Рефераты. Роль самостоятельной работы в формировании учебно-познавательных мотивов учащихся (на примере иностранного языка)

p align="left">Просмотри материал текущего урока по учебнику, найди предложения, в которых используется данная грамматическая структура.

Проговори эти предложения, попробуй трансформировать их по интонации.

Придумай несколько предложений, содержащих новую грамматическую структуру.

Памятка 6.

При аудировании текста:

Внимательно прослушай текст, не останавливая плёнку. Постарайся понять содержание произносимого текста.

Прослушай текст ещё раз, своевременно останавливая плёнку, чтобы понять текст более полно.

Останавливая воспроизведение плёнки, пытайся повторить за диктором произносимые им слова и предложения.

Повтори трудное для слово или предложение несколько раз, стараясь как можно точнее воспроизвести произношение и интонацию диктора.

Запомни слова, которые оказались для тебя трудными с тем, чтобы выяснить у преподавателя их точное произношение, значение и случаи употребления.

Составь список ключевых слов или предложений так, чтобы он отражал основную канву повествования.

Прослушай текст ещё раз, постарайся запомнить информацию.

С помощью составленного тобой списка постарайся пересказать текст.

Заключение

Проведённое исследование позволило определить, что система формирования навыков самостоятельной деятельности учащихся основывается на педагогических и психологических закономерностях, детерминируется содержанием, методами, организацией обучения и возрастными психологическими особенностями учащихся и представляет собой совокупность приёмов, осуществляемых на этапах целеполагания, мотивации, определения содержания, характера, степени трудности учебных задач, способов действий, контроля и самоконтроля, т.е. цельный механизм со своей «технологией», организацией и управлением. Динамика взаимообусловленных действий учителя и учащихся зависит от степени проявления (напряжения) противоречий в целеполагании, мотивации, в организационной, содержательной процессуальной и контрольно-оценочной сторонах учебной деятельности.

Проведённое исследование дало возможность сделать следующие выводы:

Анализ современного состояния проблемы показывает, что на сегодняшний день ещё нет разработанной методики самостоятельной работы учащихся, направленной на формирование и развитие учебно-познавательных мотивов, но необходимость её разработки не вызывает сомнений. Только целенаправленное формирование методики самостоятельной работы обеспечивает проблемное развивающее обучение, которое, в свою очередь является главным источником формирования познавательной мотивации.

Самостоятельная работа - одно из главных средств актуализации потенциальных возможностей каждого ученика. Она ведёт к мобилизации резервов психического развития ученика.

3. Самостоятельная работа есть ни что иное, как реализация дидактического принципа сознательности в обучении. Только специально организованное целенаправленное обучение подростков, как и школьников вообще, речемыслительной и коммуникативной деятельности, опирающееся на самостоятельную учебную работу учащихся, может оптимизировать процесс их коммуникативного становления.

Таким образом, под формированием методики самостоятельной деятельности понимается такую систему способов и приёмов взаимообусловленных действий учителя и учащихся, которая органично, как характерологическая сторона, присуща всем этапам обучения иностранному языку. Этот принцип делает процесс обучения глубоко личностным. Он по определению тяготеет к системности и целостности.

Существование методики формирования навыков самостоятельной деятельности учащихся - это одно из главных условий актуализации потенциальных возможностей каждого ученика. Он ведёт к мобилизации резервов психического развития ребёнка. Исследования психологами среднего школьного возраста показывают, что в данном возрасте происходит качественное изменение коммуникативной деятельности в целом, хоты вполне очевидно, что становление всех входящих в него процессов не заканчивается общая тенденция становления речемыслительной и коммуникативной деятельности школьника по линии осознаваемости, опосредованности, произвольности, регулируемости, логичности не исключает того, что многие возрастные и психические особенности подростков не реализуются в полной мере. Только специально организованное целенаправленное обучение подростков, как и школьников вообще, речемыслительной и коммуникативной деятельности, опирающееся на самостоятельную учебную работу учащихся, может оптимизировать процесс их коммуникативного становления.

Систематическая самостоятельная работа учащихся при обучении иностранному языку гарантирует истинную мотивацию, подлинную, внутреннюю (а не внешнюю, часто чисто формальную) активность учащегося.

Таким образом, решение поставленных задач в рамках данного исследования позволило проверить выдвинутую гипотезу, из которой следует, что действенность и эффективность процесса обучения иностранному языку значительно повысится, если самостоятельная учебная деятельность учащегося будет представлять собой динамично функционирующую целостную систему.

Результаты исследования дают основание сделать выводы о том, что выдвинутая гипотеза доказана, поставленные задачи решены. Разработанные методические рекомендации могут служить основанием для дальнейших изысканий в области проблем формирования навыков самостоятельной работы учащихся как средства повышения уровня учебно-познавательной мотивации.

Литература:

Артёмов В.А. Психология обучения иностранным языкам. - М.: Просвещение, 1969.

Асеев В.Г. Проблема мотивации и личность: Сб. Теоретические проблемы в психологии личности. - М.: Наука, 1974.

Афасижева Д.А., Кузнецова С.А. Организация самостоятельной работы учащихся. - М., 1988.

Бим И.Л. Методика обучения иностранному языку и проблемы школьного учебника. - М.: Русский язык, 1977.

Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. - М.: Педагогика, 1979. - Т.2.

Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе. - М., 1959.

Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе //Вопр. психологии. - 1978. - №4.

Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. - М.: Просвещение, 1988.

Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М., 1960.

Гез Н.И., Ляховицкий М.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Высшая школа, 1982.

Громцева А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию. - М., 1983.

Гурьева С.А. психологический анализ логико-смысловой организации речевого высказывания: Автореф. канд. дис. психол. наук. - М.:1984.

Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Педагогика, 1986.

Зимняя И.А. Индивидуально-психологические факторы и успешность научения речи на иностранном языке //Иностр. языки в школе. - 1970. - №1.

Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: Просвещение, 1991.

Зимняя И.А., Ильинская Е.С. Психологический анализ урока иностранного языка // Иностр. языки в школе. - 1984. - №3.

Каспарова М.Г. О некоторых компонентах иноязычных способностей и их развития у школьников //Иностр. языки в школе. -1986. - №5.

Концепция коммуникативного обучения иноязычной культуре в средней школе: Пособие для учителя /С.С.Артемьева, Е.В.Дождикова и др.; Под ред. Е.И.Пассова, В.Б.Царьковой. - М.: Просвещение, 1993.

Красильникова В.С. Учебные задания по иностранному языку с ориентацией на самостоятельную работу учащихся //Иностр. языки в школе. - 1990. - №6.

Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. - М.: Просвещение, 1976.

Куликова Л.А. Обучать самостоятельной работе - значит учить трудиться //Иностр. языки в школе. - 1987. - №3.

Кулько В.А., Цехмистрова Т.Д. Формирование у учащихся умений учиться. - М., 1983.

Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М., 1964.

Леонтьев А.А. Возрастные и индивидуальные особенности школьников в процессе обучения // Иностр. языки в школе. - 1976. - №1.

Леонтьев А.А. Язык, речь и речевая деятельность. - М.: Просвещение, 1969.

Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов О.Б. Формирование мотивации учения. - М.: Просвещение, 1990.

Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. - М.: Педагогика, 1974.

Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 1983.

Мошинская Л.Р. Вероятностное прогнозирование в речевой деятельности (возрастная динамика): Автореф. канд. дис. психол. наук. - М.:1981.

Осницкий А.К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активной личности. - М., 1986.

Пассов Е.И. Беседы об уроке иностранного языка. - Ленинград, 1975.

Пассов Е.И. Основы методики обучения языкам. - М., 1977.

Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. - М.: Просвещение, 1996.

Путиловская Т.С. Возрастные особенности решения коммуникативных задач в педагогическом общении: Автореф. канд. дис. психол. наук. - М.:1983.

Разинов П.А. Проблема самообразования и самообучения иностранному языку в школе // Иностр. языки в школе. - 1989. - №4.

Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Просвещение, 1991.

Рогова Г.В. Некоторые предложения по организации самостоятельной работы учащихся // Иностр. языки в школе. - 1980. - №5.

Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 1973.

Скуридина И.В. Психологические особенности аудирования в разных возрастных группах учащихся. Автореф. канд. дис. психол. наук. - М.: 1984.

Старков А.П. и др. Английский язык: Учебник 1 год обучения. Книга для чтения /Сост. Е.Т.Копыл, М.А.Боровик - Санкт-Петербург: Изд-во «Специальная литература», 1997.

Стежко Т.А. Зависимость сохранения текста от коммуникативных установок в разных возрастных группах. Автореф. канд. дис. психол. наук. - М.:1984.

Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.: Педагогика, 1990.

Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. - М.: Просвещение, 1986.

Эльконин Д.Б. Психология обучения. - М.: Знание, 1974.

Приложение 1

В упражнении 1 на стр. 32 в учебнике английского языка для 1 года обучения А.П.Старкова и Р.Р.Диксона предлагается задание: «Напишите по строчке каждое слово». Не получив рекомендаций, как лучше выполнить это упражнение, учащийся пишет обычно по буквам слово за словом, не особенно задумываясь над выполняемым заданием, и, естественно, обучающий эффект этого упражнения весьма невысок. Можно повысить эффективность выполнения подобного задания, если дать обучаемым следующие рекомендации:

Сначала установите, по какому ключевому слову эти слова читаются. Так, во всех словах под буквой a) буква «а» читается по типу слова «plate», являющегося ключевым. В нём немое «е» не произносится, во всех словах первая гласная произносится одинаково, вторая гласная не произносится.

Прочитайте внимательно всё слово, установите, какова разница в написании этих слов. Так, второе слово «late» отличается от первого «plate» отсутствием первой буквы; третье «take» и четвёртое «table» отличаются конечными согласными буквами, и т.д.

Прочитайте ещё раз и постарайтесь запомнить графический образ слова, т.е. его буквенный состав.

Напишите слово по памяти.

Проверьте, правильно ли вы написали слова: сверьте написанное вами с тем, что напечатано в учебнике.

В последующих заданиях этого упражнения учащиеся пишут слова с буквами e, i, o, u. Можно рекомендовать им такие приёмы выполнения подобных заданий:

установить, по какому ключевому слову читаются слова;

прочитать все слова сначала про себя, внимательно всматриваясь в каждое слово, а затем вслух;

выделить отличительные признаки в написании слов;

прочитать ещё раз про себя, запомнить буквенный состав слова;

написать слово по памяти и сверить по учебнику правильность его написания.

Описанные приёмы работы по выполнению такого типа упражнений обеспечат учащимся возможность овладеть навыками чтения и письма на сознательной основе, у них будет развиваться умение анализировать. Такая работа будет способствовать также развитию орфографической памяти.

В упр. 28 на стр. 127 учебника английского языка для 2 года обучения указанных выше авторов даётся задание: «Describe the family at the breakfast table» (картинка - семья за завтраком). Учащимся следует напомнить о том, что здесь же, в упражнении, приводятся сведения обо всех членах семьи, и их нужно использовать в своих высказываниях.

Можно предложить школьникам выполнять задание в такой последовательности:

рассмотреть картинку и мысленно определить всех членов семьи;

внимательно прочитать данную в упражнении информацию;

развернуть информацию о каждом члене семьи в высказывание;

описать картинку.

Всё это позволит повторить пройденный материал и будет способствовать формированию и развитию навыков устной речи.

Приложение 2

Ступень

Урочное время

Время самостоятельной работы вне урока (ежедневно и в неделю соответственно)

Общее количество затраченного времени

Начальная

3 урока = 2 ч

8-10 мин = 50 мин - 1 ч

= 3 ч - 3 ч 20 мин

Средняя

2 урока = 1ч 20 мин

15-20 мин =1,5 - 2ч

= 3 - 3,5 ч

Старшая

1 урок = 40 мин

20-25 мин =2 - 2,5ч

= 2 ч 45 мин - 3 ч 15 мин

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.