Рефераты. Семья и семейное воспитание ребенка как педагогическая проблема

p align="left">- размолвки, психическое напряжение на базе неудовлетворенных сексуальных потребностей одного или обоих супругов.

- ссоры из-за неудовлетворенной потребности одного или обоих супругов в положительных эмоциях: отсутствие ласки, заботы, внимания.

- финансовые разногласия;

- ссоры на почве разных потребностей и интересов в проведении отдыха и досуга, различных хобби.

Мотивы:

1. Не сошлись с характерами.

2. Супружеские измены и сексуальная жизнь в браке.

3. Бытовое пьянство и алкоголизм.

Анализ показывает, что во внутрисемейном конфликте чаще всего виновны обе стороны.

Избежать многих ошибок позволяет соблюдение основных принципов совместной жизни:

· Реально смотреть на противоречия, возникающие до брака и после его заключения;

· Не избегать трудностей;

· Познавать психологию партнера, надо понимать друг друга, приспосабливаться;

· Быть терпимым, уметь забывать обиды;

· Понимать пользу временной разлуки;

· Следить за собой;

· Не впадать в отчаяние.

Наука супружеского счастья.

1. Романтическая влюбленность.

Когда юноша и девушка влюбляются, в организме обоих резко повышается содержание ферментов - химических веществ, посылающих сигналы нашим чувствам. Поэтому, когда юноша и девушка смотрят друг другу в глаза, мужской и женский мозг словно превращаются в одно целое.

2. Разочарование.

Мы начинаем злиться, раздражаться, а временами даже испытываем страх. Если на стадии романтической влюбленности мы успели вступить в брак, то сейчас задумываемся, правильно ли мы поступили.

3. Борьба за лидерство.

Двое людей, которых постигло, разочарование, обычно вступают в борьбу за лидерство. Когда влюбленность проходит, мужчине требуется больше независимости, а женщине - больше общения с подругами. Это объясняется особенностями воспитания мужчины и женщины и тем, как в обществе между ними распределяются роли.

4. Пробуждение.

Когда мы слишком отдаляемся, любовь, которую мы испытывали в начале, умирает. Когда же мы сближаемся настолько, что один не позволяет другому быть собой, браку тоже приходит конец. Секрет семейного счастья - в том, чтобы строить отношения, учитывая обусловленные природой особенности поведения друг друга.

5. Долгий брак.

Супруги живут вместе, воспитывают детей, любят друг друга, но вовсе не потому, что стали одинаковыми, а потому, что научились быть разными.

Чтобы сохранить душевную близость:

- совместные походы в кино или в театр, ужины.

- бережное отношение друг к другу. Счастье в браке во многом зависят от доброго отношения супругов друг другу.

- нельзя позволять взаимным обидам накапливаться и отравлять отношения. Конечно, ссоры и обиды в семейной жизни неизбежны, но, если такое случается, после следует обязательно попросить друг у друга прощения и постараться найти выход из конфликтной ситуации. Когда не остается ничего другого, можно обратиться за помощью к друзьям, родственникам или специалистам.

Чтобы сохранить личное пространство:

- нужно с пониманием относиться к потребностям и привычкам друг друга.

- у каждого из супругов должны быть свои личные друзья.

- нужно уважать увлечения партнера - будь то хобби или спорт. Раздельное времяпровождение позволяет сохранить личное пространство и почувствовать собственную значимость.

Связав свою жизнь с любимым человеком, вы должны понимать, что ваши чувства со временем могут измениться. Это - нормальное явление. Доверьтесь мудрой природе - она сама приведет вас к согласию и любви.

Секреты семейного счастья.

Старайтесь быть добрыми.

В отношениях между людьми мелочи очень важны. Именно они ведут к укреплению взаимного доверия и безоговорочной любви. Задумайтесь над тем, как повлияет на вашу жизнь употребление таких слов, как «спасибо» и «пожалуйста» или неожиданные услуги и т.д.

Добивайтесь высшего балла: просите извинения.

Иногда извиниться бывает невероятно трудно, но, преодолев себя, вы можете добиться высшего результата.

Учитесь лояльности.

После умения просить извинения очень важным вкладом является способность быть лояльным по отношению к членам семьи в их отсутствии. Ваш подход к взаимоотношениям с любым членом семьи может повлиять на семейную атмосферу в целом.

Обещайте и выполняйте обещанное.

Нет ничего более важного и хрупкого, чем обещания, данные членам вашей семьи.

Не забывайте прощать.

Прощая, вы открываете шлюзы доверия и безоговорочной любви. Вы очищаете свою душу. Кроме того, вы устраняете главное препятствие, которое мешает измениться другим: потому что, если вы прощаете, вы становитесь между людьми и их совестью. Вместо того чтобы спросить свою совесть, они тратят усилия на то, чтобы защитить свое поведение и оправдаться в ваших глазах.

§ 2. Воспитание детей в семье

Более 60 лет назад Макаренко А. ратовал за семью с несколькими детьми, поскольку такая семья представляет собой коллектив, где воспитателями выступают не только родители, но и дети по отношению друг другу.

Сегодня нет однозначного подхода к этой проблеме: есть плюсы и минусы в воспитании и единственного ребенка, и нескольких детей. Несомненно, что для развития ребенка полезнее, когда у него в семье есть партнеры по играм, занятиям, развлечениям, чем их отсутствие и одиночество.

Следует учесть, что воспитание единственного ребенка есть множество вариантов и не все они строятся на безграничной любви к нему. Нередки, например, семьи, где единственный ребенок - носитель родительских амбиций, тогда жизнь его расписана по минутам: музыка, рисование, теннис и т.п. Иные условия развития единственного ребенка, если его заводят, чтобы сохранить семью, которая дала трещину. Забота о ребенке укрепляют чувства моральной ответственности супругов, но не прибавляют тепла в их отношениях. И, наконец, в современной жизни немало семей, где единственный ребенок безнадзорен, нередко вливается в армию «детей улицы». У единственных детей, как правило, теснее эмоциональные узы, контакты с взрослыми членами семьи, или перепадает больше духовных и материальных благ, чем в семье с несколькими детьми. Единственный ребенок всегда на глазах взрослых, которые замечают, когда ему что-либо не удается, когда ему трудно, и спешат на помощь. В большой семье ребенок пытается все сделать сам, а единственный ребенок делает все в полсилы, зная, что ему помогут. У него развивается позиция опекаемого, обучаемого. А это ведет к потере веры в свои силы, к несамостоятельности. Нередко единственные дети становятся с маленькими деспотами в семье, заставляя всех взрослых служить себе. Другая характерная особенность развития единственных детей - они не имеют возможности близко общаться с другими детьми. В единственных детях ярче проступают эгоистичные наклонности, они больше наступают, чем уступают, а сегодня так важно быть терпимее к людям, уметь пойти им навстречу, проявить внимание и заботу!

В семье с несколькими детьми - иная воспитательная ситуация. Детям приходится делить между собой любовь, внимание, заботу родителей, а не «купаться» в них, как это частенько выпадает на долю единственного ребенка.

Старшие и младшие дети выступают по отношению друг другу в ролях обучающих и обучаемых, воспитывающих и воспитываемых. Старшие направляют развитие, интересы младших, многому учат их, причем часто более успешно, чем родители. Младшие дети, «наступая» старшему на пятки, стимулируют его развитие. Однако воспитание нескольких детей в семье, не столь безоблачно, как кажется на первый взгляд. Из проблем, которые возникают в многодетных семьях, самые невинные, когда младшие не хотят поднашивать вещи старших, играть в их игрушки и т.п. Иной характер проблем, когда дети начинают соперничать друг с другом. Это случается, если ребенок стремится проявить себя лучше, ярче в том, что получается у брата или сестры. Задача родителей помочь ребенку утвердиться в своих стремлениях, добиться результатов, но так, чтобы никто не был обойденным и униженным. Если упустить контроль за соперничающими детьми, то это может привести к нарушению взаимоотношений между ними, развитию примитивных межличностных реакций (зависть, амбиция, агрессия). Условия для развития старших и младших детей, растущих в одной семье, не остаются раз и навсегда данными. Ведь семья - это не застывшая организация, а динамичная микросистема, постоянно находящееся в диалектическом развитии.

Близнецы. Воспитание близнецов нуждается в иной тактике по сравнению с той, который прибегаю в семьях с несколькими разновозрастными детьми. Прежде всего, потому, что развитие близнецов сопряжено с определенными трудностями. Начнем с периода внутриутробного развития, осложненного многоплодной беременностью, завершающийся зачастую преждевременными родами. В результате, появляясь на свет, близнецы уступают одиночно рожденным детям по показателям физического развития. Поэтому они слабее, беспокойны, часто плачут, хуже спят. Отсюда - необходимость тщательного ухода за детьми, особое внимание к питанию, к физическому развитию. У близнецов наблюдается необычайная способность к сопереживанию: они чувствуют настроение друг друга, плач, смех, хныканье одного вызывают такие же эмоциональные реакции у второго (третьего), у близнецов несколько запаздывает развитие речи: до 4-5 лет дети общаются между собой на собственном интимном языке, практически непонятном окружающим.

Наиболее распространенная тактика воспитания близнецов основана на максимальном сближении детей: подчеркивается сходство и игнорируются различия, присущие и монозиготным и дизиготным близнецам. Родители стремятся к одинокости во всем: одежде, игрушках. Постоянное подчеркивание сходства детей стимулирует у них стремление быть во всем одинаковыми, играть «роли близнецов», что может привести к развитию некоторых сходных психологических признаков и торможения становления индивидуальных. Следует предупреждать формирование у близнецов чрезмерной взаимозависимости. Необходимо расширять круг их общения с другими людьми. Прежде всего, сами родители должны заниматься с каждым ребенком, поощрять игры близнецов с разными товарищами.

Таким образом, воспитательные возможности семей с близнецами чрезвычайно разнообразно. Наиболее предпочтительна тактика воспитания, основанная на «курсе индивидуализации», на максимальном внимании родителей к развитию каждого ребенка близнецового коллектива с учетом потребностей, особенностей, интересов малыша.

Дети в приемной семье. Усыновление - одна из форм воспитания ребенка, оставшегося без попечения родителей, известная еще со времен Древнего Рима. Из всех форм опекунской заботы самая подходящая для ребенка - усыновление.

Главная проблема, которая возникает у многих родителей, усыновивших детей, заключается в вопросе: сказать или нет ребенку правду о его происхождении? Должен ли ребенок знать, что он не родной? Каждая семья решает эту проблему по-своему: одни рассказывают ребенку, что он усыновлен, другие утаивают правду. Однако страх перед раскрытием тайны держат в напряжении родителей, создают нервозную обстановку в семье. Но не всегда удается сохранить от ребенка тайну усыновления. Иногда находятся «доброжелатели», которые открывают ребенку историю происхождения. Специалисты рекомендуют приемным родителям рассказать ребенку дошкольного возраста о том, что его взяли, что он был маленьким, потому что у него не было, совей мамы. А теперь у него есть мама и папа, которые его любят.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.