Рефераты. Роль коллектива в формировании личности как ведущая идея гуманистической педагогики

p align="left">Статистические методы обработки данных

Участниками исследования стали учащиеся общеобразовательной школы. Выборка участников является случайной, т.к. исследование не ставит цель изучить влияние коллектива на личность в определенном возрастном диапазоне.

3.2 Проведение исследования

Для проведения исследования учащимся было предложено ответить на вопросы анкеты. Им была представлена инструкция: «Наверное, вы не раз обсуждали вопросы, касающиеся отношений в вашем классе, пытались разобраться, дружный он или нет, и если нет, то почему. Для того чтобы понять, что же из себя представляет ваш класс, я хочу использовать методику с названием «социометрия». Она состоит из пяти вопросов. Сейчас вы получите тестовые бланки и прочтете их. Вопросы и простые и сложные одновременно. Они касаются вашего класса, отношений между ребятами и лично каждого из вас. Чтобы работа была не напрасной, очень важно отнестись к ней серьезно и при ответах быть максимально искренним. Работу надо обязательно подписать. Когда вы прочитаете вопросы, то поймете, что без подписи она теряет всякий смысл.

Со своей стороны я гарантирую, что ваши листы с ответами не попадут в руки никому: ни вашим одноклассникам, ни педагогам, ни родителям. Их буду видеть только я. Мы будем обсуждать только общие данные. Если вам будет интересно мое мнение по поводу ваших личных ответов, приходите ко мне, поговорим в спокойной обстановке.

Теперь возьмите листы, читайте каждый вопрос и сразу же отвечайте. Советоваться, обсуждать вслух, заглядывать в лист соседа по парте неприлично: это личная точка зрения каждого из вас, которой вы не обязаны делиться с одноклассниками. На выполнение вам дано 10 минут. Кто справится раньше -- отдавайте мне лист и сразу выходите из класса».

Текст анкеты приведен в Приложении 1.

Было также проведено интервьюирование учителя. Перечень вопросов представлен в Приложении 2.

3.3 Результаты исследования и их анализ

На основании полученных данных нами было проведено три диагностические процедуры:

классическая социометрия - структура эмоциональных отношений в группе (1 -и, 2-й вопросы)

аутосоциометрия - адекватность представлений членов группы о своем положении в эмоциональной структуре группы (3-й, 4-й вопросы)

референтометрия - выявление референтных лиц, то есть членов группы, обладающих ценностной привлекательностью и, возможно, психологическим влиянием в группе. (5-й вопрос).

В результате обработки данных нами были получены результаты, позволяющие отметить следующие особенности современного коллектива:

четкое разделение класса на группы (по 4-6 человек), члены которых состоят в эмоциональных отношениях (дружба, симпатия, расположенность и др.)

высокий уровень адекватности представлений членов группы о своем положении в ее эмоциональной структуре

четкое обозначение референтных лиц, обладающих психологическим влиянием в группе

На основании интервью с классным руководителем мы заключили, что разделение класса на группы встречается довольно часто. Группы создаются по разным причинам: «проживают по соседству, знакомы с раннего детства, вместе ходят в школу», «общие интересы и увлечения», «мотивация учебы» и др.

Референтные лица - ученики, способные оказывать влияние на класс, чаще всего являются неформальными лидерами, т.е. не отличаются хорошей учебой или общественной деятельностью, чаще всего их влияние негативно влияет на дисциплину и учебную деятельность в классе. Учебный коллектив, по мнению классного руководителя, не имеет очень большого значения в жизни современных школьников. Он воспринимается как необходимость.

Таким образом, современное понимание роли коллектива в формировании личности отличается от того, которое было разработано и обосновано представителями гуманистической педагогики.

Заключение

Данная работа посвящена изучению роли коллектива в формировании личности. Актуальность данной темы обусловлена, прежде всего, изменением в современной педагогической науке и практике отношения к ней.

Работа представлена тремя главами, каждая из которых освещает один из аспектов проблемы. В первой главе рассматривается история формирования теории коллективизма, во второй - раскрываются ее основные положения, важнейшим из которых является признание приоритета коллектива над личностью. Третья глава посвящена экспериментальному исследованию роли коллектива в современной школе.

Подводя итог работе, можно обозначить следующие выводы.

Возникновение идей коллективизма относится к XVIII веку и находит отражение в трудах известных педагогов. На протяжении XIX века происходит постепенное развитие теории, а в начале XX - ее окончательное оформление в целостную концепцию.

Известнейшими идеологами коллективизма являются А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский. Впоследствии она разрабатывалась в трудах С.Н. Лысенковой, Ш.А. Амонашвили и др. советских педагогов.

Основой теории является рассмотрение коллектива в качестве специфической формы организации людей в обществе и определяющего фактора развития личности. В соответствии с данной теорией личность может развиваться только в коллективе, поэтому он становится основой для учебной, трудовой, творческой и других видов деятельности учащихся.

В постсоветский период произошел переворот во взглядах на коллектив. Идеи свободы и независимости, присущие современному демократическому мышлению, приводят к новому пониманию его роли в формировании личности.

Так, коллектив больше не считается главным дисциплинарным органом и подспорьем воспитателя в решении возникающих проблем. И хотя человек на протяжении жизни может состоять в нескольких различных коллективах, ни одному их них он не подчиняется, и подчиняться не должен.

Традиции коллективисткой педагогики подвергаются критике, поскольку она, по мнению многих, была нацелена на подавление личности, а не на ее возвышение и всестороннее развитие.

Литература

1. Амонашвили Ш.А. Школа Жизни. - М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 2000. - 98 с.

2. Бордовская, Н.В. Педагогика: учебник для вузов/Н.В. Бордовская, А.А.Реан. - СПб.: Питер ,2000. - 304 с.

3. Варламова А.Я. Педагогика: Учебно-методическое пособие. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004. -74 с.

4. Гребенюк О.С. Общая педагогика: Курс лекций. - Калининград: Калиниградский университет, 1996. - 107 с.

5. Зуева И.В. Теория воспитательного коллектива в отечественной педагогике 1946-1991 гг.: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 . - М.: РГБ, 2004.

6. Казакина М.Г. Взаимосвязь процесса развития коллектива и нравственного формирования личности. Л. - 1983. С. 19.

7. Караковский В. А. , Новикова Л . И . , Селиванова И . Л . Воспитание ? Воспитание: Воспитание! // Теория и практика воспитательных систем . - М .: Новая школа , 1996. - 160 с.

8. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь - М.: Педагогика, 2000. - 219 с.

9. Лишин, О. В. Педагогическая психология воспитания / О. В. Лишин. - М.: Академкнига, 2003. - 336 с.

10. Луначарский А.В. О воспитании и образовании. - М.: Педагогика, 1976. - 640 с.

11. Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности. - М.: Педагогика, 1972. - 334 с.

12. Методики социально-психологического исследования личности и малых групп. //Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.В. Журавлева. М., ИП РАН, 1995.

13. Моргаевская А.Н. Развитие теории коллектива в отечественной педагогике : Автореферат дисс… канд. пед наук: 13.00.01. - СПб., 2009. - 22 с.

14. Морено, Я. Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе / Пер. с англ. А. Боковикова. -- М.: Академический Проект, 2001. - 383 с.

15. Мудрик А.В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе. - М.: Знание, 1983. - 96 с.

16. Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу: Книга для учителей о психологии ученического коллектива. - М.: Педагогика, 1988. -144 с.

17. Новикова Л . И .Педагогика детского коллектива . - М . : Педагогика , 1978. -144 с.

18. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. -- М.: Политиздат, 1982. -- 255 с.

19. Подласый И.П. Педагогика. - М.: Владос, 2007 - 464 с.

20. Проблема детского коллектива в русской и советской педагогической мысли. / Под ред. А.Ю. Гордина, Л.И. Новиковой. - М.: Педагогика, 1973. - 318 с.

21. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной.-- М.: Просвещение, 1991.-- 303 с.

22. Рапацевич Е.С. Современный словарь по педагогике. - М.: Современное слово, 2001. -928 с.

23. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

24. Сухомлинский, В.А. Мудрая власть коллектива. - М.: Молодая гвардия, 1988. - 123с.

25. Филонов Г. Н. Воспитание личности школьника. - М.: Педагогика, 1985. - С. 224.

Приложение 1

Бланк опросника для учеников.

Ответь, пожалуйста, на приведенные ниже вопросы. Постарайся быть искренним, иначе вся работа потеряет смысл. Нам очень хотелось бы знать твое собственное мнение. Обещаем, что искренность не обернется тебе во вред.

Читай каждый вопрос и сразу отвечай на него. Для фамилий, которые ты будешь записывать, после каждого вопроса оставлены специальные места. Фамилии указывай в любом порядке. Чтобы при ответе не забыть тех, кто отсутствует сегодня, посмотри на доску: там указаны все фамилии.

Прежде чем начинать работу, напиши свое имя, фамилию и класс. Успеха!

Фамилия и имя________________________________________________

Класс________________________________________________________

Дата тестирования_____________________________________________

I. Если бы тебе пришлось перейти учиться в другую школу, кого из нынешних одноклассников ты бы взял в новый класс? Назови, пожалуйста, пять человек.

1.____________________________________________________________

2. ___________________________________________________________

3. ___________________________________________________________

4. ___________________________________________________________

5. ___________________________________________________________

II. А кого из нынешних одноклассников ты бы не взял в свой новый класс? Укажи пять фамилий.

1. ___________________________________________________________

2. ___________________________________________________________

3. ___________________________________________________________

4. ___________________________________________________________

5. ___________________________________________________________

III. Как ты думаешь, кто из одноклассников взял бы тебя в свой новый класс, если бы перешел в другую школу? Укажи пять фамилий.

1. ___________________________________________________________

2. ___________________________________________________________

3. ___________________________________________________________

4. ___________________________________________________________

5. ___________________________________________________________

IV. Укажи, пожалуйста, фамилии тех одноклассников, которые не захотят, по твоему мнению, взять тебя в свой новый класс. Запиши пять фамилий.

1. ___________________________________________________________

2. ___________________________________________________________

3. ___________________________________________________________

4. ___________________________________________________________

5. ___________________________________________________________

V. Если бы тебе предложили посмотреть ответы на эти вопросы пятерых твоих одноклассников, то чьи ответы ты хотел бы увидеть? Напиши их фамилии в порядке значимости для тебя. Под первым номером -- фамилию того, чьи ответы хочется знать больше всего, и так далее.

1. ___________________________________________________________

2. ___________________________________________________________

3. ___________________________________________________________

4. ___________________________________________________________

5. ___________________________________________________________

Большое спасибо за ответы!

Приложение 2

Вопросы для классного руководителя

Как Вы оцениваете уровень сплоченности класса?

Есть ли в классе деление на группы?

По какому признаку оно происходит?

Есть ли в классе референтная группа, позволяющая оказывать влияние на коллектив?

На чем основывается авторитет референтных лиц?

Какое значение в жизни современных школьников имеет коллектив?

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.