2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..….. 3
Глава 1. СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ СЕМЬИ
1.1. Основные функции и социальный статус семьи ……………………..…..5
1.2. Современная модель семьи и ее особенности ……………………………12
1.3. Сущность социальных проблем современной семьи ……………………15
Глава 2. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С СЕМЬЕЙ
2.1. Деятельность социального педагога по работе с семьей …………….….18
2.2. Формы социально-педагогической деятельности помощи семье ………20
2.3. Квалификационная характеристика социального педагога по работе с семьей…………………………………………………………………………… 23
Глава 3. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СЕМЬИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ …………………………………………………………………….…26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………….32
ВВЕДЕНИЕ
Перемены, происходящие в последнее время в российском обществе, способствовали изменению его структуры, социальных связей, формированию и развитию новых общественных отношений. Эти процессы, протекающие во всех социальных институтах, способствуют построению гражданского общества в России, обусловливают преобразование системы таких институтов, важнейшим из которых является семья. Особенно это касается молодой семьи, которая представляет собой неустойчивый социальный субъект, находящийся в стадии становления, и осуществляет свою жизнедеятельность в постоянно изменяющемся социуме, что оказывает зачастую негативное воздействие на ее развитие и стабилизацию.
Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.
Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Это следующие параметры:
Демографический - структура семьи (большая, включая других родственников, или нуклеарная, включающая лишь родителей и детей; полная или неполная; однодетная, мало- или многодетная).
Социально-культурный - образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества.
Социально-экономический - имущественные характеристики и занятость родителей на работе.
Технико-гигиенический - условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.
Но семья - это не только супружеские отношения; при анализе семьи необходимо рассматривать и вертикальные связи, уходящие в глубь времен на несколько поколений, и горизонтальные, то есть отношения между братьями, сестрами, зятьями, невестками, деверями, золовками, шуринами, сватами. К сожалению, не каждый человек сегодня объяснит степень родства, стоящего за этими понятиями. Будучи малоупотребляемыми, они вышли из речевого обихода, что в принципе отражает реальность - обеднение семейных и разрушение родственных связей.
Стремление к решению проблем семьи вызывает потребность получения оперативной и достоверной социологической информации, необходимой для формирования новых принципов государственной семейной политики, поскольку семья должна рассматриваться в качестве той сферы, где, главным образом, осуществляется социальная политика и оказывается социальная помощь нуждающимся. Именно по этим причинам важно знать факторы, обуславливающие становление благополучной семьи, имея в виду все стороны ее жизни, что во многом возможно осуществить на основе получения и использования достоверных социологических данных.
1.1. Основные функции и социальный статус семьи
Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.
Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.
Статистика свидетельствует, что переход к рыночной системе хозяйствования весьма болезненно отразился на состоянии семьи как социального института. Демографы фиксируют катастрофическое падение рождаемости, социологи отмечают рост числа асоциальных семей и предсказывают снижение жизненного уровня, падение нравственных устоев семейного воспитания.[ Социальная педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений /
Под общ. ред. М.А.Галазуновой.- М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001г. - с.166.]
Во все времена семья испытывала потребность получать поддержку в воспитании своих детей. История свидетельствует, что когда люди жили большими семьями, то необходимые знания и навыки семейной жизни передавались от поколения к поколению естественно и буднично. В современном индустриальном обществе, когда семейные связи между поколениями нарушены, передача необходимых знаний о формировании семьи и воспитании детей становится одной из важных забот общества.
Чем глубже разрыв между поколениями, тем более ощутима потребность родителей в получении квалифицированной помощи в воспитании своих детей. В настоящее время все яснее становится необходимость помощи родителям в воспитании детей со стороны профессиональных психологов, социальных работников, социальных педагогов и других специалистов. Исследования показывают, что в консультациях данных специалистов нуждаются не только неблагополучные, но и вполне благополучные семьи.
Cовременная ситуация, в которой оказалось наше общество, потребовала поиска новой модели общественного воспитания личности в открытой социальной среде, которое осуществляют сегодня не только родители, но и их помощники - социальный педагог, воспитатели, учителя, общественность.
Семейно-брачные отношения прослеживаются в истории человечества с довольно ранних эпох. Уже в неолите (15-20 тыс. лет назад), к которому относится появление человека разумного, существовали устойчивые общности людей, основанные на естественном половозрастном разделении функций, совместно ведущие хозяйство, воспитывающие детей.[ Социальная педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студ. высших учебных заведений /
Под общ. ред. М.А.Галазуновой. - М.: Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2001г.- с.167. ]
В глубинной подоснове семьи лежат физиологические потребности, которые в мире животных носят название инстинкта размножения. Но кроме биологических законов, проявляющихся в жизнедеятельности семьи, существуют и социальные законы, так как семья - социальное образование, имеющее в каждом конкретно-историческом типе общества свои традиции и специфику.
При всех различиях семейных отношений, зафиксированных в истории, есть нечто общее, что объединяет все семьи. Это семейный образ жизни, в котором человечество нашло единственную возможность существовать, выражая свою социально-биологическую природу.
Ученые выделяют различные функции семьи.
Репродуктивная функция (от лат. productjo - cамовоспроизведение, размножение, производство потомства) обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода.
Демографическая ситуация в России сегодня складывается таким образом, что уровень смертности превышает уровень рождаемости. В последние годы наблюдается тенденция увеличения доли семей, состоящих из 2-3 человек. Дети, по высказыванию таких семей, - это возможные ограничения свободы родителей: в образовании, работе, повышении квалификации, реализации своих способностей.[ Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М., 1989г., с.58. ]
Установка на бездетность, к сожалению, не просто имеется, она все больше распространяется на супругов детородного возраста. Это обусловлено растущими материально-экономическими трудностями, духовно-материальным кризисом, в результате которого в системе ценностей приоритетными становятся престижные вещи (машина, породистая собака, вилла и прочее), и другими причинами.
Можно выделить ряд факторов, обусловливающих сокращение величины семьи: падение рождаемости; тенденция к отделению молодых семей от родительских; увеличение в населении доли семей с одним родителем в результате роста разводов, овдовений, рождения детей одинокими матерями; качество здоровья населения и уровень развития здравоохранения в стране. По оценке экспертов, 10-15% взрослого населения по состоянию здоровья не способны иметь детей из-за плохой экологии, аморального образа жизни, болезней, плохого питания и так далее.
Экономическая и хозяйственно-бытовая функция. Исторически семья всегда была основной хозяйственной ячейкой общества. Охота и хлебопашество, ремесло и торговля могли существовать, так как в семье всегда было разделение функций. Традиционно женщины вели домашнее хозяйство, мужчины занимались ремеслами. В век научно-технической революции многие стороны жизни людей, связанные с повседневным обслуживанием, - приготовление пищи, стирка, уборка, пошив одежды и так далее - частично были переложены на сферу бытовых услуг.
Экономическая функция была связана с накоплением богатства для членов семьи: приданое для невесты, калым для жениха, вещи, передаваемые по наследству, страхование на свадьбу, на день совершеннолетия, накопление денежных средств.
Социально-экономические изменения, происходящие в нашем обществе вновь активизируют экономическую функцию семьи в вопросах накопления имущества, приобретения собственности, приватизация жилья, наследования и так далее.
Функция первичной социализации. Она обусловлена тем, что семья является первой и главной социальной группой, которая активно влияет на формирование личности ребенка. В семье переплетаются естественно-биологические и социальные связи родителей и детей. Эти природе связи очень важны, ибо они определяют особенности развития психики и первичную социализацию личности детей на самом раннем этапе их развития.
Являясь одним из важных факторов социального воздействия, конкретной социальной микросредой, семья оказывает влияние в целом на физическое, психическое и социальное развитие ребенка. Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе ребенка и культуре страны, где он появился на свет.[ Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - с.93. ]
Обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре той страны, где он родился и растет, ее нравственным нормам, традициям народа - прямая функция родителей.
Воспитательная функция. Воспитание ребенка в семье - сложный социально-педагогический процесс. Он включает влияние всей атмосферы и микроклимата семьи на формирование личности ребенка. Возможность воспитательного воздействия на ребенка заложена уже в самой природе отношения родителей к детям, сущность которого заключена в разумной опеке, сознательной заботе старших о младших. Существуют различные по характеру требования родителей и особенности взаимоотношений родителей и детей.
Страницы: 1, 2, 3, 4