Рефераты. Роль картографической наглядности в обучении истории

p align="left">Обучение начинается с самых простых заданий по заполнению карт: обвести границы государств, написать их названия, а также названия городов; указать даты основных фактов. Затем ученики сопоставляют настольную и контурную карты, учатся узнавать очертания участков суши и морей независимо от того, какой район земной поверхности па ней изображен, а также независимо от масштаба карты. Изучая природные условия Греции, учащиеся с помощью физической карты наносят на контурную карту деление Греции на северную, среднюю и южную, обозначают Аттику и Спарту. На полях пишут о занятиях древних греков. Постепенно задания усложняются. Па основе знания картографических ориентиров надо нанести на контурную карту маршрут или границу на ней не обозначенные. Чтобы учащиеся не перерисовывали историческую карту механически, учитель дает им задания по выборке данных.

При заполнении контурной карты необходимо выполнять общеучебные требования. Прежде всего, не должно быть небрежности, грязи, скомканных и порванных страниц. Писать надо разборчиво и без ошибок, на свободных местах, чтобы не мешать чтению информации. Закрашивать следует аккуратно, но границам, чтобы карандаш не вылезал за закрашиваемый участок, выделять территории, чем-то отличающиеся от окружающих земель.

В обучении хорошо себя зарекомендовали самодельные контурные карты на линолеуме. На нем масляной краской изображают физико-географическую основу. Заполняют же такую карту цветными мелками или фломастерами (потом эти надписи легко стираются). Ученики переносят надписи на свои контурные карты.

Выделить и укрупнить самое главное помогают шаблоны, сде-ланные на основе старых карт. Они часто восполняют отсутствующие картографические пособия. С помощью шаблона мелом на доске вычерчивают контуры Древнего Египта, Двуречья, Индии, Аттики. На уроке по ходу объяснения постепенно и последовательно контуры шаблона заполняются историко-географическими сведениями [10, С. 55].

Заполняя мелом на доске контур Аттики, учитель объясняет, что по своим природным условиям Аттика делилась на три части:

1) равнина в юго-западной Аттике, где почвы пригодны для земледелия, это наиболее густонаселенный район;

2) горный район, большой, но малонаселенный;

3) приморская полоса с многочисленны-ми заливами. Чтобы уберечься от пиратов, в 5километрах от моря на холме посреди равнины возвели укрепленное поселение -- Акрополь. Так начиналась история города Афины [14, С.114] .

Шаблоны помогают также отработке картографических знаний и умений учащихся. Учитель заранее рисует заготовку, нанося на контуре картосхемы границы страны, горы и реки, города (под номерами). По заданию учителя ученики показывают города и называют их местоположение (город расположен на востоке страны); определяют по компасу направление рек; помечают на схеме район обитания древних племен; показывают древний археологический памятник, говорят о месте его расположения. Затем эти же объекты показывают на настенной карте.

Таким образом, картографические знания и умения являются составной частью исторического знания учеников. Сложный процесс формирования картографических знаний требует от учителя качественной предметной подготовки, творческого отношения к организации работы с картой и другими видами условной наглядности. Только при таких условиях можно добиться достижения уровня программных требований.

Глава III. Исследование условий усвоения картографических знаний, умений и навыков учащихся 6-х классов.

1. Исследование уровня картографических знаний, умений и навыков учащихся 6-х классов.

Современные требования к подготовке учащихся общеобразовательной школы по истории предполагают улучшение качества усвоения исторического материала, а значит и совершенствования картографических знаний и умений как составной части исторического образования. Проблема создания условий, выбора методов обучения для качественного усвоения картографии становится одной из главных в педагогической и методической науках.

Экспериментальная работа по выявлению наиболее эффективных условий для формирования картографических ЗУН проводилась на базе МОУ СОШ с. Красносельского Прохладненского района КБР. В качестве испытуемых выступали учащиеся 6 «А» класса в составе 23 человек (экспериментальный класс) и 6 «Б» класса в составе 20 учащихся (контрольный класс).

Исследование было организовано в период преддипломной практики и проходило в три этапа:

I этап - констатирующий эксперимент. Данный этап включал в себя изучение уровня картографических знаний учащихся, для чего была разработана и проведена контрольная работа по ранее изученной теме «Объединение русских земель вокруг Москвы и образование единого государства в правление Ивана III».(Приложение 1)

II этап - формирующий. На данном этапе проводилась работа по формированию картографических знаний в 6 «А» и 6 «Б» классах в разных условиях.

III этап - контрольный. Данный этап предполагал анализ результатов, полученных в ходе эксперимента, повторный контроль знаний учащихся по теме «Россия в годы правления Ивана IV Грозного», оформление выводов по исследованию.

Цель эксперимента: изучить условия, влияющие на качество усвоения картографических знаний учащихся 6-х классов.

Задачи:

1) изучить, какие средства используют учителя школы с целью улучшения картографических знаний учащихся;

2) определить место картографической работы в процессе обучения истории учащихся 6-х классов;

3) выявить наиболее эффективные виды картографической наглядности;

4) на формирующем этапе эксперимента организовать проведение различных видов и форм работы с картой и другой условно-графической наглядностью;

5) на контрольном этапе определить качественные изменения картографических ЗУН.

Методы исследования:

1. Анализ календарно-тематического и поурочного планирования учителей истории МОУ СОШ с Красносельского Прохладненского района КБР.

2. Беседа с учителями истории.

3. Наблюдения за работой учащихся в ходе организации и проведения уроков.

4. Проведение уроков контроля для определения уровня картографических знаний.

5. Анализ полученных результатов.

Описание и анализ констатирующего этапа эксперимента.

1). Изучение и анализ рабочей документации учителей истории МОУ СОШ с. Красносельского Прохладненского района КБР.

Данное образовательное учреждение работает по федеральным образовательным программам. Нами были изучены календарно-тематические и поурочные планы учителей истории с целью выяснения, какие средства используются для активизации усвоения картографических знаний учащимися, какое место отводится картографическим заданиям в учебном процессе, на развитие каких познавательных процессов направлено использование условно-графической наглядности.

Изучение поурочных планов показало, что все учителя истории данной школы при формулировке целей урока предполагают работу по формированию познавательного интереса к предмету, углубление знаний по предмету, развития образного представления об историческом прошлом, используя при этом различные методы и приемы учебной работы.

Анализ планов позволил выявить следующие аспекты работы в процессе обучения истории:

- основной формой обучения истории является урок;

- в основном проводятся стандартные уроки истории;

- в поурочные планы включаются отдельные виды работы по исторической карте;

- в планах не отражена работа, направленная на контроль картографических ЗУН;

- в планах учителей присутствует отдельный раздел «Работа по карте», в котором определяются задачи в этом направлении, а также представлен список исторических карт для организации работы по отдельным темам;

2). Беседа с учителями-участниками эксперимента и анализ результатов.

Во время эксперимента была проведена индивидуальная беседа с каждым учителем истории с целью выяснения их отношения к вопросу формирования картографических знаний и умений учащихся. Учителя охотно вступали в беседу, давали развернутые ответы на вопросы.

Фамилия,

инициалы

учителя

Головко Н.Н.

Севастьянова Е.В.

1. Как вы относитесь к включению картографических заданий, в том числе в нестандартной форме, в каждый урок истории?

+

+

2. Используете ли вы в своей практике уроки, целью которых является углубленная работа по формированию картографических знаний, умений и навыков?

+

_

+

_

На вопрос № 1 учителя ответили, что «полезно включать картографические задания в каждый урок», что это «актуально в настоящее время», «благодаря систематической работе углубляются пространственные представления учащихся», «учащиеся, которые хорошо знают карту, отличаются более высоким уровнем исторических представлений».

На вопрос № 2 были даны следующие ответы: «не всегда включаю работу по карте в урок, так как это отнимает время от изложения материала»; «специальных уроков по формированию картографических ЗУН не провожу, так как они не предусмотрены календарно-тематическим планом», «хотелось бы чаще проводить уроки с использованием картографической наглядности, но в школе недостаточно карт, а картосхемы и вовсе отсутствуют».

3). Контрольная работа по изучению уровня картографических знаний, умений учащихся (Приложение 3).

Перед началом формирующего этапа были изучены данные о качестве картографических знаний учащихся 6 «А» и 6 «Б» классов по итогам контрольной работы. Данные представлены в диаграммах:

Вывод по констатирующему этапу эксперимента:

- анализ документации показал, что в поурочном планировании, как правило, отражены стандартные методы и приемы работы по карте. Довольно редко планируются картографические игры, использование картосхем, проведение опроса в форме путешествия по карте;

- из беседы ясно, что учителя истории осознают важность картографии в учебном процессе, но в силу определенных объективных и субъективных причин проводят работу по формированию картографических знаний нерегулярно;

- результаты анализа качества знаний по итогам контрольной работы свидетельствуют о том, что уровень качества знаний в экспериментальном классе ниже (43,5 %), чем в контрольном (75%).

III.2. Организация работы по формированию картографических знаний, умений и навыков.

На следующем этапе эксперимента перед нами стояла цель:

повысить качество картографических знаний учащихся, интерес к исторической карте, то есть активизировать их познавательную деятельность посредством использования различных методов форм работы по картографии в ходе уроков.

Данная цель предполагала решение следующих задач:

- разработать и апробировать различные формы работы с картографической наглядностью в процессе изучения исторического материала;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.