Рефераты. Роль сказки в речевом развитии дошкольников

Выводы

1. Старшие дошкольники проявляют большой интерес к волшебным сказкам, осмысленно воспринимают их. Но в основном их знания и впеча
тления базируются на материале телепередач.

2. Отсутствие богатого литературного и жизненного опыта ограничивает творческие и речевые возможности детей, которые не всегда могут самостоятельно создать новую линию повествования в соответствии с особенностями жанра сказки.

3. Воспитатели и родители не уделяют должного внимания данной проблеме.

4. Необходима специальная работа по развитию навыков творческого рассказывания на основе знакомства с русскими волшебными сказками, их анализа.

Библиографический список

1. Алексеева М.М.. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М. 1999.

2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. Учебное пособие для студ. пед. ин-тов. - М. 1981.

3. Выготский С.Л. Собрание сочинений. Т4.5.

4. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.. 1961.

5. Горбушина Л.А.. Николаичева А.П. Выразительное чтение и расск
азывание детям дошкольного возраста. - М.: Просвещение. 1983.

6. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. - М.: Линка-Пресс. 2003.

7. Диагностика речевого развития дошкольников: Научно-метод. пособие / Под ред.О.С. Ушаковой. - М.. 1997.

8. Иванова О.А. Учимся читать художественную литературу: Программа. Тематическое планирование. Конспекты занятий. Для работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста. - М.: Школьная Пресса. 2004.

9. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для учащихся дошкол. пед. училищ / Л.П. Федоренко. Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаичева. - М.: Просвещение. 1984.

10. Михайлова Н.Б. Адаптированный вариант Гейдельбергского теста речевого развития детей. // Современные модели психологии речи и психолингвистики. - М. 1990.

11. Павлова А.А. Диагностика и коррекция речевого развития детей. // Современные модели психологии речи и психолингвистики. - М.. 1990.

12. Проблемы изучения речи дошкольника. Сб. научных трудов. посвященный памяти Ф.А. Сохина. - М. 1994.

13. Программа обучения. воспитания и развития ребенка в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой. Т.С. Комаровой // Дошкольное воспитание. № 1-12. 2003.

14. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада/ В.И. Логинова.А.И. Максаков.М.И. Попова и др.; Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение. 1984.

15. Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. / Под. ред.О.М. Дьяченко. Издание второе. исправленное и дополненное. - М.: Издательство ГНОМ и Д. 2000.

16. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Т.И. Ерофеевой. - М. 2002.

17. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольника //Вопросы психологии. -1989. - №3.

18. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) - М.. 1967.

19. Тихомирова И.М. Школа развивающего чтения. - Нижний Новгород. 1996.

20. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред.Н. Н. Поддьякова, Ф.А. Сохина. - М.. 1984.

21. Яшина В.И. Изучение уровня речевой подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе. Спецкурс. Диагностика готовности детей к обучению в школе. - М. 1992.

Приложение

Тематический план и содержание занятий

Русская народная сказка "Снегурочка"

Задачи:

1. Развивать слуховое и зрительное внимание, наблюдательность, воображение.

2. Формировать умение логически мыслить при решении проблемных задач.

3. Обогащение словарного запаса детей, как в количественном, так и в качественном отношении, учить звуковому анализу и синтезу в словесных играх.

4. Совершенствовать зрительное внимание детей, обучая их глубинному, детальному восприятию предметов, соотношению их частей.

5. Закреплять умение сравнивать похожие предметы, отличающиеся деталями.

6. Поддерживать активное использование простых и сложных предлогов при ответах.

Художественное слово:

Русская народная сказка "Снегурочка".

Загадки про зиму, снег и т.д.

Пословицы, поговорки.

Весёлые задачи.

Физкультминутка "Мороз".

Оборудование: иллюстрации с персонажами, картинка, на которой есть два разных снеговика.

Варианты игровых упражнений:

1. "Когда это бывает..."

2. "Снеговики"

3. "Кто лишний и почему?"

4. Игра "Времена года".

5. Игра "Разные снеговики".

6. "Весёлые задачи".

Варианты вопросов по сказке:

1). Какие времена года описаны в сказке?

2). В какое время года появилась Снегурочка?

3). Какие отличительные признаки зимы? весны? осени?

4). Сколько месяцев длится одно время года?

5). Сколько надо снежных шаров, чтобы слепить снежную бабу?

6). А почему не лепят снежного деда?

7). Какие забавы, зимние игры ты знаешь?

8). Нравится ли вам Снегурочка? Почему?

9). Что это у неё за имя - Снегурочка? От какого слова? Как её можно ещё назвать?

10). Похожа ли Снегурочка на Весну Красну? На Лето Красное? На осень... ? А на Деда Мороза? Чем? Чем отличается от него?

11). Сколько времени прожила Снегурочка у деда с бабой? (почти шесть с половиной месяцев).

12). Сказка грустная или весёлая? Почему?

13). Чему учит эта сказка? Вспомним пословицы:

"Не хлебом единым жив человек? "

"Без детей горе, а с детьми - двое".

"Всему своё время".

"Зиме, да лету союзу нету".

"Зима кончается, весна начинается".

Варианты игровых упражнений:

1). "Когда это бывает..."

Тает снежок,

Ожил лужок.

День прибывает Когда это бывает. (Весна)

Утром мы во двор идём -

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят И летят, летят, летят... (Осень)

Солнце печёт,

Липа цветёт,

Рожь поспевает Когда это бывает. (Лето)

Дел у меня немало -

Я белым одеялом Всю землю укрываю,

В лёд реки убираю Белю поля, дома,

Зовут меня... (Зима)

2). "Снеговики"

В воскресенье слепил я трёх замечательных снеговиков. Один получился большой, другой - поменьше, а третий - совсем маленький. Руки первого и второго - снежные комки, а у третьего - из сучков. Вместо носа вставлены морковки, глаза из угольков. Стоят снеговики и радуются. (Нарисуйте снеговиков).

3). "Загадки".

Меня не растили Из снега слепили.

Вместо носа ловко Вставили морковку,

Глаза - угольки,

Руки - сучки.

Холодная, большая Кто я такая? (Снежная баба)

По снегу покатите - я подрасту,

На костре согреете - я пропаду. (Снежный ком)

Очень любят дети

Холодок в пакете.

Холодок, холодок,

Дай лизнуть тебя разок. (Мороженое)

4). "Снежные комочки"

Обведи комочки по точкам, старайся не отрывать карандаш от бумаги. Комочки можно наматывать от центра или от края, по часовой стрелке и против неё. Усложнение - нарисуй "комочки" самостоятельно.

5). Игра "Времена года".

Для игры нужны четыре шапочки для Зимы, Весны, Лета и Осени. Если играет группа детей, таких шапочек может быть больше: три для Зимы, три для Весны и т.д. Вместо шапочек можно использовать карточки из цветной бумаги: белой, зелёной, красной, жёлтой, на которых должны стоять цифры 1, 2, 3 (по числу месяцев в каждом времени года).

Дети встают в круг. Водящий (Старик - годовик) называет месяц, например "Август". В круг входит ребёнок с красной карточкой №3, и говорит об этом месяце: "Я последний, третий летний месяц".

6). Игра "Разные снеговики".

Взять две картинки с изображением снеговиков. У них разные шапки, разное число пуговиц и другие различия. Рядом поставить зайчика.

Вот зайчишка у реки Встал на задних лапках,

Перед ним снеговики С метлами и в шапках.

Заяц смотрит, он притих,

Лишь морковку гложет:

Что же разное у них, -

Он понять не может.

Посмотрите на "лица" снеговиков. Что у них разное? (Один снеговик грустный, другой весёлый, третий - спокойный и т.д. ; нос у одного длинный, у другого короткий, у третьего - другого цвета). Что у них одинаковое? (Два глаза, есть нос, брови и т.д. ). Сравните их головные уборы? Что у них в руках? и т.д.

Если игра проводится с группой, то можно организовать игру по кругу с фишками за правильный ответ. Выигрывает тот, кто набрал большее число фишек.

7). "Весёлые задачи".

а) Дети лепили снежную бабу. После прогулки на батарее сохло 8 варежек. Сколько детей лепило снежную бабу? (Четыре ребёнка).

б) Наступил декабрь. Распустились три ромашки, а потом - ещё один. Сколько ромашек распустилось? (В декабре цветы не растут).

в) Бабушка, дедушка и Снегурочка всегда садились за стол ужинать. так: справа, от окна - дедушка, слева от окна - Снегурочка, спиной к окну - бабушка. Как можно сесть по-другому? Сколько разных вариантов? - Шесть вариантов. Предложите ребёнку показать это на наглядном материале.

г) Ну-ка, сколько всех ребят На горе катаются?

Трое в саночках сидят,

Один (двое, трое) дожидаются.

8). "Физминутка"

Мороз Я мороза не боюсь,

С ним я крепко подружусь.

Подойдёт ко мне Мороз,

Тронет руку, тронет нос (показать руку, нос)

Значит надо не зевать,

Прыгать, бегать и играть. (показать движения)

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.