Рефераты. Роль работы с природным материалом на уроках труда в развитии воображения у младших школьников

Роль работы с природным материалом на уроках труда в развитии воображения у младших школьников

1

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение

2. Сущность и виды воображения

3. Функции воображения и его развитие

4. Воображение и творчество.

5. Особенности обучения в младшем школьном возрасте.

6. Воображение и творчество в младшем школьном возрасте.

7. Воображение младших школьников и природный материал

8. Заключение

9. Список литературы

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Введение.

Данная работа посвящена, прежде всего, изучению воображения, как одного из основных объектов, рассматриваемых психологической наукой. Воображение является широким понятием и имеет множество форм проявления у человеческих индивидуумов. Кроме того, воображение имеет свои специфические особенности в зависимости от возраста и пола индивидуума. Если говорить более конкретно, данная работа затрагивает тему детского воображения и, таким образом имеет прямое отношение к возрастной психологии. Период детства у человеческого индивидуума длится, как известно, с младенчества до совершеннолетия. Упор в данной работе делается на узкий возрастной интервал периода детства, а именно, на младший школьный возраст. Необходимо отметить, что узким он является только с точки зрения времени, но отнюдь не с точки зрения его значимости для развития ребенка. Значимость этого периода в процессе становления человека как личности огромна, не менее значительна чем, скажем, дошкольный период. Младший школьный период также как и дошкольный является началом сознательного становления личности, в котором закладывается «фундамент» для всего «здания» под названием человек. Несмотря на некоторую общность этих двух периодов, период младшего школьного возраста имеет явное отличие от предыдущего. Этим отличием является начало обучения как такового (плавный переход от полуигровой или игровой формы обучения и воспитания к строго научной). Следует добавить, что в определении данного периода фигурирует понятие «школьный», поскольку четкие возрастные границы здесь обозначить нельзя вследствие некоторой внутренней дифференциации в школьной системе относительно возраста вступления ребенка в эту систему, а также относительно количества классов начальной школы.

Данная работа, также имеет ярко выраженный педагогический уклон, поскольку рассматривает воображение младших школьников не только в развитии, но и в прямой зависимости от определенного вида школьных занятий, а именно - в зависимости от уроков труда. На уроках труда в начальной школе используется множество разнообразных материалов для творческого процесса учащихся. В данной работе внимание акцентируется на использовании учащимися природных материалов, т. е. не являющихся продуктом создания или переработки промышленности.

В последнее время в обществе наметилась тенденция к увеличению интереса к природным процессам, материалам и к природе вообще. Эта тенденция захватила практически все сферы жизни и деятельности общества, в том числе и систему образования. Наряду с этой тенденцией в системе образования, возник также повышенный интерес к декоративно- прикладному искусству и народным ремеслам (интерес к творчеству предков). На уроках труда в начальной школе эти тенденции проявились в увеличении использования природного материала в ущерб традиционным материалам промышленной переработки. Помимо обыкновенных уроков труда, увеличилось число кружков декоративно - прикладного искусства и народных ремесел. Здесь нас интересуют именно уроки труда.

Таким образом, актуальность данной работы продиктована всеобщей тенденцией «возврата к природе».

Объектом исследования данной работы является воображение учащихся младшего школьного возраста.

Предметом исследования данной работы является развитие воображения младших школьников под влиянием создания разнообразных поделок и композиций из природного материала на уроках труда. Поскольку речь идет о создании определенных объектов (поделок), то внимание акцентируется, прежде всего, на развитии творческого (продуктивного) воображения. Развитие других видов воображения, например репродуктивного (воссоздающего), рассматривается в данном контексте как вспомогательный процесс, являющийся лишь ступенью для развития творческих способностей школьников.

Цель настоящей работы состоит в доказательстве преимущества использования природного материала, используемого младшими школьниками в процессе творчества, по сравнению с промышленным материалом.

Сущность и виды воображения.

Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.

Специфичность данной формы психического процесса заключается в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний. Последнее означает, что ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики. Можно предполагать, что именно воображение, желание его поныть и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в наши дни.

Однако феномен воображения остается загадочным и в наши дни. Человечеству до сих пор почти ничего не известно именно о механизме воображения, в том числе о его анатомо-физиологической основе. Вопросы о том, где в мозгу человека локализовано воображение, с работой каких известных нам нервных структур оно связано, сегодня еще не разгаданы. По крайней мере, об этом мы можем сказать гораздо меньше, чем, например, об ощущениях, восприятии, внимании и памяти, которые изучены в достаточной степени.

Воображение играет огромную роль в жизни человека. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение играет также огромное значение для развития и совершенствования человека как вида. Оно выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее.

Воображение - это способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживая его в сознании и мысленно манипулировать им.

Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разное время, что не может себе позволить никакое другое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.

Воображение является основной наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны или нежелательны.

От восприятия, которое представляет собой процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств, и которое завершается формированием образа, воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии и вымысла. Если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его называют мечтой.

Воображение может быть четырех основных видов (см. приложение 1).

Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.

Пассивное воображение заключается в том, что его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.

Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. При этом в образе эта действительность творчески преобразуется.

Репродуктивное воображение при его использовании ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

С процессом воображения в практической деятельности людей прежде всего связан процесс художественного творчества. Так, с репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти реализм. По картинам И.И. Шишкина, например, ботаники могут изучать флору русского леса, так как все растения на его полотнах выписаны с «документальной» точностью. Работы художников-демократов второй половины девятнадцатого века И. Крамского, И. Репина, В. Петрова при всей их социальной заостренности также являются поиском формы, максимально приближенной к копированию действительности.

В искусстве источником любого направления может быть только жизнь, она же выступает в качестве первичной базы для фантазии. Однако никакая фантазия не способна изобрести нечто такое, что человеку не было бы известно. В связи с этим именно реальность становится основной творчества ряда мастеров искусства, чей полет творческой фантазии уже не удовлетворяют реалистические, а тем более натуралистические средства воображения. Но эта реальность пропускается через продуктивное воображение творцов, они по-новому ее конструируют, пользуясь светом, цветом, наполняя свои произведения вибрацией воздуха (импрессионизм), прибегая к точечному изображению предметов (пуантилизм в живописи и музыке), разлагая объективный мир на геометрические фигуры (кубизм) и т.д.

Поэтому с продуктивным воображением в искусстве мы встречаемся и в тех случаях, когда воссоздание действительности реалистическим методом художника не устраивает. Его мир - фантасмагория, иррациональная образность, за которой - вполне очевидные реалии. Например, плодом такого воображения является роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита», фантастика братьев Стругацких и др. Обращение к столь необычным и причудливым образам позволяет усилить интеллектуальное и эмоционально-нравственное воздействие искусства на человека.

Чаще всего творческий процесс в искусстве связан с активным воображением: прежде чем запечатлеть какой-либо образ на бумаге, холсте или нотном листе, художник создает его в своем воображении, прилагая к этому сознательные волевые усилия. Нередко активное воображение настолько захватывает творца, что он утрачивает связь со своим временем, своим «я», вживаясь в создаваемый им образ. Немало свидетельств этому дано в литературе.

Реже импульсом творческого процесса становится пассивное воображение, так как спонтанные, независимые от воли художника образы чаще всего являются продуктом подсознательной работы его мозга, скрытой от него самого. И, тем не менее, наблюдения за творческим процессом, описанные в литературе, дают возможность привести примеры роли пассивного воображения в художественном творчестве. Так, Франц Кафка исключительную роль в своем творчестве уделял сновидениям, запечатлевая их в своих фантастически мрачных произведениях.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.