Ингуши помнят былые прекрасные обычаи, связанные с культом женщины. Женский платок, брошенный между дерущимися мужчинами, заставляет опускать занесенные кинжалы, ружья, направленные друг на друга в яростной схватке. Этот прекрасный вайнахский (чеченский и ингушский) обычай -- использовать платок женщины для примирения враждующих -- заимствовали все кавказские народы".
На Кавказе уважают и берегут своих женщин: "Уважение к женщине, независимо от ее возраста и социального положения, считается высшим принципом нравственности. Женщины обычно располагают определенной свободой. В народном этикете закреплено требование всячески помогать ей и защищать ее интересы. Например, если женщина выполняет тяжелую работу, мужчина должен заменить ее. Когда женщина обращается к мужчине за помощью, тот считает своей беспрекословной обязанностью выполнить ее просьбу. Есть обычай вставания мужчин при виде женщины. Даже пожилые мужчины считают нужным встать, когда женщина, хоть и незнакомая, проходит мимо.
Этнокультура черкесского народа представляет собой яркую и достойную часть мировой культуры. Здесь на самом высоком уровне находятся этикет и традиции семейного и общественного воспитания" (Д. Меремукова, Хабезский район Карачаево-Черкесской республики).
И еще (Л.Колодкина из с. Успенское Краснодарского края): «Важное правило черкесского народа -- уважение к женщине вообще и прежде всего -- к матери. Есть у черкесов такие поговорки: "глаза, гневно глянувшие на мать, ослепнут"; "опозорится тот, кто затеет склоку с женщинами".
Если мужчина в присутствии женщины нечаянно произнес грубое слово, по обычаю, он должен загладить свою вину преподнесением ей ценного подарка. Большим позором для мужчины, в том числе и для мужа, считается поднять руку на женщину».
Черкесы считают, что трусость несовместима с положением свободного человека. Л.Колодкина процитировала стихи о черкесах поэта Адыгской Республики Исхака Машбаша:
Во имя счастья не прощают зла. Не верят трусам. Уважают гордых. Смешав огонь и мудрость в сердце горца, Издревле кровь черкесская текла.
И продолжила письмо далее так: «Черкесская народная мудрость гласит: "Да не родит мать одного-единственного сына, но если он родится, пусть и он не живет, если он не мужественный и не гордый".
Крепостью и силой семьи народов Дагестана восхитилась профессор Дагестанского госпедуниверситета Л. Шоцкая: «Многие особенности культуры народов Дагестана, своеобразная "конституция горца", вызывают не просто положительные оценки, а восхищение и даже зависть: верность традициям и обычаям, память о прошлом, взаимосвязь поколений, почитание родителей и старших, культ матери, воздержанность и умеренность в потребностях и желаниях.
Я знала, что в Дагестане дети -- гордость и счастье семьи. Но только на недавней защите диссертации (на русском языке, о научном стиле русского философа В.С. Соловьева) Хабибат Хаджимурадовой хорошо ощутила это: девять сестер с их матерью -- маленькой худенькой аварской женщиной пришли на защиту диссертации самой младшей из сестер -- десятой сестры. Надо было видеть их лица, глаза этих красивых женщин и их матери, слышать, как они радовались за сестру, как сожалели, что отец не дожил до их общей радости. И все свободно говорили по-русски».
Доцент кафедры русского языка Северо-Осетинского госуниверситета им. К.Л. Хетагурова С. Шигина нам поведала: «Осетинские традиции и обычаи уходят своими корнями вглубь веков, многие -- в скифе коаланс кие времена. Среди народов Северного Кавказа, приверженных старому патриархальному укладу жизни, осетины в достаточной степени смогли сохранить свои язык, культуру, религию, традиции почти в первозданном виде.
В Осетии с древних времен существует кодекс чести. Мне кажется, что многие его постулаты следует перенять и другим национальностям нашей великой державы. Вот некоторые из них:
*знай и помни родословную свою.... С великим почтением относись к старикам, а более всего к родителям, даровавшим тебе жизнь;
*как высшую заповедь предков усвой истину -- величие осетина никогда не измерялось богатством, а лишь мерой мужества и труда, отданного во имя Отечества;
*в разговоре больше слушай, меньше говори и никогда не бахвалься -- среди людей много тех, кто умнее и сильнее тебя;
*избегай ссор и скандалов -- в ссоре с глупцом ты станешь глупее, а умного собеседника полезнее просто выслушать;
*никогда не оскорбляй ничьих национальных и религиозных чувств. Каждый народ -- это дар Божий;
*будь гордым и честным. Ни голод, ни холод, ни страх смерти не должен сломить твоего духа, если ты истинный сын осетинского народа.
И сегодня многие осетины придерживаются такого кодекса чести. Помните те страшные трагические события в г. Беслане и слова маленького раненого мальчика, оказавшегося в Москве на операционном столе: "Мне не больно. Ведь я мужчина".
Благородный и воспитанный в духе осетинских патриархальных обычаев человек должен относиться к старшим с большим уважением и предупредительностью. Проявление непочтения к старшим, которое осуждается общественным мнением, у осетин считалось и считается стыдом, роняющим доброе имя человека».
Да, на Кавказе умеют воспитать мужество и благородство у мужчин. Для этого максимально используется сила общественного мнения, мнение людей, проживающих в одной и той же местности.
На Руси так же общественное мнение всегда было серьезным фактором в процессе воспитания подростка, особенно в сельской местности. Воспитание детей в сельской местности всегда шло на глазах у односельчан. Оно и понятно: в условиях села все аспекты жизни и домашние проблемы семей очень быстро становятся достоянием общественности, "от людей на деревне не спрятаться, нет секретов в деревне у нас...". Поступок человека, не вписывающийся в рамки этических норм социума, будет осужден людьми. И этот проступок может наложить отпечаток на всю дальнейшую жизнь человека и даже на его настоящих и будущих родственников. Этому свидетельством хотя бы такой лингвистический факт, как наделение людей прозвищами, которые "приклеиваются" к человеку и его родственникам надолго. Давно утрачено семантическое основание номинации, а прозвище живет и живет, заменяя семье их фамилию, особенно, если в селе много людей с такой же фамилией.
Общественное мнение является действенным инструментом воспитания социально значимых качеств личности у подростка. Вот как об этом написали наши корреспонденты: "В формировании моральных норм чувашей всегда большую роль играло и играет общественное мнение (а что скажут односельчане?). Традиционно для них устройство различных помочей (ниме) при строительстве домов, уборке урожая и т.п. Очень развито чувство коллективизма, боязнь позора: не срами имени чуваша! Такое увещевание воспитывает желание оградить свой народ, свою семью от позора" (Л. Иванова, с. Уязыбашево Миякинского района Республики Башкортостан). Еще из Башкортостана: "В моем народе больше всего мне нравится то, что основой нравственного поведения и сознания здесь выступают честь и совесть. В башкирской семье ребенку с детства внушают, что потерять честь и совесть -- значит лишиться всего самого главного в жизни. Фундаментом становления личности является нравственное достоинство человека, воспитуемого с раннего детства так, чтобы он не потерял уважение других людей, с которыми ему придется жить рядом. Все воспитание направлено на овладение подрастающим поколением добра, всем тем, что народная мудрость оценивает как хорошее. Цель воспитания -- приобрести человека скромного и сильного, смелого и надежного, уважающего другие народы, старших и родителей своих" (Л. Казыева, пос. Магинский Караидельского района Башкортостана).
Подобных писем мы получили очень много. При чтении их становится ясно следующее: народы России добиваются успехов в воспитании своих детей и подростков благодаря:
- соблюдению социально полезных обычаев и традиций предков;
- использованию положительных и отрицательных примеров из жизни предыдущих поколений ("семейная родословная");
- опоре на силу общественного мнения.
Эти факторы хорошо "срабатывают" в среде компактно проживающего нерусского населения и на всей территории России в сельской местности. А что же делать жителям больших городов, в которых цивилизация свела до минимума влияние этих факторов?
Посмотрим, что об этом думают наши корреспонденты -- учителя русского языка как неродного. Вот что написала по этому поводу Л. Лебедева, учительница Кадамской СОШ Советского района Республики Марий Эл: «Никогда не забуду слова старушки-долгожительницы, прозвучавшие лет десять назад: "Будет дисциплина в семье -- будет она и во всей стране". Да, с семьи надо начинать, дорогие россияне! Неплохо, что наша власть заботится о детях-сиротах, о тех, кому надо помочь выжить, встать на правильную дорогу, чтобы стать благодарным сыном или дочерью России. Но часто (видим из жизненных примеров!) этого не случается...
Как много теплых слов можно сказать о семьях, которые воспитали хороших детей, с которыми уютно жить любому: и якуту, и грузину, и чувашу, и русскому. А много ли мы слышим о таких семьях по радио, видим по телевидению, читаем в газетах? К великому сожалению, очень мало! Там больше говорят о жестокости, насилии, забывая о простых и честных людях-тружениках.
От имени всех учителей говорю: "Низкий поклон тем отцам и матерям, которые воспитали хороших детей! Вы достойны орденов за заслуги перед Отечеством, которому служат ваши дети". Вот было бы побольше таких семей, не стояли бы больные для страны вопросы сиротского детства, подростковой преступности, убогой и униженной старости и т.п.».
Мысли замечательные. Именно "в семье заключен мощный потенциал воздействия на процессы общественного развития, становления гражданских отношений, воспроизводства рабочей силы; она способствует нивелированию социальных противоречий и напряжений" [2, с. 15].
Но... хочется и от себя добавить следующее: приступая к решению этих "больных" для общества вопросов, воспитание-то уже надо начинать нам не столько с детей, сколько со взрослых, с родителей этих детей и вообще с любых взрослых. Когда у нас взрослые дяди и тети не несут никакой ответственности за свои поступки, за сказанные слова, за насаждение культа криминала и насилия, пошлости и безвкусицы в развлекательных передачах телевидения и в СМИ вообще, не заботясь о том, какое впечатление они производят на детей и подростков, -- трудно рассчитывать на то, что дети и подростки не станут такими же, какими уже стали многие наши взрослые. Взрослые не смогут сориентировать своих детей на ценности высокой культуры, если сами они их не разделяют. Поворот в сторону преодоления культурно-гуманитарного кризиса возможен при действенном осуществлении специальных антикризисных программ духовно-нравственного воспитания молодежи, в реализации которых государство и власть не должны оставаться безучастными (особенно -- в сфере телевидения и в сфере обеспечения материального достатка в семьях с детьми).
Список литературы
1. Власова Т.И. Духовно ориентированная парадигма воспитания в отечественной педагогике // Педагогика. 2006. № 10.
2. Сабитова Г.В. Мониторинг жизнедеятельности семьи: концептуальные подходы // Педагогика. 2007. № 3.
Страницы: 1, 2