёт, но в положении сидя неплохо удерживает голову. Сидит с поддержкой. Тащит предметы в рот. При попытке схватить предметы часто промахивается. Может смотреть через всю комнату. Тут же фиксирует движущийся предмет. Смеётся. Приветлив по отношению к чужим.
5 месяцев ПЖ: Опирается на предплечья. Может начать переворачиваться на спину. ПС: Тащит в рот ноги. При подтягивании ребёнка и в положении сидя хорошо удерживает голову. Сидит с поддержкой, спина прямая. Стоит с поддержкой, при этом сам удерживает большую часть своего веса. Хватает предметы. Кубики берёт двумя руками одновременно. Играет с пальцами ног. Может тянуть простые слоги типа мааа, пааа, бааа.
6 месяцев ПЖ: опирается на ладони, при этом приподнимаются над поверхностью опоры грудь и верхняя часть живота. Поворачивается на спину. ПС: Приподнимает голову. Начинает сидеть, опираясь на руки. Стоит с поддержкой, большую часть веса тела удерживает сам. Предметы удерживает по т.н. пальмарному захвату: предмет удерживается между ладонью и всеми пальцами. Передаёт предмет из руки в руку. Имитирует звуки, тоны. Реагирует на отражение в зеркале (улыбается, лепечет). Начинает бояться чужих.
9 месяцев Может ползать, садиться из положения на животе. Стоит с поддержкой, но сесть из положения `стоя' самостоятельно не может. Начинает формироваться пинцетный захват предметов (захват двумя пальцами). Ест кусочек хлеба, сухарика самостоятельно. Может установить кубик на кубик. Источник звука, расположенный выше или ниже ребенка на 1м, тут же опознаётся и фиксируется. Лепечет, зовёт окружающих, чтобы привлечь к себе внимание. Выбрасывает игрушки на пол, кивает, знает своё имя, боится чужих, понимает `нет'.
12 месяцев Ползает. При этом часто разогнуты колени. Придерживаясь за руку взрослого, бегает уверенно. Пинцетный захват уверенный. Предметы в рот уже не тащит. Способен произнести 2-3 слова, но понимает значительно больше. Может самостоятельно есть, захватывая твёрдую пищу двумя пальцами. При одевании вытягивает руку.
18 месяцев Свободно ходит. По лестнице ходит с поддержкой, взбирается на мебель. Начинает прыгать на 2 ножках. Строит башенку из 2-3 кубиков, бросает мяч. Снимает варежки, носки. Хорошо пользуется ложкой, умеет пить из чашки. При рисовании способен имитировать линию. Способен, кроме слов `мама', `папа', произнести ещё более 3 понятных слов, 2 предложения, но речь в основном `жаргонная'. Может указать на названную взрослым часть тела, выполняет простейшие требования. Имитирует работу по дому, разглядывает книги, но перелистывает при этом 2-3 страницы одновременно. Поднимается по лестнице, ставя по 2 ноги на одну ступеньку. Свободно бегает. Строит башню из 6 кубиков, поезд - из трёх блоков. Копирует горизонтальную или вертикальную линии. Говорит короткими предложениями, называет себя по имени, использует местоимения (я, ты, моё и т.п.). Выполняет простейшие инструкции. Днём, часто и ночью контролирует опорожнение кишечника и мочевого пузыря.
3 года . Поднимается по лестнице, ставя на ступеньку одну ногу (как и взрослый), по спускается всё ещё приставным шагом, т.е. ставя на каждую ступеньку две ноги. Прыгает на одном месте на двух ножках. Может в течение 1-ой сек. стоять на одной ножке. Способен освоить трёхколёсный велосипед. Способен различать правую/левую руки. Строит башню из 8 кубиков, имитирует мост из кубиков. При рисовании копирует круг, крест. Под руководством взрослого способен одеться или снять одежду. Говорит достаточно сложными предложениями, знает свой пол, использует множественное число.
5 лет Способен в течение 10 сек. балансировать на одной ноге, прыгать на одной ноге. Может идти по прямой линии, устанавливая ступни `пятка к носку'. Способен удерживать карандаш 3 пальцами. Рисует человечков из трёх-шести частей (при этом пара конечностей, глаза и т.п. оцениваются как одна часть). Строит мост по воспоминаниям, а не копируя его. Речь беглая, знает адрес, имя, фамилию, отчество. Остаётся чистым как днём, так и ночью. Способен одеться без посторонней помощи. Сам выбирает себе друзей, способен делиться, меняться.
Как подготовить новорожденного к общению.
Период новорождённости длится с момента рождения ребёнка до появления первой ответной улыбки на обращение взрослого человека. Обычно он охватывает 1-й месяц жизни ребёнка. В этот период происходит подготовка младенца к общению. Чтобы обеспечить включение механизмов общения, необходимо выполнение трёх воспитательных задач.:
Во-первых, Вы должны относиться к ребёнку как к личности. Это означает, что любую процедуру, проводимую с младенцем, нужно сопровождать речью так, как будто малыш-всё понимает и может ответить. Речь должна быть очень выразительной и максимально адресованной ребёнку, говорить следует негромким ласковым голосом и обязательно включать в “разговор” одобрения и порицания действий малыша, как если бы он совершал их с полным сознанием.
Таким образом, организуется атмосфера общения, в которой взрослый выполняет пока роль обоих партнёров. Ребёнок фактически ещё не является партнёром по общению, но постепенно поток воздействий, обращённых к нему, создаёт у малыша привычку и вкус к ласке, тёплым словам, т.е. формирует потребность в общении. Помните, что общение заключается не только в словах. Ваша отзывчивость на те или иные проявления малыша, сопереживание ему, быстрые и эффективные меры по устранению дискомфорта также выражают Ваше отношение к нему, придают значимость его поведенческим проявлениям, которые вскоре станут использоваться ребёнком в качестве собственных средств общения.
Не менее важна и вторая задача - установление контакта взглядов. Контакт взглядов - один из значимых для человеческого общения компонентов поведения, его необходимо всячески подкреплять. С этой целью следует приближать или слегка удалять своё лицо, нащупывая наилучшее расстояние для его восприятия ребёнком. Сопровождая свои действия ласковыми словами и улыбкой, Вы поможете малышу скорее обнаружить Вас и продлить контакт взглядов. Если младенец просыпается только для кормления и сразу начинает кричать, покормите его, однако если он тут же не уснёт, попробуйте поймать его взгляд. Поначалу Вам это не удастся, но повторяйте свои попытки всякий раз, когда ребёнок лежит с открытыми глазами.
Третья важная воспитательная задача - подкрепление улыбки младенца. Улыбка, как Вы уже знаете, - самые яркий коммуникативный жест, выражающий положительное отношение к партнёру. Среди многочисленных гримасок новорождённого есть напоминающие улыбку. Вспомним, что это “физиологические” улыбки, ещё не обращённые к взрослому, а лишь отражающие внутреннее состояние ребёнка, вызванное физиологическими причинами или же просто “игра лицевых мышц”. Однако если взрослый выделяет эту улыбку и подкрепляет собственной, она очень скоро превращается в “социальную” улыбку, т.е. становится адресованной, сопровождается взглядом в глаза взрослому и возникает, как только ребёнок сосредоточит взгляд на лице взрослого. Иногда малыш начинает улыбаться при звуках Вашего голоса, помогите ему найти Ваше лицо, установить контакт взглядов. Старайтесь чаще вызывать улыбку ребёнка, обращаясь к нему тихим ласковым голосом, поглаживая нежно щёчку или тельце, глядя в глаза. Эти воздействия лучше производить, когда ребёнок находится “под грудью”, и приурочить их к тому моменту, когда младенец поел, но еще не начал дремать. Если же он бодрствует до кормления, общайтесь с ним в это время, лишь бы малыш воспринимал Ваши обращения положительно. Купание и пеленание - также подходящие ситуации для восприятия Ваших воздействий, равно как и массаж и физкультура.
Правильное воспитание новорождённого обеспечивает к концу 1-го месяца жизни завершение подготовки ребёнка к вступлению в общение с окружающими взрослыми. Если же Вы не разговариваете с ребёнком, не стремитесь к контакту взглядов, не вызываете его улыбку, то и на втором месяце он ещё не будет готов к общению. Не затягивайте период новорождённости. Уже в первые недели жизни подвешивайте игрушки к кроватке ребёнка, они подчас привлекают внимание малыша, и он, возможно, потренируется фиксировать на них взор в те моменты, когда Вы занимаетесь домашними делами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе физического воспитания, преследуют образовательные задачи, которые состоят в том, чтобы сформировать и довести до определенной степени совершенства необходимые двигательные умения, навыки и связанные с ними знания. При этом основным предметом обучения являются рациональные двигательные действия, включающие систему взаимосвязанных движений. Особенности двигательных действий и закономерности формирования двигательных умений и навыков во многом предопределяют дидактические особенности физического воспитания.
Выводы На основе изученных материалов, сделаны выводы, и разработаны практические рекомендации.
1. Процесс формирования двигательного навыка имеет следующие закономерности:
1) образование двигательного навыка носит прогрессивно-поступательный характер (другими словами, формирование навыка всегда имеет тенденцию к росту);
2) рост результатов в процессе формирования навыка неравномерен: в начале усвоения спортивного навыка результаты растут быстро, а затем постепенно их рост замедляется;
3) на стадии совершенствования навыка возникает стойкая стабилизация результатов, хотя на отдельных этапах его формирования возникает задержка в росте результатов. Это объясняется тем, что применяемые приемы совершенствования уже не обеспечивают дальнейшего развития техники. В этих случаях необходимо вносить рациональные изменения в методику тренировки.
Практические рекомендации
1. Принимая во внимание уровень подготовленности ребенка на этапе начальной подготовки, рекомендуется разучивать базовые элементы, с использованием комплекса подводящих и специально-подготовительных упражнений.
2. Опосредованность процесса восприятия детьми младшего возраста информации о правильных двигательных представлениях по каждой наглядно-образным мышлением, высокой эмоциональностью психических процессов требует активного использования при разучивании таких методов, как демонстрация, а также игрового метода.
3. целесообразно использовать на занятиях ряд методических приемов:
В первую очередь зрительных "бесконтактных" и слуховых ориентиров с целью координации усилий ребенка в нужном направлении.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю., Раисников В.Г. «Психология Вашего младенца»
2. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания: Учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 288 с.
3. Педагогика. Под ред. В.В. Белорусовой и И.Н. Решетень. М., «Физкультура и спорт», 1978.
4. Психология. Под ред. В.М. Мельникова. М., «Физкультура и спорт», 1987.
5. Лях В.И., Мейксон Г.Б. Физическое воспитание учащихся I-XI классов с направленным развитием двигательных качеств: базовая часть содержания программного материала в I-XI классах // Физкультура в школе. - 1994. № 4. С. 28 -37
6. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (Общие основы теории и методики физического воспитания: теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учебник. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.
7. Настольная книга учителя физической культуры. Под ред. Л.Б. Кофмана. М., «Физкультура и спорт», 1998.
8. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 480 с.
9. Шаулин В.Н. Обучение двигательным действиям с позиций гуманизации: Методика обучения // Физкультура в школе. - 1994. № 3. С.8-12
10. А.В. Шабунин. Лесгафт в Петербурге. Л., 1989.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6