Рефераты. Ручные операции на уроках технологии резьбы по дереву

p align="left">- Дежурный кто сегодня отсутствует? (Дежурный класса сообщает об отсутствующих, если они есть).

Эмоциональный настрой коллектива. Проверка степени готовности к уроку.

II. Изучение нового материала. (43 мин.)

Итак, тема сегодняшнего урока «Резной геометрический орнамент. Создание несложных изделий в технике трехгранно-выемчатой резьбы.». Запишите в тетрадях дату и тему урока.

1. История возникновения орнамента.

Орнамент имеет свою историю. Его истоки уходят в те времена, когда человек выделил себя из окружающего его мира, и начал изготавливать орудия труда и предметы быта. Самые ранние орнаментальные изображения были найдены при археологических раскопках на осколках керамики. В древнем прикладном искусстве магический элемент преобладал над эстетическим, выступая в качестве оберега от стихии и злых сил.

По-видимому, одним из первых орнамент украсил глиняный сосуд, вылепленный из глины, когда до изобретения гончарного круга было еще далеко. И состоял такой орнамент из ряда простых вмятин, сделанных на горловине пальцем примерно на равном расстоянии друг от друга. Естественно, эти вмятины не могли сделать сосуд более удобным в пользовании. Однако они делали его интереснее и, главное, “защищали” от проникновения через горловину злых духов.

Тоже самое относится и к украшению одежды. Магические знаки на ней оберегали тело человека от злых сил. Поэтому не удивительно, что узоры-заклинания располагали на вороте, рукавах, подоле.

С усовершенствованием орудий труда стало возможным украшать не только глиняные сосуды, но и изделия из дерева и камня. Украшения были в виде неглубоких точек, прямых и кривых линий. Зависимость человека от тайных сил природы способствовала созданию более сложного орнамента - геометрического, который в те давние времена имел определенный символический смысл. Необъяснимые тогда явления природы привели к поклонению им - дождю и ветру, луне и звездам, земле и воде. Но центральное место отводилось солнцу - источнику света, тепла и жизни. Часто встречающееся изображение круга связано с культом солнца, от которого зависел урожай, а следовательно, судьба крестьянина-землепашца.

Со временем изображение солнца в виде круга с лучами и изображение воды в виде волнистой линии потеряли изначальный смысл, но они остались любимыми мотивами орнамента в народном искусстве. Розетка с солнцем помещается обычно в центре, а волнистая линия воды обрамляет изделие или же несколько рядов волнистой линии образуют сетку, покрывающую поверхность. Такие простейшие узоры характерны почти для всех древних народов Земли. Но возникли они совершенно самостоятельно, так как в те далекие времена практически отсутствовала какая-либо связь между народами.

С течением времени развивались торговые и политические связи между странами и народами. А вместе с ними, в ХI-ХIII веках на русскую землю пришли такие мифические существа, как райская птица Сирин, птица с человеческим лицом, но без ног, вынужденная по этому все время летать; сирены - морские существа, имеющие голову и тело женщины, но рыбий хвост . С далекого Востока пришли легенды об огненной птице Феникс возрожденной из пепла; о единороге, считавшемся владыкой подземного царства; о льве - царе зверей на земле лев. Изображения этих существ часто встречаются в украшениях домов и построек Русского Севера и Поволжья и в росписях прялок. Единоборство льва и единорога также стало элементом орнаментального украшения - это стоящие на задних лапах звери, повернутые друг к другу мордами; их передние лапы скрещены или опираются на “древо жизни” - символ плодородия. Постепенно невиданные легендарные существа приняли у народных мастеров облики узнаваемых из их собственной жизни существ. Например, единорога изображали конем, но только с рогом на лбу; лев стал похож на собаку или коня; “древо жизни” постепенно превратилось в обыкновенное дерево. Таким образом постепенно складывались устойчивые (но не застывшие) формы, а вместе с ними и принципы построения орнамента, во много м определившие национальные художественные традиции.

Виды орнамента.

Геометрический орнамент. Характерен для многих эпох и народов. Несмотря на предельную простоту, до сих пор сохранил эстетическую ценность. Основу построения такого орнамента составляет четкое чередование геометрических элементов в заданном порядке. Очень часто употребляется с другими типами орнамента. Не следует забывать, что прообразом геометрического орнамента была природная форма. Например, греческий меандр символизирует волну, круг - солнце, плетенка - воду.

Растительный орнамент. Самый распространенный в народном искусстве после геометрического и самый излюбленный во многих видах ДПИ. Разные времена и разные народы давали свои растительные мотивы. В раннем средневековье особенно популярными были виноградная лоза и трилистник; во времена барокко - тюльпан и пион; в период модерна - лилия и т.д. Можно сказать, что растительный орнамент использует самый многочисленный комплекс мотивов, а разных вариаций таких мотивов существует бесконечное множество. Причем один и тот же мотив может быть сильно приближен к натуре, а может быть упрощен до неузнаваемости. Фантастический орнамент. В его основе лежат изображения мифических существ: птицы Сирин, сирен, единорогов, львов и др. Часто его использовали в резьбе по дереву, вышивке, росписи по дереву.

Зооморфный орнамент. Как и в растительном орнаменте, здесь встречаются приближенные к реальным и чрезвычайно упрощенные изображения птиц и зверей. Этот орнамент часто прекрасно сочетается с растительным.

Беседа о порядке построения орнаментальной полосы.

Основные способы построения орнаментальной полосы

“куст”

“дерево”

“волна”

По закономерностям построения обычно выделяют три широко распространенные разновидности орнаментального рельефа:

- орнаментальные ленты (фризы, окаймления, бордюры);

- сетчатые орнаменты (заполняющие поверхность предмета сплошным узором).

Бордюр - орнамент, в котором повторяемые фигуры перемещаются вдоль одной прямой (или кривой) линии.

На основе различных видов симметрии получают вариации бордюрного орнамента.

Раппорт - законченная наименьшая по размеру площадь рисунка, которая повторяется точно по вертикали и горизонтали (для сетчатого раппорта) или в одном направлении (для линейного раппорта) необходимое число раз без просветов фона.

Симметричные орнаментальные композиции уравновешены и статичны. Наиболее статичны композиции с использованием осевой (зеркальной) симметрии. Симметрично могут быть построены как элементы композиции, так и мотивы, состоящие из групп элементов, или вся композиция в целом.

IV. Практическая работа. (39 мин.)

V. Завершение урока. Анализ детских работ. (7 мин.)

Анализ результатов проводиться по трем направлениям:

1. Уровень овладения приемами построения орнаментальной полосы;

2. Выразительность и цветовой настрой придуманной композиции;

3. Аккуратность в выполнении работы.

VI. Подведение итогов. (3-4 мин.)

- На этом наш урок закончен. До свидания.

2.3 План-конспект уроков

УРОК №1-2

Раздел программы: Художественная обработка древесины

Тема: Народное декоративное искусство. Резьба по дереву в России.

Класс: 6 класс

Время работы: 90 минут

Цели урока:

Образовательная: ознакомить учащихся с народным декоративным искусством, резьбой по дереву в России, особенностями народного искусства, творчеством народных мастеров-резчиков по дереву русского Севера, Поволжья, Богородска, Хотькова, производственным циклом, технологическим процессом изготовления художественных изделий из дерева, оборудование и инструменты рабочего места резчика, токаря, техникой безопасности при работе с режущими инструментами.

Развивающая: развивать любовь к народным декоративным искусствам, резьбе по дереву, и к профессии резчика, токаря.

Воспитательная: воспитать чувство вкуса и умение правильно и аккуратно выполнять работу.

Тип урока: урок изучения нового материала

Основной метод проведения урока: словесный, наглядный.

Оборудование: циркуль, линейка, карандаш, заготовка деталей, рабочая коробка с инструментами.

Дидактический материал к учебному занятию: образец резьбы народных мастеров-резчиков, технологическая карта.

Место проведения: учебная мастерская

Ход урока

1. Организационный этап (2 мин.);

2. Мотивационный этап (3 мин.);

3. Сообщение темы и цели урока (1 мин.);

4. Этап актуализации знаний (6 мин.);

5. Изучение нового материала (40 мин.);

6. Этап применения нового материала (32 мин.);

7. Подведение итогов урока (4 мин.);

8. Домашнее задание (2 мин.).

УРОК №3-4

Раздел программы: Художественная обработка древесины

Тема: Древесина и ее свойства. Измерительные инструменты резчика по дереву. Инструменты для резьбы. Подготовка к работе. Техника безопасности.

Класс: 6 класс

Время работы: 90 минут

Цели урока:

Образовательная: ознакомить учащихся свойствами древесины, измерительными инструментами резчика по дереву, инструментами для резьбы; получение новых и систематизация ранее полученных знаний по теме “Технология обработки древесины ”, формировать у учащихся начальные трудовые знания и умения, развить их техническое мышление и творческие способности, используя ИКТ для лучшего восприятия материала.

Развивающая: совершенствовать навыки самостоятельной работы, активизировать мышление школьников, умение самостоятельно формулировать выводы, развивать речь. Развитие умения правильно выбрать заготовку, прострогать базовую кромку и разметить заготовку по шаблону.

Воспитательная: развитие чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе совместного решения задач; развивать мотивацию изучения этапов изготовления объектов труда, используя разнообразные приёмы деятельности, сообщая интересные сведения.

Тип урока: урок изучения нового материала

Основной метод проведения урока: словесный, наглядный.

Оборудование: проектор, компьютер, верстаки, наборы столярного инструмента, измерительный инструмент, технологические карты, образцы изделий, заготовки.

Дидактический материал к учебному занятию: презентация в Power Point “Художественная резьба по дереву”,“Технология обработки древесины”,

Место проведения: учебная мастерская

Ход урока

1. Организационный этап (2 мин.);

2. Мотивационный этап (3 мин.);

3. Сообщение темы и цели урока (1 мин.);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.