При заполнении контурной карты необходимо выполнять общеучебные требования. Прежде всего, не должно быть небрежности, грязи, скомканных и порванных страниц. Писать надо разборчиво и без ошибок, на свободных местах, чтобы не мешать чтению информации. Закрашивать следует аккуратно, но границам, чтобы карандаш не вылезал за закрашиваемый участок, выделять территории, чем-то отличающиеся от окружающих земель.
В обучении хорошо себя зарекомендовали самодельные контурные карты на линолеуме. На нем масляной краской изображают физико-географическую основу. Заполняют же такую карту цветными мелками или фломастерами (потом эти надписи легко стираются). Ученики переносят надписи на свои контурные карты.
Выделить и укрупнить самое главное помогают шаблоны, сде-ланные на основе старых карт. Они часто восполняют отсутствующие картографические пособия. С помощью шаблона мелом на доске вычерчивают контуры Древнего Египта, Двуречья, Индии, Аттики. На уроке по ходу объяснения постепенно и последовательно контуры шаблона заполняются историко-географическими сведениями [10, С. 55].
Заполняя мелом на доске контур Аттики, учитель объясняет, что по своим природным условиям Аттика делилась на три части:
1) равнина в юго-западной Аттике, где почвы пригодны для земледелия, это наиболее густонаселенный район;
2) горный район, большой, но малонаселенный;
3) приморская полоса с многочисленны-ми заливами. Чтобы уберечься от пиратов, в 5километрах от моря на холме посреди равнины возвели укрепленное поселение -- Акрополь. Так начиналась история города Афины [14, С.114] .
Шаблоны помогают также отработке картографических знаний и умений учащихся. Учитель заранее рисует заготовку, нанося на контуре картосхемы границы страны, горы и реки, города (под номерами). По заданию учителя ученики показывают города и называют их местоположение (город расположен на востоке страны); определяют по компасу направление рек; помечают на схеме район обитания древних племен; показывают древний археологический памятник, говорят о месте его расположения. Затем эти же объекты показывают на настенной карте.
Таким образом, картографические знания и умения являются составной частью исторического знания учеников. Сложный процесс формирования картографических знаний требует от учителя качественной предметной подготовки, творческого отношения к организации работы с картой и другими видами условной наглядности. Только при таких условиях можно добиться достижения уровня программных требований.
Глава III. Исследование условий усвоения картографических знаний, умений и навыков учащихся 6-х классов.
1. Исследование уровня картографических знаний, умений и навыков учащихся 6-х классов.
Современные требования к подготовке учащихся общеобразовательной школы по истории предполагают улучшение качества усвоения исторического материала, а значит и совершенствования картографических знаний и умений как составной части исторического образования. Проблема создания условий, выбора методов обучения для качественного усвоения картографии становится одной из главных в педагогической и методической науках.
Экспериментальная работа по выявлению наиболее эффективных условий для формирования картографических ЗУН проводилась на базе МОУ СОШ с. Красносельского Прохладненского района КБР. В качестве испытуемых выступали учащиеся 6 «А» класса в составе 23 человек (экспериментальный класс) и 6 «Б» класса в составе 20 учащихся (контрольный класс).
Исследование было организовано в период преддипломной практики и проходило в три этапа:
I этап - констатирующий эксперимент. Данный этап включал в себя изучение уровня картографических знаний учащихся, для чего была разработана и проведена контрольная работа по ранее изученной теме «Объединение русских земель вокруг Москвы и образование единого государства в правление Ивана III».(Приложение 1)
II этап - формирующий. На данном этапе проводилась работа по формированию картографических знаний в 6 «А» и 6 «Б» классах в разных условиях.
III этап - контрольный. Данный этап предполагал анализ результатов, полученных в ходе эксперимента, повторный контроль знаний учащихся по теме «Россия в годы правления Ивана IV Грозного», оформление выводов по исследованию.
Цель эксперимента: изучить условия, влияющие на качество усвоения картографических знаний учащихся 6-х классов.
Задачи:
1) изучить, какие средства используют учителя школы с целью улучшения картографических знаний учащихся;
2) определить место картографической работы в процессе обучения истории учащихся 6-х классов;
3) выявить наиболее эффективные виды картографической наглядности;
4) на формирующем этапе эксперимента организовать проведение различных видов и форм работы с картой и другой условно-графической наглядностью;
5) на контрольном этапе определить качественные изменения картографических ЗУН.
Методы исследования:
1. Анализ календарно-тематического и поурочного планирования учителей истории МОУ СОШ с Красносельского Прохладненского района КБР.
2. Беседа с учителями истории.
3. Наблюдения за работой учащихся в ходе организации и проведения уроков.
4. Проведение уроков контроля для определения уровня картографических знаний.
5. Анализ полученных результатов.
Описание и анализ констатирующего этапа эксперимента.
1). Изучение и анализ рабочей документации учителей истории МОУ СОШ с. Красносельского Прохладненского района КБР.
Данное образовательное учреждение работает по федеральным образовательным программам. Нами были изучены календарно-тематические и поурочные планы учителей истории с целью выяснения, какие средства используются для активизации усвоения картографических знаний учащимися, какое место отводится картографическим заданиям в учебном процессе, на развитие каких познавательных процессов направлено использование условно-графической наглядности.
Изучение поурочных планов показало, что все учителя истории данной школы при формулировке целей урока предполагают работу по формированию познавательного интереса к предмету, углубление знаний по предмету, развития образного представления об историческом прошлом, используя при этом различные методы и приемы учебной работы.
Анализ планов позволил выявить следующие аспекты работы в процессе обучения истории:
- основной формой обучения истории является урок;
- в основном проводятся стандартные уроки истории;
- в поурочные планы включаются отдельные виды работы по исторической карте;
- в планах не отражена работа, направленная на контроль картографических ЗУН;
- в планах учителей присутствует отдельный раздел «Работа по карте», в котором определяются задачи в этом направлении, а также представлен список исторических карт для организации работы по отдельным темам;
2). Беседа с учителями-участниками эксперимента и анализ результатов.
Во время эксперимента была проведена индивидуальная беседа с каждым учителем истории с целью выяснения их отношения к вопросу формирования картографических знаний и умений учащихся. Учителя охотно вступали в беседу, давали развернутые ответы на вопросы.
Фамилия,
инициалы
учителя
Головко Н.Н.
Севастьянова Е.В.
1. Как вы относитесь к включению картографических заданий, в том числе в нестандартной форме, в каждый урок истории?
+
2. Используете ли вы в своей практике уроки, целью которых является углубленная работа по формированию картографических знаний, умений и навыков?
_
На вопрос № 1 учителя ответили, что «полезно включать картографические задания в каждый урок», что это «актуально в настоящее время», «благодаря систематической работе углубляются пространственные представления учащихся», «учащиеся, которые хорошо знают карту, отличаются более высоким уровнем исторических представлений».
На вопрос № 2 были даны следующие ответы: «не всегда включаю работу по карте в урок, так как это отнимает время от изложения материала»; «специальных уроков по формированию картографических ЗУН не провожу, так как они не предусмотрены календарно-тематическим планом», «хотелось бы чаще проводить уроки с использованием картографической наглядности, но в школе недостаточно карт, а картосхемы и вовсе отсутствуют».
3). Контрольная работа по изучению уровня картографических знаний, умений учащихся (Приложение 3).
Перед началом формирующего этапа были изучены данные о качестве картографических знаний учащихся 6 «А» и 6 «Б» классов по итогам контрольной работы. Данные представлены в диаграммах:
Вывод по констатирующему этапу эксперимента:
- анализ документации показал, что в поурочном планировании, как правило, отражены стандартные методы и приемы работы по карте. Довольно редко планируются картографические игры, использование картосхем, проведение опроса в форме путешествия по карте;
- из беседы ясно, что учителя истории осознают важность картографии в учебном процессе, но в силу определенных объективных и субъективных причин проводят работу по формированию картографических знаний нерегулярно;
- результаты анализа качества знаний по итогам контрольной работы свидетельствуют о том, что уровень качества знаний в экспериментальном классе ниже (43,5 %), чем в контрольном (75%).
III.2. Организация работы по формированию картографических знаний, умений и навыков.
На следующем этапе эксперимента перед нами стояла цель:
повысить качество картографических знаний учащихся, интерес к исторической карте, то есть активизировать их познавательную деятельность посредством использования различных методов форм работы по картографии в ходе уроков.
Данная цель предполагала решение следующих задач:
- разработать и апробировать различные формы работы с картографической наглядностью в процессе изучения исторического материала;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6