Рефераты. Роль классного руководителя в формировании познавательного интереса школьников

юбознательность -- ценное состояние личности. Она характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии интереса обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворённостью деятельностью. В возникновении загадок и их расшифровке и заключается сущность любознательности, как активного видения мира, которое развивается не только на уроках, но и в труде, когда человек отрешён от простого исполнительства и пассивного запоминания.

Любознательность, становясь устойчивой чертой характера, имеет значительную ценность в развитии личности. Любознательные люди не равнодушны к миру, они всегда находятся в поиске.

Познавательный интерес на пути своего развития обычно характеризуется познавательной активностью, явной избирательной направленностью учебных предметов, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению личности в существенные связи, отношения, закономерности познания. Эта стадия характеризуется поступательным движением познавательной деятельности школьника, поиском интересующей его информации. Любознательный школьник посвящает свободное время предмету познавательного интереса.

Теоретический интерес связан как со стремлением к познанию сложных теоретических вопросов и проблем конкретной науки, так и с использованием их как инструмента познания. Эта ступень активного воздействия человека на мир, на его переустройство, что непосредственно связано с мировоззрением человека, с его убеждениями в силе и возможностях науки. Эта ступень характеризует не только познавательное начало в структуре личности, но и человека как деятеля, субъекта, личность.

В реальном процессе все указанные ступени познавательного интереса представляют собой сложнейшие сочетания и взаимосвязи. В познавательном интересе обнаруживаются и рецидивы в связи со сменой предметной области, и сосуществование в едином акте познания, когда любопытство переходит в любознательность. Школьник углубляется в сущность предмета, он поглощён решением проблемы, задачи, опережающего задания. Но бывает, что состояние заинтересованности, которое обнаружит ученик на уроке под влиянием разных ситуаций и обстоятельств (занимательность, расположение к учителю, удачный ответ, поднявший его престиж в коллективе), может пройти, не повлияв на развитие личности.

И так, сущность познавательных интересов как педагогической проблемы состоит в том, что интерес выступает как особый аспект всех сторон обучения, воспитания и развития, усиливающий эффективность педагогических влияний на учащихся, обостряющий активность личности школьника, содействующий развитию поисковой творческой деятельности.

1.2. Основы деятельности классного руководителя

Практика работы учреждений образования, история развития школы убедительно показывают ведущую роль классного руководителя в формировании личности учащегося, развитии его творческих возможностей.

Вместе с тем анализ работы педагогических коллективов образовательных учреждений, отдельных классных руководителей показывает, что в настоящее время воспитывающая деятельность осложняется целым рядом обстоятельств: отсутствием единых подходов к видению функций классного руководителя в сегодняшней школе; слабой методической подготовкой; недостаточностью той организационно-методической помощи, которую они получают со стороны администрации школы, особенно в вопросах прогнозирования и диагностики результативности воспитания, личностного подхода к нему; большими перегрузками; высокой наполняемостью классов; несовершенством правового статуса классного руководителя и др. По мнению большинства из них, система классного руководства в ее сегодняшнем виде неэффективна и нуждается в преобразовании.

Современная демократическая школа (ее администрация, ее совет) должна иметь возможность самостоятельно определять вариант воспитательной системы, приоритетные задачи на тот или иной период жизни и в соответствии с этим осуществлять вариативный подход к организационно-педагогическому обеспечению воспитательного процесса, в частности к организации труда классного руководителя. В связи с этим представляется целесообразным при выборе той или иной модели классного руководства учесть уже реально существующие модели:

-- классный руководитель -- куратор одного класса;

-- освобожденный классный руководитель (воспитатель класса);

-- руководитель разновозрастного коллектива, объединения по интересам;

-- организатор параллели классов и др.

Могут быть созданы и другие модели классного руководства.

Вариативный подход к организации труда классных руководителей, определению их возможных функциональных обязанностей должен осуществляться в зависимости от типа образовательного учреждения, особенностей его самоопределения в целях и содержании образования и организации жизнедеятельности учащихся, а также в зависимости от воспитательного потенциала педагогического коллектива, особенностей коллектива учащихся и родителей.

Вместе с тем, несмотря на разнообразие типов, моделей, проблема классного руководства имеет и общее педагогическое решение, подразумевает определенные типовые подходы к определению его целей и задач, форм и методов работы, критериев оценки, подготовки и состояния работы классных руководителей.

Гуманистическая школа рассматривает воспитание как целенаправленное управление процессом развития личности. Среди субъектов воспитания, бесспорно, ключевое место занимает классный руководитель.

Классный руководитель -- это педагог-профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком в усвоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности в классном коллективе, создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и осуществляющий индивидуальную коррекцию процесса его социализации.

Классный руководитель осуществляет ежедневное систематическое наблюдение за индивидуальным развитием ребенка, содействует созданию оптимальных условий для формирования его личности в процессе взаимодействия школьника с окружающим миром: природой, наукой, производством, искусством, а также вещами и предметами, и главное -- с людьми.

Цель работы классного руководителя с классом состоит в создании благоприятной микросферы и психологического климата в коллективе, а также в координации усилий педагогов (учителей-предметников, воспитателей, руководителей кружков и др.), родителей, других взрослых, влияющих на становление личности его воспитанников.

Исходя из этой цели, можно вычленить следующие задачи, непосредственно и каждодневно реализуемые классным руководителем в целях образования личности ребенка:

А) Создание классного коллектива как воспитательной подсистемы, среды, обеспечивающей социализацию каждого ребенка.

Б) Организация всех видов коллективной и индивидуальной, деятельности, вовлекающей учащихся в разнообразные коммуникативные ситуации, с помощью представителей всех социальных институтов воспитания.

В) Коррекция индивидуального развития учащихся класса, способствующая свободному и полному проявлению и развитию их способностей.

Г) Формирование ответственного отношения к учению, что не может быть без развития интереса к познанию.

Деятельность классного руководителя является основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Она обусловлена современной задачей, которую он ставит перед собой: общественно-максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости и раскрытие его потенциальных талантов.

Ориентируясь на эту основную задачу, классный руководитель выполняет работу следующего содержания:

-- содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности ребенка, фиксирует отклонения в развитии и поведении воспитанника, вносит необходимые коррективы в систему его воспитания;

-- осуществляет изучение личности школьника, его склонностей и интересов; -- создает благоприятную микросферу и морально-психологический климат для каждого ребенка в классе (группе);

-- направляет самовоспитание и саморазвитие личности воспитанника;

-- координирует деятельность учителей-предметников в целях интеллектуального и нравственного развития учащихся, осуществляет помощь отдельным детям в учебной деятельности;

-- содействует получению дополнительного образования каждым учеником через систему кружков, клубов, секций, объединений по интересам, организуемых в школе, в учреждениях дополнительного образования, по месту жительства; взаимодействует с органами ученического самоуправления, с детскими и подростковыми общественными организациями в проведении внеурочной воспитательной работы, оказывает им организационно-методическую поддержку;

-- организует воспитывающую деятельность в классе, в соответствии с возрастными интересами детей, национальными традициями и требованиями жизни строит содержание жизнедеятельности классного коллектива;

-- заботится о здоровье и безопасности вверенных ему детей; участвует в диспансеризации учащихся, проводимой медицинскими работниками; совместно с органами ученического самоуправления ведет активную пропаганду здорового образа жизни;

-- ведет работу по охране прав и защите позитивных интересов детей; оказывает помощь воспитанникам в решении острых жизненных проблем;

-- работает в тесном контакте с родителями учащихся; изучает воспитательные возможности семьи; ведет дифференцированную индивидуальную работу с родителями по коррекции семейного воспитания; оказывает помощь родительской общественности в работе с учащимися класса и их родителями; организует совместную деятельность школьников и родителей, ведет работу по педагогическому просвещению семей, повышению их педагогической культуры;

-- ведет документацию, отражающую планирование, ход и результативность воспитательной работы (наряду с общепринятыми классными журналами, многовариантными планами работы классных руководителей по решению педагогического совета могут использоваться авторские программы и как обязательные -- рабочие дневники, тетради наблюдений и другие документы, если это педагогически целесообразно).

Основными функциями, определяющими содержание работы классного руководителя, являются:

· аналитико-прогностическая;

· организационно-координирующая (является приоритетной при формировании познавательного интереса);

· коммуникативная;

· предупредительно-профилактическая;

· охранно-защитная;

· коррекционная.

С помощью ниже перечисленных форм внеклассной воспитательной работы классный руководитель формирует познавательный интерес.

· Словесно-логические формы.

Основным средством является слово (воздействие словом), вызывающее ответные эмоции у детей. К этому типу форм относятся беседы на самые разные темы, классные дискуссии, собрания, конференции, лекции. Главное здесь - обмен информацией, сообщения учеников, учителей и других взрослых, обсуждение проблем. Такой тип воспитательной работы имеет место в практике школ всего мира, хотя методика, техника или даже технология его могут быть различными, проводятся такие мероприятия, как «Этикет и мы», «Курение, нужно ли оно», «Дорожный знак».

· Образно-художественные формы.

Они объединяют в себе такие дела детей, где главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь - вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции, подобные тем, которые люди испытывают в театре, на праздниках, в других сходных ситуациях. Классный руководитель должен уметь обеспечить совместные переживания детей, благодаря которым они станут лучше. Большой потенциал имеют такие формы, как концерт, спектакль, праздник («Новый год», «Ученик года», «8 марта»).

· Трудовые формы внеурочной работы.

Положительно воздействует на детей совместная работа, шире - различная деятельность, любой труд. Это разные виды работ в школе, от ежедневной уборки до ремонта школы, разбивки и устройства сада, парка, организации фермы, школьного кооператива, типографии, информационного центра, это могут быть такие мероприятия как «Ниточка и иголочка», «Шпунтик и Винтик», «Книжная больница». Это также разная помощь нуждающимся, работа в органах самоуправления, общественных движениях и организациях. Совместный труд может вдохновлять не меньше театра, эстетического зрелища или праздника, способствует приобретению знаний, возникновению познавательных интересов. Труд помогает школьникам в выборе будущей профессии.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.